Наиболее часто для оценки качества спроектированного или уже функционирующего электронного магазина (или, иначе, созданного web-сервера, web-сайта) используется следующий состав критериев:
1. Удачность решения проблемы, связанной с дизайном web-страниц.
2. Простота перемещения (навигации) по web-страницам.
3. Внимание, оказываемое покупателю.
4. Простота возврата в исходный пункт при выполнении навигации (перемещения) по web-страницам.
5. Масштаб сервисной поддержки клиентов.
6. Наличие достаточной полноты сведений относительно потребительских свойств товара (услуги).
7. Разнообразие ассортимента предлагаемых к продаже товаров.
8. Уровень предлагаемых цен на товары (определяется относительно цен, предлагаемых на аналогичную продукцию конкурентами).
9. Наличие необходимых гарантий присутствия товара на складе в данный момент времени.
10. Быстрота (своевременность) доставки товара покупателю.
Числовая оценка специалистами перечисленных выше критериев дается по пятибалльной шкале (0, 1, 2, 3 и 4). Самой высокой оценкой в таком случае является «4».
Для получения представления о реальных числовых оценках перечисленных выше критериев оптимальности, применяемых для оценки эффективности создания и успешности функционирования электронного магазина, приведем данные по фирме Sentry Group . Эта фирма торгует сейфами и аналогичной продукцией. Выставленные покупателями балльные оценки соответствующих критериев приведены в Binary Compass Enterprise (таб. 11.1).
Таблица 11.1 Числовые оценки критериев оптимальности,
Характеризующие созданный и функционирующий электронный магазин.
Наименование критерия | Числовая оценка критерия |
Внешний вид web-страниц | 1,65 |
Навигация по web-страницам | 2,51 |
Внимание к покупателю | 2,67 |
Простота возврата в исходный пункт | 2,82 |
Сервисная поддержка | 2,86 |
Наличие достаточной информации о продукте | 2,98 |
Цена товара | 3,05 |
Своевременность доставки | 3,23 |
Наличие товара на складе | 3,28 |
Разнообразие ассортимента товаров | 3,30 |
Интегральная числовая оценка | 28,35 |
Как следует из приведенной выше информации, ассортимент рассматриваемого вида товара, его наличие и быстрота доставки имеют решающее значение для удовлетворения требований интерактивного покупателя. Между тем цена товара (речь идет о сейфах и аналогичной продукции) является лишь четвертым по значимости критерием, в то время как внешний вид web-страниц оказался вообще наименее значимым критерием.
Следует особо отметить, что интерактивные покупатели других видов товаров (сегментов рынка) выставляют числовые оценки по приведенным выше критериям, значительно отличающиеся от тех, которые были приведены выше для продукции типа сейфов.
С учетом того, что в гиперпространстве обычно функционирует некоторое множество электронных магазинов, торгующих одним и тем же товаром, актуальной для интерактивного покупателя является задача выбора наилучшего из них на основании рассчитываемой интегрированной, обобщенной рейтинговой оценки. Однако если по альтернативным гипотетическим электронным магазинам (из которых нужно выбрать наилучший) получены интегрированные оценки, которые различаются незначительно (т.е. находятся в пределах статистической погрешности, находящейся в пределах 5-7%), то возникает необходимость взвешивания частных критериев с помощью предварительно определяемых коэффициентов важности. Проиллюстрируем сказанное на условном примере. Пусть из трех электронных магазинов, по которым путем опроса интерактивных покупателей получены числовые оценки по частным 10 критериям (табл. 11.2).
Таблица 11.2 Сравнительные оценки частных и обобщенных числовых оценок критериев
По трем альтернативным электронным магазинам.
Наименование критерия
Числовая оценка критерия
Согласно приведенным выше данным наилучшим из альтернативных вариантов является электронный магазин 2, так как у него наивысшая интегральная числовая оценка. Однако разница между тремя интегральными оценками столь незначительна (не более 1,1% при допустимой статистической погрешности в 5-7%), что дает основание говорить о примерном ее равенстве у этих магазинов. Однако для уточнения наилучшего варианта и соответственно более конкурентоспособного электронного магазина необходимо частные критерии взвесить с помощью коэффициентов важности. Благодаря взвешиванию с помощью коэффициентов важности, выставленных интерактивными группами покупателями оценок по различным критериям, становится возможным выбрать на расчетной основе действительно наилучший из альтернативных вариантов электронный магазин. Эта задача по своему существу является многокритериальной, что предполагает необходимость применения соответствующего математического метода ее решения.
Допустим, что эксперты установили для данной группы однородных товаров необходимые коэффициенты важности (весовые коэффициенты), соответствующие каждому из рассматриваемых частных критериев (табл. 11.3).
В таком случае можно определить итоговые интегральные оценки по каждому из альтернативных вариантов электронного магазина:
Электронный магазин 1:
0,05 • 1,65 + 0,07 • 2,51 + 0,07 • 2,67 + 0,08 • 2,82 + 0,08 • 2,86 + 0,09 • 2,98 +
+ 0,09 • 3,05 + 0,2 • 3,23 + 0,12 • 3,28 + 0,15 • 3,3 = 3,94.
Электронный магазин 2:
0,05 • 1,7 + 0,07 • 2,45 + 0,07 • 2,75 + 0,08 • 2,8 + 0,08 • 2,83 + 0,09 • 3,01 +
+ 0,09 • 3,04 + 0,2 • 3,2 + 0,12 • 3,3 + 0,15 • 3,5 = 2,36.
Электронный магазин 3:
0,05 • 1,75 + 0,07 • 2,4 + 0,07 • 2,75 + 0,08 • 2,79 + 0,08 • 2,99 + 0,09 • 3,03 +
+ 0,09 • 3,25 + 0,2 • 3,2 + 0,12 • 3,35 + 0,15 • 3,4 = 5,95.
Таблица 11.3 Весовые коэффициенты важности критериев, используемых для получения
Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.