Народные тексты, фольклорные, специфика. – понимание общие основание культуры народа.
Авторская П. – по иным законам: нельзя править текст, индивидуальна, авторский стиль,
Олег Григорьев:
Я спросил электрика Петрова:
— Для чего ты намотал на шею провод?
Ничего Петров не отвечает,
Висит и только ботами качает.
Я спросил электрика Петрова:
— Для чего тебе на шее провод?
И оответил мне Петров тогда:,
Красота – на шее провода!
Профессиональная – для неограниченного круга читателей, связанных общей культурой и языком. Связана с другими стихами, имеет свое место в поэтическом контексте. Иерархия поэзии – сложна и неодинакова в разные периоды: Ломоносов-Державин-Петров/Пушкин и остальные/; ХХ, неподцензурная, эмигрантская – со своими гениями; с 1990-х гг. – разные представления об иерархиях. – Отвечает на вопрос – Как в культуре рождаются новые смыслы, вырабатывает эти смыслы и познает
Любительская – красивыми словами подтвердить то, что уже известно читателю. Используют элементы профессиональной поэзии. Важный элемент социальной коммуникации – объединяет людей, делает жизнь интереснее. Дает понимание – какие степреотипы распространены в обществе.
Наивная поэзия – сочиняет как будто с чистого листа, не знает предшественников, не представляя, что такое поэтический текст, но – бывает новый, интересный взгляд. Понять – общие механизмы человеческого творчества.
Традиционная и новаторская
Новаторство – с Державина. От частого употребления любые элементы изнашиваются. И. Дмитриев – пародия на одописца по шаблону:
Он тотчас за перо и разом вывел: ода!
Потом в один присест: такого дня и года!
«Тут как?.. Пою!.. Иль нет, уж это старина!
Не лучше ль: Даждь мне, Феб!.. Иль так: Не ты одна
Попала под пяту, о чалмоносна Порта!
Но что же мне прибрать к ней в рифму, кроме черта?
Нет, нет! нехорошо; я лучше поброжу
И воздухом себя открытым освежу».
Пошел и на пути так в мыслях рассуждает:
«Начало никогда певцов не устрашает;
Что хочешь, то мели! Вот штука, как хвалить
Героя-то придет! Не знаю, с кем сравнить?
С Румянцевым его, иль с Грейгом, иль с Орловым?
Как жаль, что древних я не читывал! а с новым—
Неловко что-то всё. Да просто напишу:
Ликуй, Герой! ликуй. Герой ты! — возглашу.
Изрядно! Тут же что! Тут надобен восторг!
Скажу: Кто завесу мне вечности расторг?
Я вижу молний блеск! Я слышу с горня света
И то, и то... А там?.. известно: многи лета!
Брависсимо! и план и мысли, всё уж есть!
Да здравствует поэт! осталося присесть,
Да только написать, да и печатать смело!»
Бежит на свой чердак, чертит, и в шляпе дело!
И оду уж его тисненью предают,
И в оде уж его нам ваксу продают!
Вот как пиндарил он, и все, ему подобны,
Едва ли вывески надписывать способны!
Желал бы я, чтоб Феб хотя во сне им рек:
«Кто в громкий славою Екатеринин век
Хвалой ему сердец других не восхищает
И лиры сладкою слезой не орошает,
Тот брось ее, разбей, и знай: он не поэт!»
Марсий (греч. миф.) — тщеславный музыкант, вызвавший на состязание самого Аполлона. Победивший Аполлон повесил Марсия и содрал с него кожу. Имя стало нарицательным для обозначения тщеславных и бездарных поэтов .
ХХ в. – поэт смотрит на стих – как на 1. – система запретов, один и тот же набор средств и приемов; 2 – система открытых возможностей, все меняется – темы, средства и …
Традиция – не только набор старых бессмысленных правил, идет постоянное обновление и изменение традиции.
С Серпеюряного Века – понимание что традиция не едина, есть набор частных традиций, между ними – сложные отношения.
Н-р, О. Мандельштам – объединяет акмеизм и футуризм,
Выбор между традицией и новаторством – лишь симпатия поэта к разным авторам.
В. Хлебников. «Усадьба ночью, чингисхань!»
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!
Но смерч улыбок пролетел лишь,
Когтями криков хохоча,
Тогда я видел палача
И озирал ночную, смел, тишь.
И вас я вызвал, смелоликих,
Вернул утопленниц из рек.
«Их незабудка громче крика», —
Ночному парусу изрек.
Еще плеснула сутки ось,
Идет вечерняя громада.
Мне снилась девушка-лосось
В волнах ночного водопада.
Пусть сосны бурей омамаены
И тучи движутся Батыя,
Идут слова, молчаний Каины, —
И эти падают святые.
И тяжкой походкой на каменный бал
С дружиною шел голубой Газдрубал.
<1915>
И. Булатовский. Дождь с. 72
Короткий разговор дождя –
Не краткий разговор
Два старых латника, сойдя
С коней, сошлись в упор:
Один ударит по щиту
Другого, и другой
В ответ ударит по щиту
Другого, и другой
В ответ ударит по щиту
Заклятого врага,
заклепанного в пустоту
Из одного куска.
Тематизация в поэзии
Как выделить тему – зависит от восприятия. Темы ограничивают содержание.
18-19 в. – жанровое мышление: послание – тема дружбы, элегия – утрата, смерть
18 в. – основная – тема прославления монарха – жанр оды
19/20 в. –темы перестают ограничивать содержание: классический репертуар не связан с определенными жанрами.
Деление на темы – в прикладной поэзии (рекламной) – информация –ограничения, чтоббы понять ее правильно.
Избегание тем: любви, телесности – в 18 в., в 20 в. – разные причины
И. Бунин. Одиночество – темы: главная, и – прощание с возлюбленной, деревенской жизни, природы, покупки собак
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.