Со временем называть имена, которые обладали бы хоть какой-то достоверностью, становилось все труднее. Сейчас осталось чуть ли не одно - Мария Степанова.
Сергея Гандлевского. Его ныне чтут все, но пример строгой поэтической диеты не становится от этого заразительным: сборники, представляющие урожай всего лишь одного года, входят в моду. Жаль. Сейчас более, чем когда-либо, многописание - заведомый минус.
на вечную тему - о жизни. Оно написано вне современных стилей и в то же время в соответствии с колебаниями всех их сразу. Оно настроено на современность речи и впечатлений; в нем свободно меняется тон от дворового жаргонизма к классической ассоциации даже не по пути от строфы к строфе, а внутри строки,
Он совершает плавание в пространстве всего языка,
Старость по двору идет,
детство за руку ведет,
а заносчивая молодость
вино в беседке пьет.
Поодаль зрелые мужчины,
Лаиса с персиком в перстах.
И для полноты картины
рояль виднеется в кустах.
Кто в курсе дела, вряд ли станет
стыдиться наших пустяков,
зане метаморфозой занят:
жил человек - и был таков.
А я в свои лета, приятель
и побратим по мандражу,
на черный этот выключатель
почти без робости гляжу...
Чик-трак, и мрак. И всё же тайна
заходит с четырёх сторон,
где светит месяц made in China
и спальный серебрит район,
где непременно в эту пору,
лишь стоит отодвинуть штору,
напротив каждого окна —
звезда тщеты, вот и она.
Первая строфа - ряд эмблем на классическую тему возрастов человеческой жизни. Читая, вспоминаешь, что в позднем Возрождении эмблемы были любимым развлечением, - Их нужно было разгадывать, и потому при их составлении следовало проявить остроумие, не впасть в банальность,
Гандлевский варьирует степень узнаваемости и неожиданности жизни, допускающей в свой дворовый круг и Лаису с персиком, и рояль из современной речевой идиомы. На этом рояле в кустах, означающем хорошо спланированный сюрприз, поэт проиллюстрировал принцип составления эмблемы.
Эмблема составилась, чтобы стать предметом обсуждения во второй строфе. Здесь главное - тон.
Интонационно он строг и классичен,
лексически и предметно - подчеркнуто современен, чуть снижен, но не слишком.
Мелькнувшая в первых двух строках необязательная ассоциация (“Кто жил и мыслил, тот не может...”) устанавливает пушкинскую свободу.
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Постмодернистский центон обычно - грубая работа. Гандлевский любит лукавые намеки и неявные цитации, действующие из глубины текста.
Их не всегда можно точно атрибутировать, но главное - читателю это не всегда нужно делать, настаивая на безусловности той или иной аллюзии.
Гандлевский как будто в назидание оказался рядом со Степановой: “почувствуйте разницу” между тонкой поэтической работой, между “рефлектирующим словом” и конвейером, пусть неплохо налаженным, но работающим на потоке стиля.
Лирическое пробуждение - самое значительное событие при начале нового столетия.
Оно как будто бы не могло не произойти, поскольку все когда-нибудь кончается, в том числе и “конец века”, который был столь долгим и трудным в этот раз, его так дружно пиарили, что казалось: а вдруг не кончится?
Все к тому - некуда деться - постмодерн for ever.
Иногда бывает приятно обмануться и увидеть, что марксистский закон дает сбой, оставляющий надежду - в том числе и на поэзию в новом столетии, и на новые имена, способные преодолевать инерцию колеблющихся стилей.
3. ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОЭЗИИ – ИЛИ ПРОЗЫ?
1.
Спор вокруг бренда «новейшая поэзия» и того, что есть «современность» поэзии в целом. за прошедшее пятилетие потеряли накал. Основное размежевание происходит сегодня не внутри современной поэзии – а вне ее.
На ее пределах, на границах между поэзией и не-поэзией.
В плане профессиональном – между поэзией и любительским стихотворством.
В функциональном – между поэзией в ее самостоятельном качестве и поэзией как средством (текстами песен, рифмованными фельетонами, стихами для детей)...
Наконец, в жанровом плане – между поэзией и прозой.
2.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.