В “Арионе” - в журнале победила тенденция к прозаизации стиха, то, что уже определил икак non-fiction: проза в стихах или стихи в прозе. Независимо от того, пишут авторы верлибром или придерживаются более традиционных форм. - , молодые же попадают в зависимость от стиля - вернее, в зависимости от того, следуют ему или нет, они попадают или не попадают в журнал, который от этого не становится разнообразнее.
В “Арионе” даже Борис Херсонский - Пятидесятилетний психиатр из Одессы- вынужден быть минималистом - он теряет индивидуальность:
Заколочены окна, ворота всегда на запоре,
надпись “Бабка Валька сдохни” на зеленом заборе...
Такого рода стихи нужно печатать либо атрибутируя их поэтическую тему - “из Бродского”, либо - еще лучше - с эпиграфом из него:
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
А как жив, то пьяный сидит в подвале...
(“Ты забыла деревню, затерянную в болотах...”)
Херсонского адекватно поставили на ему принадлежащее законное место. Его оценили далеко не все, но многие и в самых разных сегментах поэтической ситуации. - он стал самой заметной фигурой нескольких последних лет, знаменуя какой-то сдвиг, происшедший во вкусах и ожиданиях.
Самое интересное в Херсонском - феномен его успеха.
Цитировать можно с любого места, обрывая на любом месте. Вот текст, вывешенный в Интернете как визитная карточка Херсонского:
Значит, так. Вынимаешь резной ларец,
ломаешь замок зубами клещей,
открываешь и говоришь: “Покажись!”
Из ларца вырастает резной дворец.
Во дворце - Кощей над мискою щей,
в Кощее - Кощеева жизнь.
Или так. В поле - сруб, а над срубом - дуб,
а на дубе - сук, на суку - сундук,
в сундуке - барсук худой, словно жердь.
В барсуке перепелка гнездо свила,
в перепелке - яйцо, а в яйце - игла,
на игле - Кощеева смерть...
Херсонский - адаптация Бродского, оторвавшегося от читателя, сделавшегося непонятным в своей поздней холодности, безлиричности, затрудненности говорения. Херсонский отбросил ненужное и разогнал общедоступное.
Херсонский принадлежит к важному в истории поэзии эволюционному поэтическому ряду.
Явление, отмеченное успехом и возникающее в поэзии в момент, когда потребление расширяет свои границы, достигая массового спроса: Бенедиктов и Надсон, Северянин, Евтушенко, Херсонский... - Не предлагающие открытия, а удачно использующие уже наработанное в поэзии, возникающие на обочине большого стиля, опускающие его в речевой “быт”.
Несколько маленьких дощечек,
считающихся фрагментами яслей,
в которых лежал рожденный Спаситель,
заключены в серебряной раке
работы известного ювелира,
жившего в восемнадцатом столетье
от Рождества Того, кто лежал в яслях,
сбитых из этих досок,
или других - никто точно не скажет.
Сошедший с ума и забывший о своей прикладной функции дизайн разбежался километрами. Он может быть беспредметным, может обернуться инсталляциями с участием реальных предметов, но ни автора, ни героя, ни “эстетической деятельности” там не предвидится.
Как к этому всему относиться, для меня не представляет проблемы. Проблема в другом: как относиться к родоначальникам авангарда, выпустившим этого джина из бутылки, но мечтавших о возвращении к слову, мифу, о возрождении замыленного цивилизацией восприятия природных красок и форм? Есть ли принципиальная разница между родоначальниками и продолжателями, между студией и конвейером?
Родоначальники были художниками и умели стать к конвейеру промышленного производства. Продолжатели поставили на конвейер то, что никому не нужно и ни к чему не годно, кроме залов “актуального искусства”.
мои сомнения относительно того, способны ли модели, исполненные по проектам новейших воздухоплавателей от поэзии, полететь,
В 90-х казалось, что им несть числа, уверяли, что если непредвзятым ухом прильнуть к земле, то услышишь поступь доброго десятка поэтов, ни в чем не уступающих Бродскому...
(Поверить в это было невозможно даже не потому, что большой дар - редкость, но потому, что в случае с Бродским дар совпал с биографией, был востребован временем и осознан поэтом, принявшим на себя роль завершителя целого периода русской поэтической истории. Такое не случается ни каждые десять, ни даже каждые пятьдесят лет. Эта вакансия надолго остается пуста, а вернее - она просто закрывается.)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.