Для оценки эффективности функционирования электронного магазина необходимо использовать две группы показателей (критериев). Первая группа показателей (критериев) предназначена для характеристики текущих результатов деятельности, а вторая — для оценки конечных результатов деятельности.
К текущим показателям оценки результатов деятельности электронного магазина, целесообразно отнести следующие:
1. Общее количество посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (например, месяца, квартала, года).
2. Число повторных посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (что достигается высоким уровнем сервиса и привлекательными ценами на высококачественные товары или услуги).
3. Удельный вес посетителей электронного магазина, сделавших покупки, от общего их числа.
4. Удельный вес повторных посетителей, сделавших покупки в электронном магазине, от общего их числа.
5. Объем сделанных покупок в денежном выражении, приходящийся на одного покупателя.
6. Минимальный и максимальный объемы покупок, приходящиеся в среднем на одного покупателя электронного магазина.
7. Динамика изменения (роста или падения) объема продаж на протяжении определенного периода времени.
8. Динамика изменения валовой и чистой прибыли (рост прибыли или убытков) на протяжении определенного периода времени.
Отличительной особенностью перечисленных выше показателей, если речь идет об их прогнозировании на перспективу, является вероятностный их характер. В расчетах это обстоятельство должно быть учтено.
Важное место в оценке конечных результатов деятельности Интернет-компаний (и входящих в их состав электронных магазинов) занимают показатели, отражающие различные стороны ее коммерческой и финансовой деятельности (рис. 11.1).
Необходимой информационной основой для расчета показателей, входящих в различные группы, является баланс компании. Для удобства проведения необходимых расчетов форма представления баланса, согласно действующим положениям в РФ, должна быть приведена в соответствие общепринятому в мире стандарту бухгалтерского учета.
Для получения достоверных значений по восьми группам соответствующих показателей, отражающих различные стороны деятельности Интернет-компании, необходимо используемые в расчетах исходные данные корректировать на соответствующие им уровни инфляции.
Рис. 11.1. Показатели оценки результатов деятельности Интернет-компании.
Иначе говоря, представленные выше группы показателей должны базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях. Практикой доказано, что в условиях достаточно значительного изменения цен по участвующим в расчетах компонентов учетные значения стоимостных показателей значительно отличаются от реальных значений. Это обстоятельство вызывает необходимость корректировки исходных и учетных данных в соответствии с динамикой изменения цен, т.е. инфляции и структурного изменения цен. При этом важно дифференцированно подойти к определению уровня инфляции, касающейся каждого отдельного элемента, участвующего в расчетах. Дело в том, что инфляция оказывает неодинаковое влияние, например, на выручку от реализации продукции или услуг, получаемую прибыль, вводимые основные производственные фонды, потребляемые материальные ресурсы, заработную плату руководящих работников, рядовых менеджеров и простых исполнителей, а также на различные виды запасов. В качестве значений инфляционных показателей и в зависимости от сферы действия компании могут рекомендоваться: индекс цен компаний производителей, индекс потребительских цен, значение девальвации основной валюты. При этом индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании.
В теории финансового менеджмента рекомендуются два способа корректировки рассчитанных показателей:
• прямая корректировка активов и денежных сумм на значения соответствующих уровней инфляции;
• учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования показателей (параметров), подверженных инфляции.
Для условий РФ предпочтительно использовать метод, базирующийся на прямой корректировке денежных сумм согласно соответствующим значениям имевших место уровней инфляции.
Важным инструментом управления экономикой Интернет-компании является не только анализ уровня и динамики основных показателей (коэффициентов) в сравнении с определенной базой, но и нахождение рациональных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной стратегии поведения на рынке.
Среди многочисленных показателей необходимо выделить те из них, по которым Интернет-компания (и входящие в ее состав электронные магазины) должны организовать регулярное планирование и осуществлять систематический (оперативный) контроль за их числовыми оценками. Располагая этими данными по основным экономическим показателям, можно оперативно принимать решения, препятствующие наступлению форс-мажорных обстоятельств или их оперативному устранению.
Эффективность функционирования созданной Интернет-компании можно оценивать и на основании отслеживания динамики изменения доходов и расходов. В том случае, если доходы от Интернет-проекта растут более быстрыми темпами, чем расходы, то этот проект может считаться достаточно эффективным. При этом важным является то, насколько темпы роста доходов превышают темпы снижения расходов. Если темп роста и объем получаемых доходов незначительны, то в инвестиционную стратегию развития Интернет-проекта необходимо вносить коррективы.
По результативности работы на рынке Интернет-компании и входящие в их состав электронные магазины можно классифицировать на две принципиально отличающиеся друг от друга группы. Первую группу образуют те Интернет-компании, которые в результате своей коммерческой деятельности получают ежегодно более или менее стабильную по объему прибыль. Во вторую группу входят высокорискованные, высокотехнологичные, с быстро растущими ежегодными объемами оборота Интернет-компании (например, Amazon.com в 100 раз увеличила объем оборота за три года своего существования на рынке Интернета) и одновременно несущие весьма значительные убытки в течение ряда лет своей коммерческой деятельности (к примеру, убытки у компании Amazon.com в 1998 и 1999 гг. составили соответственно $124,5 и $323,6 млн). Для каждой из названных выше групп Интернет-компаний (убыточных и успешно работающих на рынке), естественно, должен быть рекомендован соответствующий состав основных экономических показателей, предназначенных для оценки конечных результатов их коммерческой и предпринимательской деятельности.
Для группы Интернет-компаний, стабильно ежегодно получающих прибыль по результатам своей деятельности, рекомендуется следующая система основных экономических показателей.
1. Объем полученной валовой и чистой прибыли за истекший период (например, год):
, (11.1)
где
— объем валовой прибыли;
— объем продаж продукции и оказания услуг (объем оборота);
— затраты, связанные с реализацией продукции;
, (11.2)
где
— объем чистой прибыли;
— всевозможные выплаты, проценты за кредит, экономические санкции (штрафы, неустойки).
2. Темп роста объемов валовой и чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом (например, годом):
, (11.3)
где
— темп роста валовой или чистой прибыли;
— объем валовой прибыли по 1-му периоду (например, году);
— объем валовой прибыли по (i - 1)-му периоду (например, году);
— объем чистой прибыли по 1-му периоду (например, году);
— объем чистой прибыли по (i - 1)-му периоду (например, году).
3. Общая и расчетная рентабельность объема продаж, %:
, (11.4)
, (11.5)
Эти показатели демонстрируют долю валовой или чистой прибыли в общем объеме продаж.
4. Объем продаж, приходящийся на одного покупателя ( ):
, (11.6)
где
— количество покупателей, совершивших покупку в электронных магазинах данной Интернет-компании.
5. Общая и расчетная рентабельность основного капитала и чистого оборотного капитала. Эти показатели демонстрируют возможность компании в обеспечении достаточного объема валовой и чистой прибыли по отношению к используемым объемам основного и чистого оборотного капитала:
, (11.7)
где
— общая рентабельность основного капитала;
— величина основного капитала.
, (11.8)
где
— общая рентабельность чистого оборотного капитала;
— величина чистого основного капитала.
, (11.9)
где
— расчетная рентабельность основного капитала.
, (11.10)
где
— расчетная рентабельность чистого оборотного капитала.
Оборотный капитал — это сумма денежных средств, выделяемых на образование разного вида запасов, дебиторская задолженность и ликвидные средства.
Чистый оборотный капитал может быть определен как разница между краткосрочными активами и краткосрочными пассивами, или, иначе, сумма оборотного капитала за минусом величины краткосрочного заемного капитала (сумма краткосрочных обязательств и краткосрочных резервных фондов).
6. Общая и расчетная рентабельность собственного капитала компании. Эти показатели отражают эффективность использования капитала, инвестированного собственником компании. Обычно их сравнивают с возможными альтернативными вложениями в различные ценные бумаги. Одновременно они показывают, сколько денежных единиц валовой или чистой прибыли «заработала» каждая единица средств, вложенная собственником.
, (11.11)
где
— величина собственного капитала компании.
, (11.12)
7. Коэффициент , отражающий отношение цены акции к объему полученной чистой прибыли. Он показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении:
, (11.13)
8. Показатель , отражающий размер дивидендов, приходящихся на одну обыкновенную акцию:
, (11.14)
где
— количество обыкновенных акций.
9. Показатель , отражающий соотношение цены акции и чистой прибыли:
, (11.15)
К дополнительным (вспомогательным) оценочным показателям конечных результатов деятельности успешно работающих Интернет-компаний относятся:
1. Численный состав постоянных покупателей (клиентов).
2. Удельный вес «потерянных» покупателей (клиентов) за определенный период времени (например, месяц, квартал, полугодие, год).
3. Затраты денежных средств на привлечение и удержание одного покупателя (клиента).
4. Доля завоеванного целевого рынка (или отдельного сегмента рынка).
Для убыточных Интернет-компаний целесообразно рекомендовать с целью оценки конечных результатов деятельности свою систему экономических показателей, включающую в себя:
1. Объем сокращения убытков в истекшем периоде по сравнению с предшествующим ему периодом (например, годом):
, (11.16)
где
— объем убытков по i-му периоду (например, в истекшем году);
— объем убытков по (i-1)-му периоду (например, году, предшествующему истекшему).
2. Темп сокращения убытков по сравнению с предыдущим периодом:
, (11.17)
3. Прирост объема продаж по сравнению с предыдущим периодом:
, (11.18)
где
— объем продаж (оборота) по 1-му периоду (например, году);
— объем продаж (оборота) по (i-1)-му периоду (например, году, предшествующему истекшему).
4. Темп роста объема продаж по сравнению с предыдущим периодом:
, (11.19)
5. Объем продаж, который приходится ив одного покупателя.
Вследствие убыточной работы этой группы Интернет-компаний не представляется возможным определить дисконтированные денежные потоки. Это обусловлено отсутствием основы или предмета для дисконтирования.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.