Критерии оценки эффективности функционирования электронного магазина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для оценки эффективности функционирования электронного магазина необходимо использовать две группы показателей (критериев). Первая группа показателей (критериев) предназначена для характеристики текущих результатов деятельности, а вторая — для оценки конечных результатов деятельности.

К текущим показателям оценки результатов деятельности электронного магазина, целесообразно отнести следующие:

1. Общее количество посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (например, месяца, квартала, года).

2. Число повторных посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (что достигается высоким уровнем сервиса и привлекательными ценами на высококачественные товары или услуги).

3. Удельный вес посетителей электронного магазина, сделавших покупки, от общего их числа.

4. Удельный вес повторных посетителей, сделавших покупки в электронном магазине, от общего их числа.

5. Объем сделанных покупок в денежном выражении, приходящийся на одного покупателя.

6. Минимальный и максимальный объемы покупок, приходящиеся в среднем на одного покупателя электронного магазина.

7. Динамика изменения (роста или падения) объема продаж на протяжении определенного периода времени.

8. Динамика изменения валовой и чистой прибыли (рост прибыли или убытков) на протяжении определенного периода времени.

Отличительной особенностью перечисленных выше показателей, если речь идет об их прогнозировании на перспективу, является вероятностный их характер. В расчетах это обстоятельство должно быть учтено.

Важное место в оценке конечных результатов деятельности Интернет-компаний (и входящих в их состав электронных магазинов) занимают показатели, отражающие различные стороны ее коммерческой и финансовой деятельности (рис. 11.1).

Необходимой информационной основой для расчета показателей, входящих в различные группы, является баланс компании. Для удобства проведения необходимых расчетов форма представления баланса, согласно действующим положениям в РФ, должна быть приведена в соответствие общепринятому в мире стандарту бухгалтерского учета.

Для получения достоверных значений по восьми группам соответствующих показателей, отражающих различные стороны деятельности Интернет-компании, необходимо используемые в расчетах исходные данные корректировать на соответствующие им уровни инфляции.

 

Рис. 11.1. Показатели оценки результатов деятельности Интернет-компании.

Иначе говоря, представленные выше группы показателей должны базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях. Практикой доказано, что в условиях достаточно значительного изменения цен по участвующим в расчетах компонентов учетные значения стоимостных показателей значительно отличаются от реальных значений. Это обстоятельство вызывает необходимость корректировки исходных и учетных данных в соответствии с динамикой изменения цен, т.е. инфляции и структурного изменения цен. При этом важно дифференцированно подойти к определению уровня инфляции, касающейся каждого отдельного элемента, участвующего в расчетах. Дело в том, что инфляция оказывает неодинаковое влияние, например, на выручку от реализации продукции или услуг, получаемую прибыль, вводимые основные производственные фонды, потребляемые материальные ресурсы, заработную плату руководящих работников, рядовых менеджеров и простых исполнителей, а также на различные виды запасов. В качестве значений инфляционных показателей и в зависимости от сферы действия компании могут рекомендоваться: индекс цен компаний производителей, индекс потребительских цен, значение девальвации основной валюты. При этом индекс цен может быть рассчитан для конкретной компании.

В теории финансового менеджмента рекомендуются два способа корректировки рассчитанных показателей:

• прямая корректировка активов и денежных сумм на значения соответствующих уровней инфляции;

• учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования показателей (параметров), подверженных инфляции.

Для условий РФ предпочтительно использовать метод, базирующийся на прямой корректировке денежных сумм согласно соответствующим значениям имевших место уровней инфляции.

Важным инструментом управления экономикой Интернет-компании является не только анализ уровня и динамики основных показателей (коэффициентов) в сравнении с определенной базой, но и нахождение рациональных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной стратегии поведения на рынке.

Среди многочисленных показателей необходимо выделить те из них, по которым Интернет-компания (и входящие в ее состав электронные магазины) должны организовать регулярное планирование и осуществлять систематический (оперативный) контроль за их числовыми оценками. Располагая этими данными по основным экономическим показателям, можно оперативно принимать решения, препятствующие наступлению форс-мажорных обстоятельств или их оперативному устранению.

Эффективность функционирования созданной Интернет-компании можно оценивать и на основании отслеживания динамики изменения доходов и расходов. В том случае, если доходы от Интернет-проекта растут более быстрыми темпами, чем расходы, то этот проект может считаться достаточно эффективным. При этом важным является то, насколько темпы роста доходов превышают темпы снижения расходов. Если темп роста и объем получаемых доходов незначительны, то в инвестиционную стратегию развития Интернет-проекта необходимо вносить коррективы.

По результативности работы на рынке Интернет-компании и входящие в их состав электронные магазины можно классифицировать на две принципиально отличающиеся друг от друга группы. Первую группу образуют те Интернет-компании, которые в результате своей коммерческой деятельности получают ежегодно более или менее стабильную по объему прибыль. Во вторую группу входят высокорискованные, высокотехнологичные, с быстро растущими ежегодными объемами оборота Интернет-компании (например, Amazon.com в 100 раз увеличила объем оборота за три года своего существования на рынке Интернета) и одновременно несущие весьма значительные убытки в течение ряда лет своей коммерческой деятельности (к примеру, убытки у компании Amazon.com в 1998 и 1999 гг. составили соответственно $124,5 и $323,6 млн). Для каждой из названных выше групп Интернет-компаний (убыточных и успешно работающих на рынке), естественно, должен быть рекомендован соответствующий состав основных экономических показателей, предназначенных для оценки конечных результатов их коммерческой и предпринимательской деятельности.

Для группы Интернет-компаний, стабильно ежегодно получающих прибыль по результатам своей деятельности, рекомендуется следующая система основных экономических показателей.

1. Объем полученной валовой и чистой прибыли за истекший период (например, год):

 

,                                                            (11.1)

где

 — объем валовой прибыли;

 — объем продаж продукции и оказания услуг (объем оборота);

 — затраты, связанные с реализацией продукции;

 

,                                                         (11.2)

где

 — объем чистой прибыли;

 — всевозможные выплаты, проценты за кредит, экономические санкции (штрафы, неустойки).

 

2. Темп роста объемов валовой и чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом (например, годом):

 

 ,                                               (11.3)

где

 — темп роста валовой или чистой прибыли;

 — объем валовой прибыли по 1-му периоду (например, году);

 — объем валовой прибыли по (i - 1)-му периоду (например, году);

— объем чистой прибыли по 1-му периоду (например, году);

— объем чистой прибыли по (i - 1)-му периоду (например, году).

 

3. Общая и расчетная  рентабельность объема продаж, %:

 

 ,                                                 (11.4)

 

 ,                                                 (11.5)

Эти показатели демонстрируют долю валовой или чистой прибыли в общем объеме продаж.

 

4. Объем продаж, приходящийся на одного покупателя (  ):

 

,                                                                      (11.6)

где

 — количество покупателей, совершивших покупку в электронных магазинах данной Интернет-компании.

 

5. Общая и расчетная рентабельность основного капитала  и чистого  оборотного капитала. Эти показатели демонстрируют возможность компании в обеспечении достаточного объема валовой и чистой прибыли по отношению к используемым объемам основного и чистого оборотного капитала:

,                                                                   (11.7)

где

— общая рентабельность основного капитала;

— величина основного капитала.

 

,                                                                   (11.8)

где

— общая рентабельность чистого оборотного капитала;

— величина чистого основного капитала.

 

,                                                                   (11.9)

где

— расчетная рентабельность основного капитала.

 

,                                                              (11.10)

где

— расчетная рентабельность чистого оборотного капитала.

 

Оборотный капитал — это сумма денежных средств, выделяемых на образование разного вида запасов, дебиторская задолженность и ликвидные средства.

Чистый оборотный капитал может быть определен как разница между краткосрочными активами и краткосрочными пассивами, или, иначе, сумма оборотного капитала за минусом величины краткосрочного заемного капитала (сумма краткосрочных обязательств и краткосрочных резервных фондов).

 

6. Общая и расчетная рентабельность  собственного капитала компании. Эти показатели отражают эффективность использования капитала, инвестированного собственником компании. Обычно их сравнивают с возможными альтернативными вложениями в различные ценные бумаги. Одновременно они показывают, сколько денежных единиц валовой или чистой прибыли «заработала» каждая единица средств, вложенная собственником.

 

,                                                               (11.11)

где

— величина собственного капитала компании.

 

,                                                               (11.12)

 

7. Коэффициент , отражающий отношение цены акции  к объему полученной чистой прибыли. Он показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении:

,                                                                (11.13)

 

8. Показатель , отражающий размер дивидендов, приходящихся на одну обыкновенную акцию:

,                                                                (11.14)

где

— количество обыкновенных акций.

 

9. Показатель , отражающий соотношение цены акции и чистой прибыли:

 

,                                                                  (11.15)

К дополнительным (вспомогательным) оценочным показателям конечных результатов деятельности успешно работающих Интернет-компаний относятся:

1. Численный состав постоянных покупателей (клиентов).

2. Удельный вес «потерянных» покупателей (клиентов) за определенный период времени (например, месяц, квартал, полугодие, год).

3. Затраты денежных средств на привлечение и удержание одного покупателя (клиента).

4. Доля завоеванного целевого рынка (или отдельного сегмента рынка).

 

Для убыточных Интернет-компаний целесообразно рекомендовать с целью оценки конечных результатов деятельности свою систему экономических показателей, включающую в себя:

 

1. Объем сокращения убытков  в истекшем периоде по сравнению с предшествующим ему периодом (например, годом):

,                                                    (11.16)

 

где

 — объем убытков по i-му периоду (например, в истекшем году);

 — объем убытков по (i-1)-му периоду (например, году, предшествующему истекшему).

 

2. Темп сокращения убытков  по сравнению с предыдущим периодом:

 

 ,                                                        (11.17)

 

3. Прирост объема продаж  по сравнению с предыдущим периодом:

 

,                                                    (11.18)

где

 — объем продаж (оборота) по 1-му периоду (например, году);

 — объем продаж (оборота) по (i-1)-му периоду (например, году, предшествующему истекшему).

 

4. Темп роста объема продаж  по сравнению с предыдущим периодом:

 

 ,                                                        (11.19)

 

5. Объем продаж, который приходится ив одного покупателя.

Вследствие убыточной работы этой группы Интернет-компаний не представляется возможным определить дисконтированные денежные потоки. Это обусловлено отсутствием основы или предмета для дисконтирования.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.