11.1. Общие вопросы определения экономической эффективности Интернет-компаний.
Создание современных инвестиционных Интернет-проектов, а в их составе систем электронной коммерции требует привлечения больших по объему финансовых средств. Согласно результатам проведенного компанией Datomonitor исследования, в среднем на создание сайта, поддерживающего электронную коммерцию, требуется примерно $24 тыс. в Европе и $49 тыс. в США. По результатам исследования, проведенного компанией IDC в 1998 г., установлено, что для крупных компаний средняя стоимость создания сайта, необходимого для обеспечения функционирования систем электронной коммерции, колеблется от $0,8 до $ 1,25 млн. При этом минимальная цена создания сайта может колебаться от $ 10 тыс. до $1,93 млн. Совокупные затраты времени на создание сайта колеблются от 4 до 7 месяцев, что обусловлено уровнем их сложности. Для малых фирм затраты на создание собственного сайта составляют примерно $15 тыс. При этом поддержка сайта обычно составляет $50-100 в месяц.
По мнению специалиста в области электронной коммерции Сори Калин, создание простейшего web-сайта стоит примерно $1,5 млн, плюс $700 тыс. на ежегодное обслуживание плюс еще $4 млн в год на техническую поддержку.
Специалисты компании Forester Research утверждают, что создание сайта для рекламы обойдется в $200 тыс., сайт с полноценным содержанием — в $ 1,3 млн, а сайт для совершения универсальных коммерческих транзакций — в $3,4 млн.
В другом источнике утверждается, что разработка инвестиционного проекта создания электронного магазина коллективом, состоящим из шести человек (программист по базам данных, дизайнер HTML-страниц (язык, состоящий из так называемых маркеров и используемый для подготовки структурированного web- документа, включая его форматирование), художник, специалист по бизнес-логике, менеджер проекта), занимает от одного до двух месяцев (реже три месяца). При этом стоимость создания электронного магазина (стартовые затраты без затрат на обслуживание и на актуализацию информации) в зависимости от его численных оценок основных обеспечиваемых критериев (дизайн, простота навигации по web-страницам, внимание к покупателю, простота возврата в исходный пункт, масштаб сервисной поддержки, наличие достаточной полноты сведений о товаре, ассортиментное разнообразие товаров и др.) колеблется от $5 до $ 150 тыс.
Достаточно большие затраты финансовых средств и времени, связанные с созданием систем электронной коммерции и их обслуживанием, вызывают необходимость их обоснования строгими экономическими расчетами.
Основными источниками денежных потоков (доходов) в Интернет-компаниях являются:
1. Прямые продажи — это получаемая прибыль от товаров, проданных через Интернет.
2. Косвенные продажи — это товары, проданные клиентам, которые были привлечены с помощью Интернет-рекламы.
3. Новые услуги, техническая поддержка, послепродажное обслуживание, оказывающие влияние на динамику изменения расходов Интернет-компании после начала внедрения Интернет-проекта.
4. Улучшенные бизнес-процессы, которые обеспечивают снижение издержек и ускорение работы подразделений компании, а также ее партнеров (поставщиков, дистрибьюторов и т. п.) после запуска Интернет-проекта.
На сегодняшний день не существует общепринятой в мире и достаточно достоверной методики определения экономической эффективности создания, функционирования и имущественной оценки (стоимости бизнеса) систем электронной коммерции. Встречающиеся в специальной литературе и в публикациях в сети Интернет отдельные методические предложения заключаются в том, что общеизвестные методы оценки эффективности внедрения инвестиционных проектов пытаются применить без каких-либо коррективов к весьма специфической сфере коммерции, осуществляемой посредством сети Интернет.
В основе этих предложений лежит формула, представляющая собой отношение результата (экономического эффекта) к затратам, связанным с эксплуатацией и оперативной поддержкой функционирования электронного магазина. Авторами одного из таких предложений являются разработчики автоматизированной системы создания электронного магазина ИНТЕР&КОМ [http://www.np.ru/html/efficiency.html]. Однако вопрос сравнения полученного отношения с нормативным его значением остается открытым. Такие нормативы пока еще не разработаны.
Состав показателей, которые рекомендуются для оценки эффективности создания и внедрения, функционирования, а также стоимостной (имущественной) оценки Интернет-компаний и систем электронной коммерции, существенно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной сфере торговли. Это обусловлено разнообразными организационно-экономическими и технологическими особенностями, характерными для сети Интернет, в которой функционируют электронные магазины.
Показатели оценки эффективности электронных магазинов можно разделить на три основные группы:
1. Показатели оценки эффективности создания (или, иначе, оценки эффективности инвестиционного проекта разработки электронного магазина в составе Интернет-компании).
2. Показатели оценки эффективности функционирования.
3. Показатели оценки стоимости бизнеса (коммерции).
Основными показателями первой группы являются:
1. Стартовые инвестиции (единовременные, а также, возможно, и распределенные во времени, т.е. неоднократные), израсходованные на создание электронного магазина.
2. Эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением нормального, т.е. устойчивого функционирования электронного магазина.
3. Соотношение инвестиционных и эксплуатационных затрат.
4. Показатели, общепринятые в мире и в России для оценки эффективности инвестиционных проектов или бизнес-проектов (чистая приведенная стоимость, дисконтированный срок окупаемости, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности и др.).
Для ряда зарубежных и российских электронных магазинов, не получающих прибыль на протяжении нескольких лет в результате своей коммерческой деятельности, не могут быть в принципе применены общепринятые показатели, используемые для оценки эффективности инвестиционных проектов. Это обусловлено тем, что в этом случае отсутствует основа для дисконтирования денежных потоков (они могут быть равны нулю или даже принимать отрицательные значения). Цель функционирования подобного рода электронных магазинов может заключаться в том, чтобы как можно дольше удержаться на целевом рынке, приобрести необходимый опыт и лишь затем стремиться к получению прибыли. При этом объемы продаж у некоторых бесприбыльных электронных магазинов зачастую растут достаточно высокими темпами. Однако получаемая прибыль, обусловленная эффектом масштаба, полностью расходуется на текущие расходы: маркетинговые исследования рынка, рекламу, презентации новых товаров и услуг и др. Для оценки «эффективности» функционирования электронных магазинов, у которых нет прибыли на протяжении значительного периода времени, необходимы специальные показатели и методики расчетов. На сегодняшний день достаточно полный состав таких специальных показателей и соответствующих методик остается неразработанным.
Стартовые инвестиции могут быть осуществлены единовременно или на протяжении некоторого периода времени (например, в течение нескольких лет).
В состав эксплуатационных затрат обычно включаются: затраты, связанные с эксплуатацией технической части электронной системы; оплата труда обслуживающего персонала (операторов-программистов, операторов-товароведов и др.); издержки (потери), обусловленные недостоверностью обработки информации; издержки (потери), вызываемые отказами в работе технической части системы, и др.
Показатели второй группы, предназначенные для оценки результатов деятельности электронного магазина, подразделяются на текущие и конечные показатели. Их состав нами будет подробно изложен ниже.
С помощью показателей стоимостной оценки бизнеса (коммерции) определяется рыночная стоимость электронного магазина, а затем и Интернет-компании в целом. Эта стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, согласно которой объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях имеющей место конкуренции. Причем стороны действуют разумно и располагают необходимой информацией, а на величине бизнес-сделки не могут отразиться какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Необходимость определения рыночной стоимости электронного магазина может иметь место в следующих случаях:
1. Приобретение покупателем готового электронного магазина или его поглощения более крупной Интернет-компанией.
2. Приобретение контрольного пакета акций Интернет-компании, владеющей электронным магазином; такое решение осуществляется на основе выбора компании с наибольшей рыночной стоимостью и эффективно функционирующей на виртуальном рынке.
3. Приобретение миноритарного (неконтролируемого) пакета акций в Интернет-компании с целью последующего включения в свой долгосрочный инвестиционный портфель.
4. Приобретение миноритарного пакета акций в Интернет-компании с целью включения в краткосрочный (спекулятивный) инвестиционный портфель.
5. Определение ликвидационной стоимости электронного магазина (она рассчитывается в тех случаях, когда действующая система электронной коммерции должна прекратить свое существование или предполагается, что она переходит в иное организационно-правовое состояние).
Оценка системы электронной коммерции профессиональными экспертами включает в себя три взаимодополняющие составляющие: оценка будущей экономической выгоды (объема прибыли) от владения соответствующим электронным магазином; оценка рейтингового места на фондовом рынке компании, которая владеет данным электронным магазином; стоимостная оценка материально-технической и технологической базы электронного магазина.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 322.