Проблемам экономики и организации купли-продажи посредством использования систем электронной коммерции, реализуемой в сети Интернет, в последнее время специалисты начинают уделять повышенное внимание. Этот интерес обусловлен тем, что благодаря применению наиболее совершенной формы торговли может быть достигнут значительный так называемый синергетический эффект.
Напомним, под эффектом синергизма понимаются различные коммерческие проекты или бизнес-проекты, когда получаемые в итоге доходы от совместного, комплексного использования различных видов ресурсов (финансовых, технических, технологических, информационных, интеллектуальных, коммуникационных и др.) превышают сумму доходов от использования тех же самых ресурсов по отдельности. С помощью этого термина хотят подчеркнуть, что фирма (в том числе работающая в системе электронной коммерции) должна искать такие товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем сумма эффектов составляющих частей. По своему существу это дополнительный эффект, который не требует на этапе реализации, например систем электронной коммерции новых (дополнительных) инвестиций.
Характеризуя концепцию рынка, Адам Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал следующий основополагающий вывод. Если бы каждый покупатель знал о ценах каждого отдельного продавца, а каждый продавец знал, сколько готов заплатить каждый покупатель, тогда все принимали бы на «рынке» абсолютно взвешенные, экономически обоснованные решения. При этом ресурсы общества использовались бы наиболее эффективным образом. Однако в традиционной системе торговли идеала А. Смита не удается достигнуть. Это обусловлено тем, что претенденты на роль покупателей и продавцы, как правило, не располагают сколько-либо полной информацией друг о друге. Лишь очень немногие рынки приблизились к идеалу, описанному А. Смитом.
В качестве примера можно привести инвесторов, которые покупают и продают ценные бумаги на фондовой бирже. Они имеют дело с достаточно эффективно функционирующими электронными рынками. Суть в том, что эти рынки обеспечивают покупателей и продавцов валюты исчерпывающей информацией о предложении, спросе и ценах. Каждый из участников поставлен практически в одинаковые условия, потому что сведения обо всех предложениях, заявках на торги и сделках одновременно поступают во все брокерские конторы. Однако подавляющее большинство других традиционных видов рынков функционирует крайне неэффективно, следствием чего может явиться перепроизводство определенных видов товаров. Внедрение на всех рынках современных Интернет-технологий и, соответственно систем электронной коммерции создает самые благоприятные условия для обеспечения необходимой и достаточно полной информацией как покупателей, так и продавцов. Благодаря этому становится возможным наиболее эффективным образом распоряжаться имеющимися разного вида ресурсами как в рамках национальных экономик, так и в масштабе мировой экономики. Перепроизводство товаров становится все менее вероятным.
Существующая практика перевода коммерции в сеть Интернет показала, что за счет этого становится возможным сократить на 5-10% совокупные затраты. Это означает увеличение массы прибыли в 1,5-2 раза, что обусловлено возможным ростом объема продаж. Такой рост происходит и за счет изменения взаимоотношений фирм-производителей и заказчиков. Они становятся более оперативными и продуктивными. В некоторых случаях затраты на управление процессом закупок и поставок снижаются на 30-40%.
В традиционном бизнесе практически всегда присутствуют достаточно большие запасы готовой продукции на складах. Основная причина — отсутствие взаимодействия с поставщиками, осуществляемого в реальном режиме времени. В системах электронной коммерции наметилась тенденция, связанная с переносом складских помещений к поставщику продукции.
На основании анализа и обобщения американского опыта осуществления банковских услуг с помощью сети Интернет можно констатировать, что тарифы на коммуникационные расходы уменьшились не менее чем в 6 раз.
Согласно данным, приведенным в различных зарубежных источниках, некоторые фирмы достигли весьма значительных преимуществ от использования в своей деятельности Интернет-технологий [http://www.infoart.ru/it/press/cwm/36_97/busin.html]. Так, крупнейший Нью-Йоркский инвестиционный банк Morgan Stanley за счет перехода к безбумажному распространению экономит ежегодно от $300 до $700 тыс. на один бизнес-процесс. Использование системы Web для поддержки пользователей позволило фирме Cisco сэкономить более $250 млн в год. Причем из этой суммы $130 млн получены за счет снижения расходов на поддержку пользователей, а $100 млн — 6лагодаря замене бумажных документов электронными документами. Приведенные примеры показывают, что внедрение систем электронной коммерции позволяет фирмам экономить на внутренних операциях, на контактах со своими потребителями и на доступе к ресурсам поставщиков.
Экономические выгоды от использования системы электронной коммерции получают практически все ее участники: и фирмы-производители, и дистрибьюторы, и покупатели, и маркетологи. Приведем классификацию этих экономических выгод, представленную в вербальной форме.
Общие экономические выгоды, получаемые всеми участниками электронной коммерции, осуществляемой посредством использования сети Интернет, заключаются в следующем:
1. Глобальное присутствие на всех рынках поставщиков и глобальный выбор заказчиков. Осуществление торговли товарами и услугами через электронные магазины не ограничено ни географическими, ни национальными границами. Ограничение определяется только уровнем развитости компьютерных сетей. Поскольку наиболее важные сети являются глобальными, система электронной коммерции предоставляет потенциальную возможность даже мелким поставщикам достигать глобального присутствия на рынке и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Заказчики также получают реальную возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих нужные для рынка товары и услуги независимо от их географического места расположения.
2. Непрерывный режим работы. Электронные магазины, как было отмечено выше, функционируют в течение 24 часов в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. В таком случае посещение виртуального магазина становится реальностью для любого потенциального покупателя в любое время суток. К примеру, американская компания Preview Travel продает от 60 до 70% билетов в нерабочие часы.
3. Наличие благоприятной возможности непрерывного наращивания объема продаж. Электронный магазин характеризуется практически неограниченными возможностями для расширения ассортимента, номенклатуры предлагаемых товаров и услуг, а следовательно, и роста объема продаж. По существу это не что иное, как возможность диверсификации номенклатуры товаров, предлагаемых виртуальному рынку.
4. Наличие достаточно большого потенциала для освоения новых сегментов рынков сбыта.
5. Предоставление практически одинаковой технико-технологической возможности доступа к Интернет-рынку как для крупных корпораций, так и для средних и мелких фирм.
6. Значительное уменьшение затрат на проведение рекламы. По некоторым оценкам специалистов, продвижение товаров через электронные магазины обеспечило рост объема продаж в десять раз при одновременном десятикратном уменьшении затрат на рекламу.
7. Существенное сокращение операционных издержек, а также затрат на создание необходимой инфраструктуры. Организация торговли через электронные магазины делает излишним строительство (аренду) зданий магазинов, офисов, складских помещений. Это служит основанием для заметного снижения цен на товары и услуги.
8. Персонализация процесса обслуживания покупателей. Научно организованный заказчиком процесс покупки в электронном магазине дает возможность учесть практически все или большинство индивидуальных требований покупателей.
9. Появление реальной возможности опередить конкурентов. Интерактивные службы поддержки, справочные онлайновые услуги и другие способы информационного обеспечения дают неоспоримые преимущества фирмам, торгующим через электронные магазины. Располагая необходимой информацией о конъюнктуре рынка, заказчики получают возможность быстро реагировать на изменяющийся спрос.
10. Уравнивание условий функционирования для всех фирм, торгующих с помощью электронных магазинов, независимо от их размеров. Покупателю предоставляется возможность посещения и сравнения возможностей виртуальных магазинов разных по размерам фирм.
11. Получение реальной возможности эффективного управления процессами осуществления коммерции из любого места планеты. Электронные магазины дают возможность управлять ими из любой точки планеты, с любого компьютера, подсоединенного к сети Интернет. Владельцы электронных магазинов сравнительно легко контролируют действия своих менеджеров на основе автоматической регистрации всех торговых сделок и проводимых складских операций.
12. Оперативное проведение достаточно глубоких маркетинговых исследований ниш рынка и сегментов. Электронные магазины снабжены встроенными средствами, обеспечивающими получение различной маркетинговой информации. Это касается статистики и динамики объемов продаж товаров, полных сведений о посетителях электронных магазинов как купивших товары, так и отказавшихся от покупки. Наличие такой информации дает возможность специалистам по маркетингу оперативно реагировать на динамично меняющиеся запросы рынка.
13. Значительное снижение затрат, связанных с обменом информацией между фирмами-производителями, виртуальными продавцами и покупателями за счет использования более дешевых средств коммуникации. Благодаря свободному и оперативному обмену необходимой информацией между фирмами, банками, электронными магазинами становится возможным экономить на командировочных расходах.
14. Ограничение темпов роста цен. Это обеспечивается за счет достаточно жесткой национальной и международной конкуренции, что способствует ограничению роста темпов инфляции.
15. Появление потенциальной возможности неограниченного роста числа потенциальных покупателей, имеющих выход в Интернет. При использовании Интернет становятся неосязаемыми границы между странами, расстояние между продавцом и покупателем перестает играть сколько-нибудь существенную роль.
16. Появление реальной возможности создавать новые рабочие места, а следовательно, увеличивать масштабы занятости и сокращать на этой основе уровень безработицы в рамках национальных экономик. Так, специалистами техасского университета США (исследования которых финансировались компанией Cisco System) было подсчитано, что фирмы, занимающиеся электронной коммерцией, создали только в течение 1999г. 400 000 новых рабочих мест.
17. Значительное улучшение транспарентности рынков. Покупатели и продавцы практически мгновенно получают необходимую информацию о ценах, качестве и условиях поставки товаров и услуг, предлагаемых различными конкурирующими фирмами.
18. Создание благоприятных условий для ограничения масштабов криминализации рыночных процессов и утечки капиталов за рубеж вследствие обеспечения их достаточно высокой прозрачности.
19. Отсутствие резких колебаний спроса в предпраздничные дни по сравнению с обычными днями. Так, согласно информации, приведенной Л. Либманом - консультантом по проблемам применения сетевых технологий в коммерческих целях, если многие розничные традиционно торгующие торговцы сталкиваются с резким скачком спроса во время рождественских распродаж, за которым следует резкий спад, то интерактивно торгующие электронные магазины удерживают и даже иногда превосходят свои предпраздничные объемы продаж.
20. Значительное сокращение расходов на содержание электронных магазинов (по сравнению с затратами на содержание торговых залов и арендой помещений в традиционных магазинах). В отдельных случаях можно вообще отказаться от торговых помещений или значительно сократить их. Вместе с тем в значительной мере снижается актуальность проблемы территориальной привязанности склада к электронному магазину, так как поставки товаров могут осуществляться непосредственно от производителя.
21. Сокращение транспортных и прочих накладных расходов. Это сокращение обеспечивается, например, во-первых, за счет использования гибкого режима планирования и выбора оптимальных маршрутов доставки товаров, а во-вторых, благодаря исключению случаев порчи демонстрационных образцов товаров, а также уменьшению количества комплектов униформы для продавцов и консультантов электронных магазинов.
22. Уменьшение себестоимости транзакций. При заключении сделок электронным способом на порядок уменьшаются затраты на их обработку. Так, продажа в США авиабилетов через Интернет позволила снизить затраты на обработку одного заказа с 8 долларов до 10 центов.
23. Наличие множества путей для сбережения времени. Мощные инструментальные средства благодаря принципу гиперсвязи резко снижают время разработки приложений. Специалисты отметили двенадцатикратное снижение времени разработки в среде Web по сравнению с традиционными средами. Программные продукты и рекламные материалы могут быть получены, как только их электронное изображение будет одобрено, без дополнительных (например, печать, упаковка) производственных задержек. В результате к заказчикам поступает более полная и точная информация. В том случае, когда сам продукт может быть оцифрован и исполнен в среде Web, время поставки ограничивается только пропускной способностью Сети.
24. Уменьшение затрат на рекламу. Согласно исследованиям установлено, что реклама посредством Web вчетверо дешевле, чем прямая почтовая рассылка
Экономико-организационные преимущества, получаемые фирмами-производителями, заключаются в следующем:
1. Возможность оперативного создания нового канала сбыта или освоение новой рыночной ниши. В настоящее время большинство дистрибьюторов, дилеров отдают предпочтение тем поставщикам и производителям, которые создают новые каналы сбыта продукции через сети Интернет. Для них работа посредством использования сети Интернет требует меньших затрат денежных средств и осуществляется более оперативно.
2. Возможность постепенного отказа от услуг посредников. В этом случае фирма-производитель может открыть собственный электронный магазин В результате сокращается общее количество транзакций благодаря уменьшению числа промежуточных звеньев, на смену которым приходит прямая связь между производителем и покупателем. Это позволит фирме оперативно устанавливать и контролировать цены на свою продукцию.
Торговля без посредников (дилеров, дистрибьюторов) позволит получить дополнительный доход, обусловленный отказом от оплаты услуг этих посредников.
3. Существенное упрощение координации хозяйственных связей. Крупная компания обычно снижает закупочные цены и издержки путем стимулирования конкуренции между поставщиками комплектующих изделий.
4. Значительное увеличение уровня оперативности получения необходимой информации. Это особенно заметно при осуществлении международных торговых операций, осуществляемых с помощью Интернета.
5. Достаточно быстрое информирование партнеров и потенциальных покупателей относительно потребительских свойств предлагаемых к покупке новых товаров и услуг. Стоит только поместить электронную копию изображения нового товара на web-сайте, как он сразу станет доступным любому посетителю электронного магазина.
6. Появление благоприятных условий для создания альтернативных каналов продажи товаров и услуг. Это может быть обеспечено, например, через электронные магазины, имеющиеся на корпоративных web-сайтах.
7. Сравнительно большая открытость фирм-производителей по отношению к клиентам за счет использования современных Интернет-технологий. Это позволяет выбирать экономически наиболее выгодных поставщиков.
8. Повышение эффективности коммерческой деятельности за счет интеграции фирм-производителей и заказчиков в так называемые виртуальные предприятия. В нем каждый из участников играет свою определенную роль в Сети с целью наиболее полного удовлетворения выявленного спроса на рынке. Благодаря деятельности виртуальных предприятий становится возможным (хотя бы частично) отказаться от услуг посредников при распространении на рынке товаров и услуг. В этом случае традиционные границы между этапами производства и реализации товаров становятся менее значимыми и более диверсифицированными.
9. Значительное упрощение контактов между фирмами-производителями и заказчиками. Контакты между фирмами существенно облегчены за счет осуществления деловых электронных каталогов и улучшенных общегосударственных и региональных телеконференций. Взаимодействие фирм и заказчиков осуществляется разнообразными способами, включая электронную рекламу и магазины. Фирмы могут предоставлять подробную информацию по своим продуктам и услугам, включая техническую спецификацию изделий, руководство по их использованию, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы, снабженные необходимыми указателями и утилитами.
10. Сокращение расходов, связанных с организацией и осуществлением документооборота, а также с проведением переговоров с заинтересованными сторонами (поставщиками продукции, транспортными организациями, покупателями, банками и т.д.). Отпадает необходимость в ведении разных видов учета (оперативного, бухгалтерского) на бумажных документах.
11. Уменьшение расходов на содержание обслуживающего и управленческого персонала электронных магазинов.
12. Достаточно быстрая поддержка (актуализация) клиентской информационной базы. Для этого имеются все необходимые технические средства и технологии.
13. Сокращаются затраты на дизайн вновь открываемых электронных магазинов. Это обусловлено возможностью использования накопленного опыта и наличием типовых проектных решений.
14. Создаются благоприятные условия для углубленного маркетингового исследования (анализа) рынка и повышения качества (уровня научной обоснованности) стратегических планов развития фирм. Это достигается за счет получения более достоверной информации относительно всех процессов, протекающих на рынке.
15. Обеспечивается экономия затрат у поставщиков. Заключаемые электронным способом сделки характеризуются тем, что стоимость затрат на обслуживание у них на порядок меньше.
16. Достигается экономия на хранении складских запасов. Это обусловлено тем обстоятельством, что поставки могут осуществляться в реальном режиме времени. Отмечена явная тенденция переноса складских запасов к поставщику.
Покупатель получает ряд экономических и социальных выгод при осуществлении покупок через электронные магазины. К наиболее важным из них относятся следующие:
1. Минимизируются затраты времени на посещение электронных магазинов. Потенциальный покупатель может достаточно быстро ознакомиться с товарами, представленными в различных электронных магазинах. Ему нет необходимости тратить время на телефонные звонки, ездить по реальным магазинам, стоять в кассах обслуживания. Появляется экономия и на транспортных расходах.
2. Обеспечение постоянной доступности электронных магазинов для посещения их покупателями. Круглосуточная работа электронных магазинов обеспечивает наиболее комфортные условия для совершения покупателем покупок. В течение достаточно короткого отрезка времени можно «посетить» значительное количество однородных электронных магазинов, провести исследование, связанное с выбором такого товара, у которого наилучшее соотношение «цена — качество», а затем его приобрести. Как следует из статистики, 47-60% покупок в электронных магазинах совершается в период с 19 до 24 часов.
3. Существенное упрощение процедуры поиска товаров. При отсутствии необходимого товара в одном электронном магазине покупатель может оперативно «посетить» другие магазины. В результате можно выбрать товар с наилучшим соотношением «цена — качество» или наиболее полно учитывающий индивидуальные требования покупателя.
4. Создание благоприятных условий для обеспечения высококачественного сервисного обслуживания покупателей (комфортность при выборе покупок, наглядность, оперативность выполнения заказа, наиболее полный учет требований каждого покупателя). Обычно многие электронные магазины предлагают широкий комплекс сервисных услуг.
5. Индивидуализация обслуживания. В случае приобретения покупателем сложных товаров или услуг, удовлетворяющих многим потребительским свойствам, в электронных магазинах предусмотрена система детальных анкет, обработка которых осуществляется в реальном режиме времени. В таком случае покупателю предоставляется возможность оперативно рассмотреть несколько альтернативных вариантов покупки, что весьма затруднено в реальном (традиционном) магазине.
6. Возможность получения покупателем экономии денежных средств, связанных с покупкой товара. Покупка товаров в электронных магазинах фирм-производителей зачастую может оказаться и оказывается экономически более выгодной. Это объясняется тем, что отсутствуют посредники в цепочке «купля - продажа». Благодаря этому сокращаются общие издержки на этапе продажи товара. Кроме того, с целью повышения конкурентоспособности виртуальной компанией могут предоставляться скидки с цены, а в ряде случаев — бесплатная доставка покупателю товара.
7. Вовлечение покупателей в разработку и внедрение новых видов продукции и услуг. Это обеспечивается посредством учета сформулированных покупателями недостающих или дополнительных потребительских свойств у различных видов товаров и услуг.
8. Получение значительной экономии затрат времени на товары и услуги, которые могут быть транспортированы электронным способом. Подобного рода покупки можно осуществлять, не выходя из дома или офиса. Следствием этого является экономия, обусловленная отказом от посещения соответствующих магазинов, а также определенная экономия покупателем на транспортных расходах.
9. Уменьшение затрат, связанных с оформлением акта покупки товара. Заключение сделки купли-продажи электронным способом на порядок уменьшает стоимость затрат на ее осуществление. Согласно информации американских компаний, продажа авиабилетов через Интернет, как было отмечено выше, позволила снизить затраты на обработку одного заказа с 8 долларов до 10 центов.
10. Возможность получения покупателем необходимой информации в наиболее удобной форме (текст, изображение, голос, видео), а поставщику — оперативного проведения анализа предпочтений покупателя и на его основе планирования дальнейшей деятельности.
11. Сокращение пути поставки товара заказчику. Электронная коммерция часто предоставляет возможность существенно сократить путь товара от поставщика к заказчику, а также затраты.
Это обеспечивается благодаря применению гибкой системы автоматизированного планирования доставки товаров, учитывающая как месторасположение покупателя, так и необходимость минимизации транспортных расходов поставщика за счет оптимизации маршрутов движения используемых транспортных средств.
12. Практически мгновенная обратная связь. Кнопки «mailto» на web-узле — это канал прямого входа для заказчиков (покупателей), желающих узнать о новых возможностях (или обнаруженных дефектах). В среде розничной торговли общепринято отправлять отзыв вместе с транзакцией. Это позволяет электронному магазину регулировать свою деятельность и сохранять конкурентоспособность, Web может стать средой для интерактивной работы в реальном времени для групп, имеющих общий круг интересов.
Онлайновые службы Интернет-компаний обеспечивают получение ряда важных преимуществ и для маркетологов:
1. Сравнительно быстрое адаптирование фирмы-производителя к динамично меняющимся рыночным условиям (посредством оперативного обновления ассортимента продукции, цен на них, технико-экономических и иных параметров).
2. Использование электронных каталогов для знакомства с различными видами продукции оказывается более дешевым, чем подготовка их обычным печатным способом и рассылка их по почте.
3. Оперативное получение рекомендаций от потенциальных покупателей (обратная связь) относительно целесообразных улучшений потребительских свойств готовой продукции, а также осуществление бесплатной передачи на компьютер клиентов полезных советов, рекламных материалов.
4. Автоматический сбор информации о количестве потенциальных покупателей, посетивших web-сайт («место», сервер в сети Интернет) данной фирмы, что позволяет ей совершенствовать свои торговые предложения, а также рекламу.
5. Получение практически неограниченного электронного пространства для иллюстрации рекомендуемой к продаже продукции в сравнении с печатным или эфирным способом.
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – программно–технический комплекс для решения задач пользователя (и клиента) информационной системы непосредственно на рабочем месте в режиме человеко–машинного диалога.
Активное правление – процесс, в ходе которого организации, предприятия и группы граждан формулируют свои интересы и желания, реализуют свои права, обязанности и возможности, а также сглаживают разногласия. Это влечет за собой поиск способов, с помощью которых общества, основанные на знаниях, могут использовать более эффективные, прозрачные и активные формы правления на местном, региональном, национальном и глобальном уровне.
Бизнес для бизнеса:
1) Обмен товарами, услугами или информацией между компаниями, не включающий в процесс конечного физического потребителя этого товара или услуги. Обычно это составная часть отраслевых порталов.
2) Электронная модель ведения бизнеса, в которой промежуточные сделки между предприятиями осуществляются в электронной форме.
Бизнес для потребителя:
1) Неформальный термин, обозначающий процесс взаимодействия компании с конечным физическим потребителем с целью продажи товаров, услуг или информации.
2) Модель «бизнес–потребитель» – электронная модель ведения бизнеса, в которой сделки между производителем и потребителем конечной продукции осуществляются в электронной форме.
Бизнес–процесс – взаимосвязанная упорядоченная последовательность операций, объединенных общей целью и характеризующаяся определенным входом и выходом.
Видеоконференц–связь – услуга, предоставляемая операторами электросвязи и компьютерных сетей и обеспечивающая обмен аудио– и видеоинформацией в режиме реального времени между участниками территориально распределенной группы.
Видеоконференция – мероприятие с использованием видеоконференцсвязи.
Виртуальная реальность:
1) Компьютерные системы, которые обеспечивают визуальные и звуковые эффекты, погружающие зрителя в воображаемый мир за экраном. Пользователь окружается порожденными компьютером образами и звуками, дающими впечатление реальности.
2) Новая технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа–операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Более абстрактно – это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя.
Виртуальная экономика – проведение экономических операций в электронном пространстве.
Виртуальное предприятие – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые в процессе труда общаются, взаимодействуют, используя электронные средства коммуникаций при минимальном или полностью отсутствующем личном, непосредственном контакте.
Виртуальные миры – моделируемые на экранах компьютеров явления и процессы реальности. С помощью таких моделей продумываются возможные варианты различных жизненных ситуаций и проекты в области градостроительства, прокладки коммуникационных линий, производства, торговли, образования, науки, медицины и многих других форм общественно–культурной деятельности.
Виртуальные общества:
1) Новый тип сообществ, которые возникают и функционируют в электронном пространстве.
2) Объединение пользователей сети в группы для работы в электронном пространстве.
Всемирная паутина. Повсеместно протянутая паутина (ППП) – синоним.
1) Служба в Интернете, которая позволяет легко получать доступ к информации на серверах, расположенных по всему миру.
2) Служба в Интернете, организующая информацию с использованием гипермедиа. Каждый документ может содержать ссылки на образы, звуки или другие документы.
Глобализация – процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем по всему миру, несущий за собой экономическую и культурную интеграцию.
Глобальная информационная инфраструктура (ГИИ) – качественно новая информационная структура, формирование которой начала в 1995 г. группа развитых стран мирового сообщества. ГИИ будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно–коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.
Государственная политика информатизации (принята в России) – комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально–культурных и организационных мероприятий, направленных на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
Готовность к жизни в информационном обществе – уровень социально–экономического развития, оцениваемый по ключевым критериям (развитие информационно–коммуникационной инфраструктуры, электронная экономика, дистанционное образование, использование ИКТ в сфере государственного управления и политика государства в сфере ИКТ).
Данные–информация–знания – данные – факты, зарегистрированные с помощью различных носителей. Информация – нет универсального определения. Используется и как синоним знаний, и как синоним данных. Однако есть специфика, лучше всего выражаемая через глагол «информировать», т.е. сообщать что–то новое. Получить информацию – значит получить ответ на какой–то вопрос. Можно получить информацию и не имея вопроса, в этом случае сообщение будет информацией, если оно меняет сложившуюся у потребителя картину мира.
Дигитация (оцифровка – синоним) – перевод информации в цифровую форму. Более технологическое определение: цифровая трансмиссия данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы.
Дистанционное образование:
1) Целенаправленное и методически организованное руководство учебно–познавательной деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных и традиционных средств связи.
2) Процесс получения знаний, умений и навыков с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании ИКТ.
Дистанционное обучение – процесс обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
Домашняя компьютеризация:
1) Элемент государственной политики государства (принятой в России), обеспечивающий удовлетворение потребностей населения в информации и знаниях непосредственно на дому, преимущественно через Интернет.
2) Процесс оснащения дома электронными устройствами.
Доместикация новой техники (лат. domesticus – «домашний» (одомашнивание, приручение диких животных)). Интеграция ИКТ в повседневную жизнь.
Достоверность информации – характеристика, в информационных системах количественно измеряемая вероятностью ошибки в знаке или показателе.
Доступ к информации и знаниям:
1) Всеобщая доступность методов, средств и навыков для эффективного использования знаний, т.е. доступность сетей, инфраструктуры и услуг, а также информационных ресурсов, необходимых для полноценной реализации политических и социокультурных прав личности в обществе; средство, позволяющее гражданам контактировать с релевантной внешней средой.
2) Доступ к информации и знаниям как тема дискуссий. Проблема доступа к информации и средствам ее распространения возникает и разрешается в ходе противоречий между тенденциями к трансграничной монополизации и стандартизации информационных средств и самой информации, с одной стороны, и к децентрализации – с другой.
Жизненный цикл – последовательность стадий создания и эксплуатации информационной системы, которая не зависит от применяемых технологий проектирования.
«Жизнь в цифровом мире» – название знаменитой книги Николаса Неграпонте (1996 г.), директора медиа лаборатории Массачусетского технологического института, в которой он говорит, что в близком будущем наш мир станет цифровым.
Задача – часть автоматизированной функции управления, характеризуемая конечным результатом в конкретной форме.
Закон о свободе информации 1966 г. – знаковое событие в истории развития информационного общества. Согласно этому закону все федеральные ведомства США должны обеспечивать гражданам свободный доступ ко всей имеющейся информации, кроме той, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов. Нарушение этого закона может оспариваться в судебном порядке.
Защита информации – совокупность методов и средств, обеспечивающих целостность, конфиденциальность и доступность информации в условиях воздействия на нее угроз естественного или искусственного характера, реализация которых может привести к нанесению ущерба владельцам или пользователям информации.
Индикаторы развития информационного общества – перечень показателей, характеризующих развитие информационного общества в разных разрезах: информационном, экономическом, социальном.
Интегрированная (корпоративная) информационная система (КИС) – объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного (или нескольких) хозяйствующего субъекта.
Интернет:
1) Глобальная сеть, в которую входят правительственные, академические, коммерческие, военные и корпоративные сети всего мира, в основе которой лежит использование протокола передачи данных TCP/IP.
2) Глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP, и которая обеспечивает, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня.
3) Множество взаимосвязанных компьютерных сетей, опутывающих Землю. Интернет обеспечивает доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам, которые используют протокол TCP/IP.
Интернет–банкинг – предоставление возможности клиенту банка осуществлять прямой доступ к банковскому счету через Интернет с помощью персонального компьютера и с использованием стандартного браузера для совершения всех стандартных операций без посещения офиса банка (за исключением операций с наличными).
Интернет–инкубатор – венчурная инвестиционная модель, целью которой являются ускоренная подготовка и быстрый вывод на рынок интернет–компаний и их проектов. Первый инкубатор создан в 1995 г. американским бизнесменом Б. Гроссом.
Интернет–магазин – место в Интернете, где осуществляются прямые продажи товаров потребителю (юридическому или физическому лицу), включая доставку. При этом размещение потребительской информации, заказ товара и сделка осуществляются там же, внутри сети (на сайте интернет–магазина).
Интернет–экономика – развитие своего бизнеса в Интернете (открытие сайта и виртуальных магазинов, использование электронной рекламы и маркетинга, электронного документооборота).
Интерфейс – программное обеспечение коммуникации между компьютером и его пользователем или между двумя устройствами.
Информатизация:
1) Процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ.
2) Процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально–экономической, политической и культурной жизни общества в целях повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Информационная безопасность – имеет три основные составляющие: конфиденциальность, целостность и доступность. Конфиденциальность – защита чувствительной информации от несанкционированного доступа, целостность – защита точности и полноты информации и программного обеспечения, доступность – обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.
Информационная война – действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, процессам, основанным на информации, и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, процессов, основанных на информации, и информационных систем.
Информационная индустрия – широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейших ИКТ (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения (контента) сетей). Включает две существенно разные части: производство информационной техники (машин и оборудования) и производство непосредственно информации.
Информационная революция – метафора, выражающая в последней четверти XX в. революционное воздействие ИКТ на все сферы жизни общества. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и тем самым объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная среда – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.
Информационная сфера:
1) Сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний.
2) Совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная экономика (термин, распространенный в 1970–1980–е гг.).
1) Экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний и больше половины занятых участвует в этой деятельности.
2) Концепция, характерная для прогнозов грядущего информационного общества, в которых акцент ставится на ведущей роли электронно–информационных технических средств связи в развитии всех основных сфер экономики. При этом сама информация отождествляется с товарной продукцией и исследуется преимущественно с помощью статистических методов.
Информационно–коммуникационная инфраструктура – совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование.
Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно–технических средств, интегрированных для сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Информационное законодательство – совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения ИКТ.
Информационное наполнение (контент) – любое информационно значимое наполнение информационной системы – тексты, графика, мультимедиа.
Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное оружие – совокупность специализированных (физических, информационных, программных, радиоэлектронных) методов и средств временного или безвозвратного вывода из строя функций или служб информационной инфраструктуры в целом или отдельных ее элементов.
Информационное пространство:
1) Интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей.
2) Сферы в современной общественной жизни мира, в которых информационные коммуникации играют ведущую роль. В этом значении понятие информационного пространства сближается с понятием информационной среды.
Информационные потребности – разновидность нематериальных потребностей. Потребность в информации, необходимой для решения конкретной задачи или достижения некой цели.
Информационные продукты – представленные в форме товара информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
Информационные процессы – процессы создания, сбора, хранения, обработки, отображения, передачи, распространения и использования информации.
Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранениях и др.).
Информационные услуги – удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Информационный город – город, обладающий постиндустриальной структурой экономики, в котором главными сферами деятельности являются управление, финансовая деятельность, научные исследования, высшее образование, культура, информационное обслуживание, СМИ, деловые услуги (рекламные, консалтинговые, информационные и т.п.), причем в этих видах деятельности занято более половины всех работающих.
Информационный криминал – преднамеренные злоумышленные действия, направленные на хищение или разрушение информации в информационных системах и сетях, исходящие из корыстных или хулиганских побуждений.
Информационный рынок – рынок ИКТ, информационных продуктов и услуг.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.
Информация о гражданах (персональные данные – синоним) – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Киберпространство (пришедшее из американской жизни понятие, введенное писателем У. Гибсоном в пьесе «Le Neuromacien») – виртуальное пространство, в котором циркулируют электронные данные всех компьютеров мира.
Кодовое расстояние – количество разрядов, в которых один код отличается от другого.
Комиссия по архитектуре Интернета – организация, координирующая и контролирующая исследования по развитию протоколов TCP/IP. Основная задача этой организации, имеющей статус консультативного органа, – разработка и оформление стандартов взаимодействия сетевых информационных систем.
Коммуникация – связь, сообщение, средство связи, информация, средство информации, а также контакт, общение, соединение.
Компьютеризация – процесс развития и внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности.
Компьютерная грамотность – овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается в настоящее время как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.
Коннективность – связность компонентов системы, возможность соединения (например, компьютеров между собой), способность к взаимодействию (например, программ между собой).
Коэффициент исправления ошибок – показатель, характеризующий эффективность обнаружения (исправления) ошибок.
Кратность ошибки – количество разрядов, в которых в кодовом обозначении произошли ошибки.
Масс–медиа (средства массовой информации – синоним) – пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средствам присущи объединяющие их качества – обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации группе людей одновременно с помощью специальных средств – масс–медиа.
Матричная структура организации проектной группы – подразумевает двойное подчинение специалиста: в административном подчинении специалист находится у начальника подразделения в соответствии со своим профилем, а в производственном подчинении – у руководителя проекта на время выполнения проекта.
Межсоединение (организационный аспект) – форма организации обмена информацией между узлами сети по определенной технологии в соответствии с установленными протоколами, позволяет передавать и получать необходимую информацию в требуемое место, в заданных объемах, в определенное время. Продукцией, производимой в межсоединениях, является передаваемая/получаемая информация, измеряемая объемом трафика.
Межсоединение (технический аспект) – место, где структурированные кабельные сети активного оборудования подключаются к кабельным подсистемам согласно стандарту ISO/IEC11801.
Мобильная телефония – внедрение переносных телефонных устройств в современный быт. Исследования показывают, что мобильная телефония оказывает существенное влияние на изменения в образе жизни и мышления современных людей.
Мультимедиа:
1) Комбинация разных медиасредств с использованием звука, образов и текста.
2) Взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео. Характерная, если не определяющая, особенность мультимедийных веб–узлов и компакт–дисков – гиперссылки.
3) Сочетание звуковых, текстовых и цифровых сигналов, а также неподвижных и движущихся образов. Так, мультимедийная база данных будет содержать текстовую и образную информацию, видеоклипы, таблицы, и все это одинаково легко доступно. Мультимедийная телекоммуникационная услуга позволяет пользователю посылать или получать информацию в любой форме.
Непрерывное обучение – комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющий стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни.
Обобщение информации – преобразование информации о наличии множества простых частных событий в информацию о наличии некого события более высокого уровня, в которое эти частные события входят как отдельные его элементы.
Объектно–ориентированный подход в проектировании – подход, основанный на декомпозиции классов объектов.
Открытая информационная система – система, которая состоит из компонентов, взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы.
Параметрически ориентированное проектирование – метод проектирования, предполагающий настройку исходной ИС по параметрам.
Персональный электронный помощник – миниатюрное электронное устройство, осуществляющее хранение, обработку и передачу информации.
Повышение компетентности – результат мероприятий, направленных на обретение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят им войти в глобальное общество знания и экономику.
Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Пользовательский интерфейс – набор приемов взаимодействия пользователя с компьютером.
Приложения ИКТ – услуги телематики в профессиональной или частной сфере, такие, как телеработа, телемедицина, телеобразование и переподготовка, телеуправление дорожным движением.
Проект информационной системы – совокупность проектной документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации информационной системы.
Прыжок трафика – процесс установления соединения и передачи информации между абонентами.
Развитие с использованием ИКТ – социально–экономическое развитие, основанное на массовом использовании ИКТ.
Реинжиниринг бизнес–процессов – перепроектирование бизнес–процессов в целях существенного повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Сетевая организация – организация, образуемая группой физических и/или юридических лиц, объединенная определенными организационными рамками, осуществляющая свои взаимодействия на базе интернет–технологий.
Сетевая форма управления (координации) – форма управления, используемая как в сетевых организациях, так и в сетевой экономике для согласования совместной деятельности участников совместной деятельности. Главным отличием данной формы от рыночной и командной является прямое и равноправное участие всех членов в процессе их деятельности.
Сетевая экономика:
1) Экономика, осуществляемая с помощью электронных сетей. Основа сетевой экономики – сетевые организации.
2) Среда, в которой любые компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями или ноу–хау или просто для «удовольствия».
Сетевое общество – общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий осуществляется с помощью электронных сетей.
Сетевой банкинг, интернет–банкинг – совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.
Сетевые технологии – технологии, позволяющие общаться в сетевом режиме.
Сетеобразование – процесс образования электронных сообществ, основанный на добровольном и иногда бесплатном обмене информацией по интересам.
Сеть – комбинация компьютеров и других устройств, связанных таким образом, чтобы пользователи могли обмениваться программами и техникой (например, принтерами) и общаться друг с другом.
Система кодирования – совокупность знаков и правил их использования для представления информации.
Социальное воздействие ИКТ – воздействие ИКТ на общество: на труд и занятость, экономику, сферы образования и культуры, социальную структуру, дом и семью, на повседневную жизнь в целом.
Телекоммуникации – процесс дистанционной передачи данных на основе ИКТ.
Телеконференция – вид мероприятия, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью технических средств. Примеры: телефонная конференция, аудиоконференция, чат, почтовые конференции, видеоконференция и т.п.
Телематика:
1) Приложения ИКТ: информационные системы и услуги, удовлетворяющие информационные потребности пользователя.
2) Объединение телевидения с компьютерными устройствами для интегрированной обработки и передачи информации.
Телемедицина – направление медицины, основанное на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами в целях повышения качества и доступности диагностики и лечения. Непременным условием адекватного обмена медицинской информацией является согласованная подготовка медицинских данных и знаний к передаче по каналам связи.
Телеработа – работа, выполненная с использованием информационно–коммуникационной инфраструктуры в месте, удаленном от места использования результатов этой работы.
Телеуслуга – услуга, предоставляемая дистанционно с использованием информационно–коммуникационной инфраструктуры.
Технология проектирования – подход к созданию информационной системы, характеризуемый такими компонентами, как методология, метод, средства.
Типовое проектное решение – решение, представленное в виде проектной документации, включая программные модули, пригодное к многократному использованию.
Трафик – совокупность сообщений, передаваемых по сети электросвязи.
Универсальная услуга – обеспечение всеобщего доступа к информационно–коммуникационной инфраструктуре по приемлемой цене государственными или частными операторами вне зависимости от географического положения пользователя.
Функционально–ориентированный подход в проектировании – подход, основанный на декомпозиции функциональной части системы процессов обработки информации, соответствующих отдельным функциональным подсистемам, комплексам задач и задачам.
Экономика, основанная на знаниях – экономика, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.
Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т.д.) через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
Электронная почта:
1) Наиболее распространенное использование сетей. Это услуга, которая позволяет компьютерным пользователям посылать электронные сообщения друг другу.
2) Обмен сообщениями с помощью компьютера. Передача писем и сообщений с компьютера на компьютер через сеть.
Электронная торговля – торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в Интернете.
Электронная цифровая подпись – аналог собственноручной подписи физического лица, представленный как последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования электронных данных с использованием закрытого ключа ЭЦП. Позволяет пользователю открытого ключа установить целостность и неизменность этой информации, а также владельца закрытого ключа ЭЦП.
Электронная экономика:
1) В широком смысле: экономика, основанная на использовании информации, знаний и ИКТ.
2) В узком смысле: экономика, базирующаяся на сетевых технологиях и моделях «бизнес–бизнес» (В2В) и «бизнес–потребитель» (В2С).
Электронное правительство – правительство, осуществляющее информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием ИКТ.
Электронный бизнес (электронная коммерция, интернет–бизнес–синонимы) – понятие более широкое, чем электронная торговля, включающее наличие своего сайта в Интернете, виртуального магазина, системы управления компанией, электронной рекламы, маркетинга, модели «бизнес для бизнеса» или «бизнес для потребителя».
Эффективность системы – степень соответствия системы своему назначению. Различают экономическую и функциональную эффективность.
CASE –технология проектирования – проектирование программного обеспечения или системы на основе компьютерной поддержки.
RAD –технологии ( Rapid Application Development ) – технологии быстрого создания приложений на основе прототипирования и использования графического интерфейса GUI.
[1] В классификации не указаны виды сопутствующих IР-провайдингу услуг (регистрация пользователя; предоставление места на сервере фирмы под сайт и электронный почтовый ящик пользователя; callback; ведение открытой статистики работы пользователя, состояния его лицевого счета и т.д.), так как их стоимость включена в стоимость основных услуг. Провайдер может и не оказывать сопутствующие услуги.
[2] Жизненный цикл ИС включает в себя еще одну фазу – вывод из эксплуатации. В действительности на этапе разработки или внедрения новой ИС осуществляются меры по выводу из эксплуатации предыдущей, а соответствующие затраты включаются в бюджет проекта внедрения.
[3] Ключевые показатели результативности будут рассмотрены в соответствующем разделе первой части настоящего курса.
[4] В качестве денежной оценки риска в современной теории корпоративных финансов рассматривается коэффициент Ь, который предполагается пропорциональным затратам на привлечение капитала. Следовательно, «денежная оценка рисков» рассчитывается как R(b1– b0), где R– рыночная оценка капитала предприятия, b0,b1 – рыночная оценка риска до и после выполнения проекта соответственно. Далее в тексте, если не оговорено иное, под денежной оценкой рисков будет пониматься именно эта величина.
[5] В ITIL существует формальное определение проблемы как элемента процесса поддержки пользователей. В данном разделе слово «проблема» употребляется не как формальный термин.
[6] Явные затраты – затраты, учитываемые в привязке к определенному объекту затрат (в данном случае – к глобальной сети), а не отнесенные к общим статьям накладных расходов. Подробно будут рассмотрены в следующем разделе наряду со скрытыми затратами.
[7] Данный перечень объектов затрат и управляющих параметров не претендует на полноту и приводится лишь в иллюстративных целях.
[8] Далее будет показано, как на основе одной и той же прикладной системы – ВАР К/3 могут быть построены сервисы совершенно различного содержания.
[9] При эксплуатации ЕRР–системы исключительно в сфере бухгалтерского учета электронные таблицы оказываются необходимым средством ввода данных в систему, а потому становятся естественным обходным путем при ее неисправности. Кроме того, в рассматриваемом примере мы пренебрегли денежной оценкой потерь данных в ЕRР–системе, однако обеспечение резервного копирования данных значительно дешевле обеспечения бесперебойной работы системы в целом. Поскольку стоимость резервного копирования в любой сколько–нибудь реалистичной ситуации несопоставима с издержками, связанными с потерей данных, такое решение представляется очевидным.
[10] На решения в данной области должен оказывать влияние еще один фактор – масштабируемость. Так, следует учитывать, что сегодняшнее «дешевое» решение может в дальнейшем потребовать массовой замены компьютеров на предприятии. Тем не менее, например, средства управления сетью в сети из десяти пользователей на малом предприятии почти наверняка будут избыточными, причем именно с рассматриваемой точки зрения.
[11] Если критический ресурс не может быть выделен, процессорное время, оперативная память и дисковая память рассматриваются как отдельные ресурсы с отдельными факторами затрат.
[12] Напомним, что, согласно развиваемой в курсе системе понятий, совокупный финансовый результат ИТ–проекта в общем случае представляется как сумма оценок по моделям ССВ, ФСА и КПР
[13] В методологии ФСУ затраты разделяются не просто на постоянные и переменные, а на значительно большее число категорий: связанные с единицей продукта, с партией (серией), на поддержку производственного процесса, рынка и т.д. В данном пункте речь идет именно о признаке такой категории. Тем самым обеспечивается более точный учет зависимости величины затрат от тех или иных действий по развитию бизнеса.
[14] Под «неформальной моделью бизнес–процесса» здесь понимается наличие в компании сотрудников – носителей информации о бизнес–процессах, покрывающих все существенные процедуры при условии включения таких людей в проектную группу.
[15] Бэк–офис (back office) – подразделение, регистрирующее сделки, осуществляющее контроль исполнения и управленческий учет соответствующей сферы деятельности в противоположность фронт–офису (front office), ответственному за заключение сделок, а также за предшествующую и последующую работу с клиентом.
[16] Как уже говорилось выше, крупные проекты в области ИТ обычно ведутся совместно информационными службами и бизнес–подразделениями. В таких случаях управление проекта является прерогативой руководства предприятия.
[17] Отношение прироста стоимости, добавленной менеджментом, к средневзвешенной стоимости капитала.
[18] Термин «добавленная стоимость» обозначает превышение денежными потоками, создаваемыми предприятием, цены его капитала. Таким образом, понятие выступает как синоним акционерной стоимости предприятия.
[19] Потребительский кредит приводится как пример потому, что в западном банковском деле это массовая типовая операция.
[20] В условиях России это условие выполняется не всегда. Тем не менее первичный набор мер по внедрению регулярного менеджмента как такового не входит в рассмотрение данного курса.
[21] Построение сбалансированной системы показателей подробно рассматривается в других книгах данной серии. В настоящей работе дан лишь предельно краткий абрис, необходимый для изложения предмета курса.
[22] База конкуренции – набор факторов, определяющих привлекательность данной продукции для потребителей, а также устойчивость такого набора.
[23] Проактивное управление (в противоположность реактивному) – ориентированное на предупреждение проблем более чем на их устранение.
[24] Экономическая модель предприятия значительно сложнее модели отдельного бизнес–процесса.
[25] В настоящем примере мы не будем рассматривать возможное воздействие автоматизации бухгалтерского учета на ССВ. В предлагаемой методике ССВ учтена.
[26] Форма документа в системе R/3, определенная пользователем. Владелец бизнес-процесса — руководитель, отвечающий за результат данного бизнес-процесса.
[27] Данные стандарты и системы, им соответствующие, будут подробно рассмотрены в следующем разделе.
[28] Данные стандарты и системы, им соответствующие, будут подробно рассмотрены в следующем разделе.
[29] Подробно они будут рассмотрены ниже.
[30] Западные поставщики финансово-экономического ПО предпринимают серьезные усилия и затраты по локализации своих систем, включая адаптацию к российским бизнес-процессам.
[31] Система «канбан» — система оперативного управления производством на основе специальных карточек заказа, сопровождающих партии изделий в процессе их обработки.
[32] Привлечение кредитов, размещение временно свободных средств, конверсионные операции, в многофилиальных предприятиях — трансфертные цены и сами трансферты между филиалами.
[33] К таким видам учета относится, например, ФСА.
[34] Например, средний срок исполнения заказа на серверное оборудование — восемь недель, что составляет от 1/6 до 1/3 общего времени проекта внедрения ERP-системы.
[35] EDI — Electronic Documents Interchange, электронный обмен документами. Технология передачи документов между предприятиями в электронном виде посредством стандартизированных форм.
[36] Подсистемы электронного бизнеса, как правило, существуют именно в ERP-системах и отсутствуют в более ранних стандартах.
37 Прогоны MRP, CRP и других алгоритмов так же требовательны к ресурсам системы, однако запускаются поодиночке.
[38] Как уже отмечалось, накладные расходы, произвольно распределяемые на объекты затрат, возможны и в модели ФСА/ФСУ. Один из критериев отнесения затрат к накладным расходам как раз и сопоставляет суммы затрат на внедрение модели ФСА/ФСУ и суммы затрат, описываемых моделью в данной группе бизнес-процессов.
[39] За исключением случая полной или частичной ликвидации бизнеса, например при банкротстве.
[40] В цитируемом переводе принята именно такая транскрипция слова re-engineering. В стоящем курсе используется более распространенная транскрипция «реинжиниринг».
[41] Нефтеперерабатывающий завод.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 395.