Но не с тобой/я сердцем говорю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Резкая цезура вызвала здесь вторичную семасиологизацию:

 

Но не с тобой,/— я с сердцем говорю.

 

Закон единства и тесноты стихового ряда - Логическую цепь четырех понятий,

- Главный признак стихотворного текста ― деление на строки («стиховые ряды»), выраженное графически. Каждая строка воспринимается как законченная и замкнутая, подобно фразе: это называется «единство стихового ряда».

- Теснота и единство вместе взятые выделяют слова каждой очередной строки как бы крупным планом: это называется «динамизация речевого материала в стихе». («Динамизация» в буквальном, этимологическом смысле слова: усиление, подчеркнутость),

Такой текст требует повышенного внимания, то есть читается он замедленно, затрудненно. (В стихе перед каждым словом читатель испытывает ритмическое ожидание, а после каждого слова ― его подтверждение или неподтверждение: у Тынянова это называется «изготовка» и «разрешение»). Эта замедленность восприятия стиха заставляет читателя сосредоточиваться на процессе чтения, а не на результате: это называется «сукцессивность речевого материала в стихе».

 

 «Динамизация» слов стихотворного текста не порождает новых смыслов: она лишь подчеркивает существующие (как текст курсивом).

Вся поэзия в системе словесной культуры воспринимается обычно именно так: как совокупность текстов повышенной важности - Михаил Гаспаров, ´Теснота стихового ряда. Семантика и синтаксис»

Поэт как «орудие языка»

- И. Бродский. Нобелевская речь.

Поэзия нарративная и лирическая

Нарративная – о чем рассказывает, субъект – рассказчик, арратор

Лирическая – как рассказывает (оч. Важен субъект, чьими глазами види0

 

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

А. Блок. «Петроградское небо мутилось дождем…»

Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон.Без конца - взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. В этом поезде тысячью жизней цвели Боль разлуки, тревоги любви,Сила, юность, надежда... В закатной дали Были дымные тучи в крови. И, садясь, запевали Варяга одни, А другие - не в лад - Ермака,И кричали ура, и шутили они, И тихонько крестилась рука. Леонид Шваб - прием монтажа, состыкованы разные сюжетные линии: Кришна не плачет.
Медведи в саду преследуют дочь англичанина.
Назревает гроза, девочка схоронилась за камнем.
За оградой произрастают петунии.
Чем меньше планета, тем молния долговечней.
На рассвете стучится домой со товарищи англичанин,
Девочка спит на траве, дождь перестал.
Вместо медведей мы видим сборщиков хлопка.






Поэмы, длинные и короткие стихотворения

Длинный – обычно нарратив, описание всех поворотных сюжетов, если лирический – мельчайшие нюансы душевного состояния – М. Цветаева «Поэма воздуха» (400 строк лирики).

Н. Тихонов. «Баллада о синем пакете» - много событий, изложено в 50 строках

 

В. Некрасов. Минимализм

 «а светло-то

Светло так

Как будто там ты»

 

Длина стиха в истории воспринималась по-разному. Поэт эксперимент Гаспарова: Батюшков «Мечта (211 строк) – изложил в 35.

 

Подруга нежных Муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот счастливый край, та мирная пустыня.
К которым ты стремишь таинственный полет?
Иль дебри любишь ты, сих грозных скал хребет.
Где ветр порывистый и бури шум внимаешь?
Иль в Муромских лесах задумчиво блуждаешь
Когда на западе зари мерцает луч,
И хладная луна выходит из-за туч? …

 

 

………

Где ты ищешь счастья, моя богиня?

Грозные скалы, шумные бури,

Задумчивые закаты

,Благоуханные рощи над воспетыми берегами.

Воротись, я жду

Ночью, в тишине, у лампады, горестный,

Уносясь мечтою

В дикий север, к туману и океану:

Скалы, лес, луна в облаках,

Пышущие костры,

Хриплым арфам внемлют воины над щитами,

Дух героя над тризной взлетает ввысь

В радужные раздолья храбрых.

 

Убрал из этого стихотворения все, без чего, по его мнению, оно могло бы обойтись

муза для Б. — не просто муза, а посланница небес, / Источник сладких дум и сердцу милых слез… В «переводе» муза превращается просто в богиню










Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.