Способы оценки руководителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель оценки руководителя - определение соответствия его качеств и достигнутых результатов предъявляемым требованиям.

По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

- знание производства - его тех­нических и технологических особенностей, современных направ­лений развития;

- знание экономики - методов планирования, эко­номического анализа и т. п.

- умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;

- наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;

- способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;

- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;

- способность и умение поддерживать дисциплину и от­стаивать интересы дела;

- умение целесообразно планировать работу аппарата управления;

- распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;

- координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;

- умение планировать и организовывать личную деятель­ность, сочетать в ней основные принципы управления, при­менять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;

- умение проявлять высокую требовательность к себе и под­чиненным;

- конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;

- учитывать и контролировать результаты своей работы и ра­боты коллектива;

- стимулировать работников, принимать на себя ответствен­ность в осуществлении своих решений;

- устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:

- честность, справедливость,

- умение работника наладить добро­желательные отношения с подчиненными,

- выдержанность и так­тичность при любых обстоятельствах,

- целеустремленность,

- прин­ципиальность,

- решительность в принятии управленческих ре­шений,

- а также настойчивость и энергичность в их реализации,

- умение отстоять свое мнение,

- самокритичность в оценках своих действий и поступков,

- умение выслушивать советы подчиненных,

- правильное восприятие критики с умением делать соответствую­щие выводы,

- умение держать слово и не обещать того, что не бу­дет выполнено,

- умение пользоваться своими правами и полномо­чиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия,

- а также умение личным приме­ром и поведением в повседневной жизни положительно воздей­ствовать на подчиненных.

В настоящий момент можно указать несколько наиболее распространенных способов оценки деятельности руководителя. Например, говорят о количественных и качественных методах оценки.

Количественные методы оценки.

1). Экспертные оценки. Количественные оценки, например деловых и организатор­ских качеств работника, производятся, как правило, с помо­щью экспертных оценок. При этом для характеристики канди­дата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:

1. способность организовывать и планировать труд;

2. профессиональная компетентность;

3.сознание ответствен­ности за выполняемую работу;

4.контактность и коммуника­бельность;

5.способность к нововведениям;

6.трудолюбие и работоспособность.

По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соот­ветствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не - удовлетворительно - 2; плохо - 1). Основная трудность при подборе состава экспертов состоит в недопущении завышения доли какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении. Эта опасность заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что при обработке экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость. По той же самой причине нежелательно включение в экспертную группу специалистов, авторитет ко­торых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.

Используются группы экспертов двумя способами - инди­видуально или группой. Индивидуальный, более распространен­ный и эффективный способ, заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются. Групповой способ основан на совме­стной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе согласование инди­видуальных оценок сочетается с последовательным ознаком­лением каждого эксперта с оценками остальных.

Результат работы экспертов отражается в документе, вариан­тами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения. Кроме этого, основным инструментом аттестации является анкета, ко­торая представляет собой специально разработанный вопрос­ник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. Каждая экспертная комис­сия утверждает не только перечень качеств для включения в анкету, но и определяет количественную оценку каждого каче­ства в баллах. Например, в анкету рекомендованы десять ка­честв, и все они оценены по десятибалльной системе оценок (смотри табл. 18).

 

Таблица - Пример анкеты по оценке руководителя.

№ п/п Показатель. Баллы
1 Способность к выработке и внедрению оригинальных решений 10
2 Умение создавать в коллективе нормальный психологи­ческий климат 9
3 Способность оперативно оценивать ситуацию и прини­мать удачные решения 8
4 Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации 7
5 Дисциплинированность и организованность 6
6 Инициативность 5
7 Умение добиваться согласия в решениях и действиях лю­дей 4
8 Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу 3
9 Коммуникабельность 2
10 Способность проявлять интерес к смежным специаль­ностям 1

 

Качественные методы оценки.

Можно указать несколько таковых.

1. Оценка по методу черт. В ее основе - признание влияния психологиче­ских свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей не­которого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффек­тивностью деятельности руководителей в конкретных коллек­тивах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпре­тации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководите­ля и помогает составить его деловой портрет.

2.Функциональная оценка руководителя основывается на ана­лизе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляет­ся со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им специ­фических функций по регулированию совместной деятельности.

3.Широко распространена практика оценки руководителей по результатам деятельности возглавляемых ими коллективов. При этом используются главным образом производственные и экономи­ческие показатели, относящиеся, например, к качеству, объему, срокам получения производимых продуктов (услуг).

 

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

1. Авторитарный стиль руководства

2. Демократический стиль руководства

3. Либеральный стиль руководства

4. Ситуационное лидерство

5. Коллегиальность в управлении в сервисе

6. Факторы эффективности проведения заседаний коллегиальных органов

7. Количественные и качественные методы оценки руководителей

8. Типы конфликтов в организации

9. Структурные методы разрешения конфликтных ситуаций в сервисе

10.Межличностные стили разрешения конфликтов в сервисе

 

Задание

Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

 

1. Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с

другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак.

Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?

 

2. Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно - пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.

Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

 

Тесты для самостоятельной работы студентов

 

1. Что называют «решеткой» менеджмента?

1. графическое сочетание факторов конкурентоспособности и стилей руководства на рыночном пространстве;

2. графическое сочетание факторов заботы руководителя о производстве и о людях;

3. графическое сочетание вертикальной и горизонтальной коллегиальности в управлении;

 

2. Демократический стиль руководства характерен при следующих условиях:

1. мотивация практически отсутствует;

2. мотивация основана на использовании материальных и социально-психологических потребностей;

3. мотивация основана на беспрекословном подчинении;

 

3. Авторитарный стиль руководства в коллективе характерен при следующих условиях:

1. подчиненные не привлекаются к управлению;

2. подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению;

3. создается вид, что подчиненные участвуют в управлении;

 

4. Либеральный стиль руководства характерен для следующих коллективов:

1. работники в коллективе заинтересованы в получении результатов, инициативны и ответственны;

2. в группе не развиты материальные и высшие потребности; часто приходится работать в экстремальных ситуациях;

3. в группе не определяются четкие цели, «размыта» роль группы в производственном процессе;

 

5. В  соответствии с теорией "Х" Д.МакГрегора руководитель исходит из того, что

1. у человека имеются возможности развития, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации,

2. средний человек от природы эгоистичен и ему нет дела до потребностей и проблем организации

 

6. Сложившийся годами стиль деятельности, отношений и атмосфера организации, закрепленные в стандартах работы, ценностях и целях, которые преследуются сотрудниками, в формах поведения работников, стиле отношений, называется

1. традиции,

2. история организации,

3. корпоративная культура

 

7. В научно - исследовательских коллективах, при обсуждении спорных проблем, при поиске нестандартных решений, какой стиль руководства является менее эффективным

1. авторитарным,

2. демократическим,

3. либеральным

 

8. Для харизматических личностей в большей степени характерен ....... стиль руководства

1. авторитарный,

2. демократический,

3. либеральный

 

9. Любое поведение одного индивида которое вносит изменение в поведение, отношения и ощущения другого индивида называется:

1. лидерством,

2. властью,

3. влиянием

 

10. К высшим уровням потребностей человека апеллирует ................ стиль руководства.

1. авторитарный,

2. либеральный

3. демократический

 

Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.3]


* Подробнее о каждой из указанных функций менеджмента в главах 2 и 3 при анализе соответственно условий достижения целей организации и управленческих решениях в системе менеджмента


Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.