Назначение конституционного судебного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Назначение конституционного судебного процесса проявляется в провозглашенных Законом о Конституционном Суде РФ целях конституционного судопроизводства:

 

• защита основ конституционного строя;

 

• защита основных прав и свобод человека и гражданина;

 

• обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 3).

 

Конституционный судебный процесс направлен на укрепление и охрану существующего в стране конституционного строя, представляющего собой основополагающие принципы устройства российского общества и государства, обеспечивающие подчинение государства праву и устанавливающие пределы вмешательства государства в жизнь гражданского


общества. Основы конституционного строя определяют содержание

 

правового воздействия на все сферы жизни общества, влияют на развитие

 

всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому их охрана

 

составляет предмет особой заботы Конституционного Суда РФ.

 

Так, например, во многих решениях Конституционного Суда РФ определяются следующие основы демократии как политической формы осуществления государственной (публичной) власти в обществе: 1) легитимный характер политической власти и законность ее действий; 2) наличие представительных органов, формируемых на основе всеобщих свободных и периодичных выборов; 3) реальное осуществление политических и иных прав и свобод человека; 4) защищенность человека от произвола и беззакония; 5) отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной идеологии; 6) свобода СМИ, отказ от цензуры; 7) существование парламентских и оппозиционных политических партий, профсоюзных, молодежных, женских и других общественных объединений;

 

8) учет интересов меньшинства, национальных и иных особенностей населения; 9) гражданский контроль за деятельностью органов власти; 10) разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

 

Конституционный контроль направлен на развитие политических,

 

экономических,     социальных     и      духовных     основ      российского

 

конституционного   государства,  поддержание   единства    Российской

 

Федерации, соблюдение баланса властей, повышение эффективности всех

 

ветвей государственной власти и местного самоуправления, оптимизацию

 

взаимоотношений   между    органами    власти     различного   уровня,

 

совершенствование федеративных отношений? гармонизацию всей системы публичной власти.

 

В триаде властей Конституционный Суд РФ занимает особое место,

 

поскольку выступает гарантом сложившегося их равновесия, арбитром

 

между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти,

 

призванным постоянно приспосабливать государственную структуру к


современным конституционным требованиям, чтобы каждая из ветвей выполняла свою компетенцию и не вторгалась в чужую. Посредством конституционного судебного процесса разрешаются конфликтные ситуации,

 

споры между органами государственной власти, достигается политическая

 

стабильность в обществе и государстве. В задачу Конституционного Суда РФ

 

входит не только рассмотрение конкретных дел, касающихся разделения

 

властей, но и определение степени вторжения одной ветви власти в другую и

 

установление того, в какой мере это вмешательство препятствует совместной

 

деятельности органов публичной власти и эффективному функционированию

 

системы власти в целом.

 

Конституционному Суду РФ отводится особая роль в обеспечении равновесия, стабильности и динамизма общественного развития.

 

 

Так, Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность требования федерального закона об освобождении от исполнения должностных обязанностей на время участия в выборах высших должностных лиц субъекта РФ, зарегистрированных кандидатами, объяснив, что данное требование закона «преследовало конституционно значимую цель обеспечить непрерывность и стабильность в деятельности органов государственной власти» (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. № 1010-О).

 

В другом деле при рассмотрении вопроса об участии субъектов РФ в федеральном законодательном процессе Конституционный Суд указал, что наделение законодательных органов субъектов РФ правом законодательной инициативы «служит поддержанию единства системы государственной власти как одной из основ федеративного устройства Российской Федерации

 

и стабильности ее конституционного строя как условия реализации публичной властью преследуемых Конституцией Российской Федерации целей и способа обеспечения конституционных ценностей» (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П).

 

Основное  предназначение  современного  правового государства

 

заключается в служении человеку как высшей ценности в Российской

 

Федерации. Исходя из этого защита гарантированных Конституцией РФ


прав и свобод человека и гражданина является одной из базовых целей конституционного судебного процесса.

 

Гарантируя защиту основных прав и свобод человека и гражданина, конституционный судебный процесс служит ограничению государственной власти и обеспечению баланса частных и публичных интересов.

 

На защиту основных прав и свобод личности направлены все виды производств в Конституционном Суде РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. С наибольшей эффективностью она решается путем рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб, поскольку в данном случае существует прямая заинтересованность заявителей жалоб в наиболее быстром и действенном реагировании органа конституционного контроля на факт нарушения Конституции. При этом судебную защиту получают не только заявители конституционных жалоб, но и другие граждане, права которых были нарушены законом, признанным Конституционным Судом РФ неконституционным. Поэтому конституционный судебный процесс воспринимается как средство защиты публичных интересов.

 

Конституционный судебный процесс подчинен главной задаче - обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является правовым нормативным документом высшей юридической силы, обладает верховенством и прямым действием на всей территории страны, и Конституционный Суд РФ является специализированным государственно-властным органом, осуществляющим правовую охрану Конституции, призванным обеспечивать существование единой правовой системы России, построенной на общих конституционных принципах и ценностях.

 

Конституционный Суд РФ выступает гарантом конституционных ценностей, обеспечивает стабильность Конституции Российской Федерации, неуклонно следуя такому толкованию Конституции и законов, которые в


полной мере адекватны прогрессивному пониманию гуманистической

 

сущности государства, служащего человеку, защищающего его права и

 

свободы.

 

По справедливому утверждению судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, посредством конституционного правосудия конституционализм как особый политико-правовой режим демократического государства актуализируется с учетом конкретно-исторических условий своего развития, превращается в «живой» конституционализм на основе вырабатываемых правовых позиций Конституционного Суда, относящихся как к нормам и институтам конституционного и других отраслей права, так и к практике их реализации. Поэтому он называет Конституционный Суд РФ генератором «живого» конституционализма, а также хранителем и преобразователем российского конституционализма.

 

«Посредством конституционного правосудия сам по себе российский конституционализм и его центральный нормативно-правовой элемент в виде Конституции актуализируются с учетом изменяющихся конкретно-исторических условий своего развития, благодаря чему сущее (система реальных отношений) и должное (юридическая конституция) сближаются, превращаясь в «живой» конституционализм55.

 

 

Таким образом, благодаря конституционному судебному процессу

 

Конституция Российской Федерации, как правовой акт, содержащий немало

 

норм-принципов, норм – деклараций, превращается в действующее, «живое»

 

право, позволяющее обществу эффективно развиваться, двигаться вперед.

 

Деятельность Конституционного Суда РФ влияет не только на развитие

 

Конституции РФ, но и на отраслевое законодательство, которое под

 

воздействием  правовых  позиций   Суда   «конституционализируется»,

 

подчиняясь фундаментальным принципам, закрепленным в Конституции РФ.


 

 

55 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. С. 101.


Обеспечивая       контроль       за        конституционностью       законов,

 

Конституционный Суд РФ выявляет конституционно-правовой смысл их

 

норм. Нередко, признавая положение закона соответствующим Конституции

 

РФ, Суд уточняет их истинное, должное конституционно-правовое

 

содержание, уточняет смысл, адекватный конституционным требованиям.

 

Согласно ч. 2 ст. 74 Закона о Конституционном Суде РФ, при проверке

 

конституционности закона Суд оценивает как буквальный смысл правовой

 

нормы, так и ее официальное или иное толкование, а также смысл,

 

придаваемый норме сложившейся правоприменительной практикой. Норма

 

закона, признанная не противоречащей Конституции РФ в конституционно-

 

правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, сохраняет

 

юридическую  силу  и   действует   исключительно  в   пределах  ее

 

конституционно-правовой интерпретации Судом. Иное истолкование нормы

 

любым правоприменителем означает ее противоречие Конституции РФ и

 

решению Конституционного Суда РФ, потому недопустимо.

 

Юридическое последствие решения Конституционного Суда РФ, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы, - прекращение

 

ее действия (и, соответственно, применения) в неконституционном истолковании и, как следствие, утрата ею силы на будущее время в любом ином - расходящемся с выявленным конституционно-правовым - смысле, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что такая норма - по общему правилу, с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, а правоприменительные органы обязаны учитывать сформулированную в нем позицию Конституционного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. № 23-П).

 

Посредством конституционного судебного контроля преобразуется

 

правоприменительная практика, поскольку выявление Конституционным

 

Судом РФ конституционно-правового смысла нормы закона, по сути,


означает приведение правового регулирования, предусмотренного этой нормой, в соответствие с Конституцией РФ, что по своим правовым последствиям сопоставимо с изменением правовой регламентации отношений, относящихся к предмету регулирования данной нормы, а следовательно, должно учитываться правоприменительными органами при

 

принятии к производству обращений граждан, поступивших к ним после

 

вступления в силу решения Конституционного Суда РФ, содержащего

 

конституционно-правовое истолкование правовой нормы, и основанных на

 

выраженных в нем правовых позициях.

 

Воздействуя непосредственно на законы, Конституционный Суд РФ

 

выявляет пробелы в праве и указывает на них законодателю, а иногда и сам

 

восполняет пробелы.

 

Так, например, в одном из решений Конституционный Суд РФ указал, что «неясность формулировок, понятий, терминологии, а также пробельность закона могут являться основанием проверки его конституционности по жалобе гражданина... при условии, что это приводит в процессе правоприменения к такому толкованию норм, которое нарушает или может

 

нарушить конкретные конституционные права» (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1995 г. № 116-О).

 

В другом решении Конституционный Суд РФ констатировал, что пробел

 

в правовом регулировании процессуального порядка оспаривания заинтересованными лицами актов федеральных органов исполнительной власти, являющихся актами разъяснения тех или иных законоположений и обладающих нормативными свойствами, «приобретает тем самым конституционное значение, что обязывает Конституционный Суд Российской Федерации принимать решение исходя из того, что отсутствие необходимого законодательного механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан» (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П).


Вместе с тем в большинстве случаев Конституционный Суд РФ сам не восполняет правовые пробелы, уточняя, что «восполнение пробелов в правовом регулировании и уточнение тех или иных формулировок, содержащихся в законе, является прерогативой органов законодательной власти и не относится к ведению Конституционного Суда Российской Федерации»56. В этом случае законодатель обязан учесть позицию Конституционного Суда РФ и осуществить правовое регулирование в конституционно-правовом ключе. Таким образом, Конституционный Суд оказывает содействие законотворчеству федерального парламента.

 

 

«Конституционно-правообразующее, нормативное значение деятельности Конституционного Суда, - отмечает Н.С. Бондарь, - проявляется и в том, что, выявляя конституционные модели организации тех или иных сфер общественных отношений, пробелы и дефекты в правовом регулировании и одновременно тенденции развития конституционных отношений, Конституционный Суд определяет конституционную стратегию (концепцию) совершенствования законодательства»57. Своим решением Суд создает норму, которая может стать связующей для законодателя при разработке законодательного акта либо при аннулировании действующего58.

 

Конституционный судебный процесс воздействует не только на законодательство и правоприменительную практику, но и формирование

 

конституционного правосознания и правовой культуры, конституционной идеологии государства.

 

 









Дата: 2019-03-05, просмотров: 173.