Творческие аспекты: «традиционалисты» и «авангардисты»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшая особенность нынешнего времени – очень высокий уровень поэзии российских регионов и не выведенной в мейнстрим поэзии столичных городов.

 

работают десятки первоклассных поэтов, пишущих силлабо-тонические стихи, и, к сожалению, обделенных вниманием критики и литературоведения

Современная поэзия работает избыточно, что позволяет говорить о кризисе «перепроизводства».

 

Однако роли мейнстримовских («номенклатурных») авторов на сегодня распределены и на слуху другие имена, которые, надо заметить, легко заменимы, что, возможно, и произойдет в ближайшие годы.

 

Названные мной поэты работают, не теряют интереса к определенным формальным экспериментам. - они ужесточили черты современной просодии, в их стихах появились максимально густая плотность, усиленная аллитерационными возможностями, максимум просторечной, бытовой и даже обсценной лексики. Это поэзия жесткая, нелицеприятная, зачастую граничащая с физиологическим очерком. Лексический ряд изобилует такими словами, как тоска, смерть, гроб и т.д., что в советских литературных журналах встречалось гораздо реже. Изменилась жизнь изменились стихи. Поэты, как зеркала (штамп тут неибежен), отражают то, что есть.

 

Анна Павловская описывает жизнь современного московского гастарбайтера:

Мне муторно от страха,

Тупая боль в глазах.

Луна – как черепаха

В холодных небесах.

И темнота, и крыши,

Как плахи...

Страшный Суд.

Опять придут бесстыже

И паспорт заберут.

И скажут, забирая:

«На все тебе три дня»...

Москва моя родная,

За что ты так меня?! 

 

Феликс Чечик не скрывает тотального минорного настроения:

То ли снег, то ли пух тополиный.

Мягко стелет, да холодно спать.

Приползу на карачках с повинной.

Нет прощения.

Мне ли не знать.

Снег растаял со скоростью пуха.

Отчего же не стало теплей?

Затянулась моя невезуха,

затянулась на шее твоей.

Игорь Галеев оплакивает сгоревшие «за спиною мосты»:

зачем-то играем мы оба,

горят за спиною мосты

и хлопают крышкою гроба,

но мне улыбаешься ты.

играем с тобою мы оба,

и в страстном забвении ты,

моя дорогая зазноба,

моей тошнотворной мечты.

безбожно фальшивим мы оба –

на фоне пришедшей зимы,

 на сцене большого сугроба,

под тусклым презреньем Луны.

 

Интересна рифменная система вышеупомянутых авторов – она, как правило, строга, перекрестна (abab), стихотворные метры (размеры) в произведениях выдержаны, раешные вольности допускаются крайне редко. Иначе и не может быть при таком взгляде на жизнь (такой жизни).

 

Трагическое ощущение мирозданияосновной лейтмотив этих поэтов, зачастую прячущихся за маской иронии, гротеска и брутального сарказма. Они постоянно напоминают себе и нам, читателям, о бренности и даже абсурдности бытия, о том, как быстро и безжалостно замыкается «ближний круг». Их речь – прямая, без экивоков, синтаксически простая, что граничит их манеру с добротной прозой.

 

Одно из самых суггестивных произведений последних лет – поэма Валерия Прокошина «Выпускной-77», написанная свободным стихом.

В поэме без лишних красивостей - о судьбах учеников простой советской школы. Кто-то из них спился и стал бомжом, кто-то погиб в Афганистане, кто-то – в автокатастрофе, кто-то покончил жизнь самоубийством и т.д. Показана реальная жизнь, не приукрашенная лозунгами и гутаперчивым ТВ.

 

Современные поэты искусственно поделены на так называемых традиционалистов и авангардистов. Это разделение происходит, прежде всего, из-за неких идеологических табу и путаницы в терминологии.

 

В настоящее время к авангардистам ошибочно относят авторов, работающих в так называемой комбинаторной манере (визуальная поэзия, палиндромия, анаграмматическое письмо, брахиколон, однострок и т.д.).

 

Это поэты, препарирующие слово, ищущие и находящие тайные коды и смыслы в созвучиях, работающие с графикой стиха.

 

Авангард – это высокая поэзия в рамках нового версификационного приема. Есть ли сейчас новые приемы?

 

Все больше и больше современных авторов пишут свободные стихи,

проходят фестивали свободного стиха и т.д.

Однако верлибр верлибру рознь. Современный свободный стих претерпевает, на мой взгляд, существенный кризис – чаще всего он низведен до уровня плохой короткой прозы, разбитой непонятно почему на строки.

 

Энергичный, спрессованный верлибр, усиленный элементами остранения, встречаем у редких поэтов – Сергей Бирюков, Лоренс Блинов, Георгий Геннис др. 

Хороший верлибр – это не плохая проза. Это то, что прозой пересказать затруднительно. Стихи, например, Татьяны Грауз прозой не перескажешь:

из стольких волшебных букетов

дерево смерти у окраины сельского кладбища

дерево матери дышит псалмами

я только смотрю как меж ветвей

солнце встречается с гибелью сновидений

кора точно память отшелушивается

как глина с ладоней

истончается кожа

и прикасается к синеве литургии

к тайне творения 

тайне завета последних прохладных ветвей

 

Если разобрать с филологической точки зрения этот верлибр, то мы увидим, какими разнообразными тропами пользуется автор. Тут и метафора (дерево матери дышит псалмами), и сравнения (кора точно память; как глина с ладоней), и главное: особое – поэтическое! – мироощущение.

 

 

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ. РОССИЯ. КОНЕЦ XX НАЧАЛО XXI ВЕКА1

 

Религиозный подъем в современной России… но Бог не в бревнах, а в ребрах.

Властные особы на торжественных богослужениях? – но меткий на слово народ их скопом зовет «подсвечниками»

Авторитет Церкви? – под его, пока подтверждаемой опросами, оболочкой таятся внутренний раскол и, нередко, компрометирующая политизированность. Так – подъем или упадок?

 

Я бы ответила: духовная тревога.

 

«Ум ищет Божества, а сердце не находит» – дал когда-то молодой Пушкин формулу «безверия».

 

Ныне же те, кто вышел из зоны безверия и обрел вместе с верой «сердце люботрудное», трудятся сердцем над запросами достаточно искушенного и цивилизованного ума, и это окрашивает их поэзию в тона парадоксальной и дерзкой апологетики, не страшащейся вылазок на территорию «отрицанья и сомненья».

 

Снова скажу: такая актуальная растревоженность духа говорит о религиозном подъеме больше, чем любая тишь да гладь, – вопреки сообщениям статистики о скромном и даже маргинальном месте религии в сознании и культурных интересах общества.

Можно, конечно, счесть, что перед нами чуть ли не катакомбный сегмент современной русской культуры. А можно, наоборот, подумать, что это ее немногочисленный партизанский корпус. Склоняющий на свою сторону колеблющихся – тех, кто содрогается от насилия над совестью и брезгует благочестивой показухой, но не в силах устоять перед творческой красотой веры:

 

На вашей стороне – провидец многословный  

Рассказ, и мудрецы – на вашей стороне,

И Бог, и весь обряд ликующий, церковный,

И в облаке – Святой, и мученик – в огне,

И вечная весна, и стансы Рафаэля,

И, физику предав забвению, Паскаль,

Страстная и еще Пасхальная неделя

На вашей стороне, органная педаль

И многослойный хор, поющий по бумажке,

А то и без нее, победно, наизусть,

 И с крестиком бандит раскормленный в тельняшке,

Спецназовец – вчера убил кого-нибудь.

Как скептик говорил один яйцеголовый,

На вашей стороне и армия и флот,

На вашей стороне Завет, во-первых, Новый,

И Ветхий, во-вторых, и ангелов полет,

На вашей стороне и дальняя дорога,

И лучшие стихи, и нотная тетрадь,

И облако в окне, и я, – устав немного

Все это, глядя вам в глаза, перечислять. (Александр Кушнер)

 

СТИХИ БЕЗ ГЕРОЯ?

Я, я., я.. – это дикое слово на протяжении двух, как минимум, столетий едва ли не доминировало в частотном словаре русской лирики. Означая, что высказывание поэта обеспечено его личным опытом и давая читателю возможность принять этот опыт как свой, самоотождествиться с поэтом в творческом акте сопереживания и соразмышления.

Понятно, что «я» поэта никогда (или почти никогда) не равно его паспортному ФИО. Это- чаще всего легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

Смысловой объем личного местоимения первого лица

- то расширяется, представляя собою все человечество (я царь – я раб – я, червь – я бог!), Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон - Брюсов

- то редуцируется, срабатывает сложная, у всякого поэта своя, система зеркал и опосредований, возникает образ лирического героя, появляются двойники и маски, за которые так соблазнительно, хотя иной раз и страшновато, заглядывать: Пригов Килограмм салата рыбного/В кулинарьи приобрел; Я убит подо Ржевом Твардовский…

 

И тем не менее – именно стихи от первого лица составляют сердцевину творчества почти любого русского поэта, наиболее полно выражают его личность, благодаря чему выражение Ich-Dichtung (Я - поэти́ческое произведе́ние) воспринимается как синоним лирики вообще. Так было. И так перестает быть.

 

Перелистайте «Арион» и «Воздух», «Знамя», антологию «Лучшие стихи 2010 года» (Максимом Амелиным). Стихи там разные, и не все, признаться, кажутся мне действительно «лучшими». Но тренд, - общий – и у так себе стихов, и у подлинных лирических шедевров.

Лишь 41 поэт из 129 так либо иначе использует в стихах личное местоимение первого лица. Причем это, как правило, «я» наблюдателя или воспоминателя, оторванное от глаголов действия и / или размышления. Этими стихами, если они действительно хороши, можно вчуже восхищаться. Но им трудно сопереживать, их трудно прочесть как «стихи про себя».

 

И тут, может быть, одна из причин охлаждения читающей публики к стихам, написанным здесь и сейчас. Не цепляют. Не задевают за живое. Не объясняют тебе самого тебя.

 

Почему из сегодняшних стихов почти вовсе исчезла тема любви, той, что движет солнце и светила. Б. Херсонский - эту тему русская поэзия без боя сдала масскульту и что современные авторы как бы даже стесняются самовыражения, предельного самообнажения в стихах.

Неужели из поэзии ушел (или уходит) и лирический герой – центральный, как все мы знаем, и субъект, и объект стихотворной классики? И кто (или что) приходит ему на смену?

В конце 80 – начале 90 та русская поэзия, которую любили многиея, умерла - в один год с Бродским.

Русский рок, уродливый правопреемник русской лирики, еще некоторое время вякал нечто вроде «мы»: «мы, идем мы, тверже шаг». «Завтра мы идем тратить все твои деньги вместе».

 

Потом были 90 и 00никакие в смысле лирики времена.

Поэты проблему «Я» старались обойти по объективным причинам: внутренняя духовная жизнь ушла.

Все стало слишком зависеть от внешних обстоятельств. Грубо говоря, все и вся стало зависимым. Но поэт, чувствуя всеобщий тренд, вынужден был в силу таланта либо плыть по течению, отдаваясь его власти, либо опережать его. И, опережая время, убивать последние крохи своего «я». Искусство стало бесчеловечным.

 

В 00 поэтам было гораздо интереснее писать о других людях, истории их жизни. Не о себе. Хотелось искать и ритма вовне. А это и есть зависимость.

 

В русской культуре вообще «я» произносили только с добавлением «раб божий» или «я, Андрюшка, челом бью». То есть с обязательным уменьшителем после «я». Только царь говорил про себя: «мы».

Западная мода «якать» пришла в наши дворянские гнезда с сентиментализмом, романтизмом, байронизмом. А сейчас ушла вместе со всеми -измами, потому что, во-первых, все когда-нибудь уходит, а во-вторых, «я» для поэта перестало что-либо значить. И вплоть до конца нулевых только постмодернист мог позволить себе сказать «я», прикрываясь этим «я» для своих темных делишек.

 

Вера Павлова может сказать:

«Почистила зубы

Больше я этому дню ничего не должна» — потому что здесь презрительное и насмешливое отношение к миру рифмуется с неспособностью мира принять человека таким, как он есть, безо всяких одолжений со стороны человека.

 

А лирическое высказывание в чистом виде потеряло смысл.

Поэт Всеволод Емелин может сказать:

«Я биографию страны

учил по винным этикеткам»

— а сказать «Я памятник себе воздвиг» не может.

 

Не потому, что слово «воздвиг» мало теперь употребляют, а потому что кто такой Емелин, чтобы мечтать о памятнике? Кто вообще такой Емелин, чтобы говорить «я»? Читатель начинает задавать такие вопросы, но раньше читателя такие вопросы задает поэт.

Когда поэт Дмитрий Пименов кричит:

«Я из темниц подземных

Ужасный слышу стон» —

читатель понимает лишь то, что человек, написавший это, безумен.

 

Современность очень практична. До самой своей последней «наны» (богиня, мать) современный человек просчитан, и известно, что каждой «нане» можно предложить купить, чтобы она заткнулась и сидела тихо.

Читателю непонятно, как кто-то в наше время вообще может говорить «я» и что-то там чувствовать, поэтому личности в искусстве пора натянуть на голову балаклаву, чтобы его не узнали и не купили.

 

Так и поступает модная современная молодежь – она занята анонимным искусством. Пишут на заборах и стенах.

А общество пришло к простой мысли, что нет ни «поэта», ни «не-поэта». Тем самым, упростив все до первоосновы, растеряв все божественное.

ЗА И ПРОТИВ «ЭПОСА И ЛИРИКИ»

 

 (т.е. эпического и лирического начала внутри лирики, «объективного» и «субъективного»).

С одной стороны, будет фигурировать, скажем, эмоциональная выхолощенность «поэзии без героя»,

с другойэгоцентризм и инфантильность неумеренного «ячества».

 

Можно попробовать взглянуть на проблему исторически.

 

70-е, 80-е, отчасти 90-е годы были временем великих открытий в поэзии. Поэзия изменилась, почти мутировала, даже само понятие «поэзии» стало значительно шире.

 

Из множества идей, ожививших тогда литературную мысль, к сегодняшней теме - постулат Ролана Барта о «смерти автора», перенесенный из литературоведения в литературное творчество, прозвучавший в программных стихах крупнейших поэтов того времени:

 

Вот это и зовется «мастерство»:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.