Стихи или проза? Не только то, не только это. А что-то представляющее собой поэтический non-fiction
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В “Арионе” - в журнале победила тенденция к прозаизации стиха, то, что уже определил икак non-fiction: проза в стихах или стихи в прозе. Независимо от того, пишут авторы верлибром или придерживаются более традиционных форм. - , молодые же попадают в зависимость от стиля - вернее, в зависимости от того, следуют ему или нет, они попадают или не попадают в журнал, который от этого не становится разнообразнее.

 

В “Арионе” даже Борис Херсонский - Пятидесятилетний психиатр из Одессы-  вынужден быть минималистом - он теряет индивидуальность:

 

Заколочены окна, ворота всегда на запоре,

надпись “Бабка Валька сдохни” на зеленом заборе...

 

Такого рода стихи нужно печатать либо атрибутируя их поэтическую тему - “из Бродского”, либо - еще лучше - с эпиграфом из него:

 

Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,

А как жив, то пьяный сидит в подвале...

(“Ты забыла деревню, затерянную в болотах...”)

 

Херсонского адекватно поставили на ему принадлежащее законное место. Его оценили далеко не все, но многие и в самых разных сегментах поэтической ситуации. - он стал самой заметной фигурой нескольких последних лет, знаменуя какой-то сдвиг, происшедший во вкусах и ожиданиях.

 

Самое интересное в Херсонском - феномен его успеха.

Цитировать можно с любого места, обрывая на любом месте. Вот текст, вывешенный в Интернете как визитная карточка Херсонского:

 

Значит, так. Вынимаешь резной ларец,

ломаешь замок зубами клещей,

открываешь и говоришь: “Покажись!”

Из ларца вырастает резной дворец.

Во дворце - Кощей над мискою щей,

в Кощее - Кощеева жизнь.

 

Или так. В поле - сруб, а над срубом - дуб,

а на дубе - сук, на суку - сундук,

в сундуке - барсук худой, словно жердь.

В барсуке перепелка гнездо свила,

в перепелке - яйцо, а в яйце - игла,

на игле - Кощеева смерть...

 

Херсонский - адаптация Бродского, оторвавшегося от читателя, сделавшегося непонятным в своей поздней холодности, безлиричности, затрудненности говорения. Херсонский отбросил ненужное и разогнал общедоступное.

 

Херсонский принадлежит к важному в истории поэзии эволюционному поэтическому ряду.

 

Явление, отмеченное успехом и возникающее в поэзии в момент, когда потребление расширяет свои границы, достигая массового спроса: Бенедиктов и Надсон, Северянин, Евтушенко, Херсонский... - Не предлагающие открытия, а удачно использующие уже наработанное в поэзии, возникающие на обочине большого стиля, опускающие его в речевой “быт”.

 

Несколько маленьких дощечек,

считающихся фрагментами яслей,

в которых лежал рожденный Спаситель,

заключены в серебряной раке

работы известного ювелира,

жившего в восемнадцатом столетье

от Рождества Того, кто лежал в яслях,

сбитых из этих досок,

или других - никто точно не скажет.

 

Сошедший с ума и забывший о своей прикладной функции дизайн разбежался километрами. Он может быть беспредметным, может обернуться инсталляциями с участием реальных предметов, но ни автора, ни героя, ни “эстетической деятельности” там не предвидится.

 

Как к этому всему относиться, для меня не представляет проблемы. Проблема в другом: как относиться к родоначальникам авангарда, выпустившим этого джина из бутылки, но мечтавших о возвращении к слову, мифу, о возрождении замыленного цивилизацией восприятия природных красок и форм? Есть ли принципиальная разница между родоначальниками и продолжателями, между студией и конвейером?

 

Родоначальники были художниками и умели стать к конвейеру промышленного производства. Продолжатели поставили на конвейер то, что никому не нужно и ни к чему не годно, кроме залов “актуального искусства”.

 

мои сомнения относительно того, способны ли модели, исполненные по проектам новейших воздухоплавателей от поэзии, полететь,

В 90-х казалось, что им несть числа, уверяли, что если непредвзятым ухом прильнуть к земле, то услышишь поступь доброго десятка поэтов, ни в чем не уступающих Бродскому...

 

(Поверить в это было невозможно даже не потому, что большой дар - редкость, но потому, что в случае с Бродским дар совпал с биографией, был востребован временем и осознан поэтом, принявшим на себя роль завершителя целого периода русской поэтической истории. Такое не случается ни каждые десять, ни даже каждые пятьдесят лет. Эта вакансия надолго остается пуста, а вернее - она просто закрывается.)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 181.