Резкая цезура вызвала здесь вторичную семасиологизацию:
Но не с тобой,/— я с сердцем говорю.
Закон единства и тесноты стихового ряда - Логическую цепь четырех понятий,
- Главный признак стихотворного текста ― деление на строки («стиховые ряды»), выраженное графически. Каждая строка воспринимается как законченная и замкнутая, подобно фразе: это называется «единство стихового ряда».
- Теснота и единство вместе взятые выделяют слова каждой очередной строки как бы крупным планом: это называется «динамизация речевого материала в стихе». («Динамизация» в буквальном, этимологическом смысле слова: усиление, подчеркнутость),
Такой текст требует повышенного внимания, то есть читается он замедленно, затрудненно. (В стихе перед каждым словом читатель испытывает ритмическое ожидание, а после каждого слова ― его подтверждение или неподтверждение: у Тынянова это называется «изготовка» и «разрешение»). Эта замедленность восприятия стиха заставляет читателя сосредоточиваться на процессе чтения, а не на результате: это называется «сукцессивность речевого материала в стихе».
«Динамизация» слов стихотворного текста не порождает новых смыслов: она лишь подчеркивает существующие (как текст курсивом).
Вся поэзия в системе словесной культуры воспринимается обычно именно так: как совокупность текстов повышенной важности - Михаил Гаспаров, ´Теснота стихового ряда. Семантика и синтаксис»
Поэт как «орудие языка»
- И. Бродский. Нобелевская речь.
Поэзия нарративная и лирическая
Нарративная – о чем рассказывает, субъект – рассказчик, арратор
Лирическая – как рассказывает (оч. Важен субъект, чьими глазами види0
А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
А. Блок. «Петроградское небо мутилось дождем…»
Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон.Без конца - взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. В этом поезде тысячью жизней цвели Боль разлуки, тревоги любви,Сила, юность, надежда... В закатной дали Были дымные тучи в крови. И, садясь, запевали Варяга одни, А другие - не в лад - Ермака,И кричали ура, и шутили они, И тихонько крестилась рука. Леонид Шваб - прием монтажа, состыкованы разные сюжетные линии: Кришна не плачет.Поэмы, длинные и короткие стихотворения
Длинный – обычно нарратив, описание всех поворотных сюжетов, если лирический – мельчайшие нюансы душевного состояния – М. Цветаева «Поэма воздуха» (400 строк лирики).
Н. Тихонов. «Баллада о синем пакете» - много событий, изложено в 50 строках
В. Некрасов. Минимализм
«а светло-то
Светло так
Как будто там ты»
Длина стиха в истории воспринималась по-разному. Поэт эксперимент Гаспарова: Батюшков «Мечта (211 строк) – изложил в 35.
Подруга нежных Муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?
Где тот счастливый край, та мирная пустыня.
К которым ты стремишь таинственный полет?
Иль дебри любишь ты, сих грозных скал хребет.
Где ветр порывистый и бури шум внимаешь?
Иль в Муромских лесах задумчиво блуждаешь
Когда на западе зари мерцает луч,
И хладная луна выходит из-за туч? …
………
Где ты ищешь счастья, моя богиня?
Грозные скалы, шумные бури,
Задумчивые закаты
,Благоуханные рощи над воспетыми берегами.
Воротись, я жду
Ночью, в тишине, у лампады, горестный,
Уносясь мечтою
В дикий север, к туману и океану:
Скалы, лес, луна в облаках,
Пышущие костры,
Хриплым арфам внемлют воины над щитами,
Дух героя над тризной взлетает ввысь
В радужные раздолья храбрых.
Убрал из этого стихотворения все, без чего, по его мнению, оно могло бы обойтись
муза для Б. — не просто муза, а посланница небес, / Источник сладких дум и сердцу милых слез… В «переводе» муза превращается просто в богиню
Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.