Методические основы оценки экономической эффективности инвестиций во внедрение информационных технологий в сфере экономики и менеджмента. Характеристики метода «Совокупная стоимость владения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для оценки эффективности инвестиций разработан целый ряд методов, которые можно условно разделить на три группы:

· классические методы оценки инвестиционных проектов, предполагающие определение таких показателей, как чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV), внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR), срок окупаемости (Payback), добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA);

· затратные методы оценки, основными из которых можно назвать определение совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) и его производные, такие как истинная стоимость владения (Real Cost of Ownership, RCO), совокупная стоимость владения приложениями (Total Cost of Application Ownership, TCA);

· комплексные методы оценки набора финансовых и нефинансовых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI), такие как сбалансированная система показателей Нортона и Каплана (Balanced Scorecard, BSC), модель "стейкхолдер" и пирамида результативности Линча и Кросса.

Каждая из перечисленных выше групп методов обладает собственным рядом достоинств и недостатков, предпочтительной областью применения, долей конструктивности и возможностью интегрирования в стратегию развития информационной системы предприятия.

Рассмотрим вышеперечисленные методы немного подробнее.

Модель совокупной стоимости владения позволяет сократить затраты и повысить эффективность вложений в информационные технологии в силу самой постановки решаемой с ее помощью задачи — минимизации стоимости владения при заданных параметрах функциональных возможностей информационной системы.

Наиболее общим определением совокупной стоимости владения информационной системой является следующее: полный комплекс затрат, связанных с приобретением, внедрением и использованием системы, воспринимаемый как единые затраты на информационную систему в процессе ее создания и эксплуатации (см. таблицу 10.1).

Приведенный в таблице 10.1 перечень статей затрат позволяет, при соответствующем уровне организации сбора данных управленческого учета, рассчитать совокупную стоимость владения информационными системами предприятия.

 

Затратная составляющая – это затраты, связанные с последствиями некомпетентных действий пользователей. Она учитывает потери от запланированных и незапланированных простоев, потери производительности в случаях самоподдержки и взаимоподдержки пользователей, фактически измеряет эффективность управления.

Основной недостаток метода определения совокупной стоимости владения по сравнению с прочими состоит в том, что он показывает только расходную, но никак не доходную часть внедрения информационной системы. Этим ограничивается круг применения данного метода — выбор одного из альтернативных проектов с предполагаемым одинаковым эффектом использования.

Таблица 10.1 Полный комплекс затрат

Тип затрат Статьи затрат Содержание
1 2 3

Фиксированные

Первоначальные закупки аппаратного обеспечения и материалов Определяется наименованием статьи
Первоначальные закупки основного программного обеспечения Определяется наименованием статьи
Первоначальные закупки дополнительного программного обеспечения Определяется наименованием статьи
Привлечение внешних консультантов, аутсорсинг Определяется наименованием статьи
Стоимость разработки и внедрения проекта Стоимость проекта
  Затраты на работу по монтажу, пусконаладке, тестированию, установке программного обеспечения, тестированию

Текущие

Стоимость обновления и модернизации системы Затраты на разработку планов модернизации и развития информационных систем

Затраты на управление системой

Затраты на техническую поддержку, услуги по сопровождению, фрайчазингу и обеспечению работы системы в течение срока ее эксплуатации
Затраты на обучение административного персонала и конечных пользователей
Заработная плата системных администраторов, сотрудников служб эксплуатации
Оплата внешних консультантов
Оплата услуг по контрактам аутсорсинга
Затраты на сертификацию
Затраты на услуги связи и передачу данных

Затраты, определяемые активностью пользователей

Прямая помощь и дополнительные настройки
Разработка приложений
Работа с данными
Неформальное обучение
Затраты, связанные с последствиями некомпетентных действий пользователей

Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.