Теория ожиданий – предложена В.Врумом в 1964 году. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека.
Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.
Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.
Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:
- устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда.
- разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.
Теория Портера-Лоулера представляет собой комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно модели Л.Портера и Э.Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждений, но и от способностей и характера работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе.
Система мотивации в организации
Система мотивации организации включает в себя материальное стимулирование, разнообразные способы и приемы нематериального стимулирования.
Нематериальные способы и приемы стимулирования играют важную роль в мотивации персонала. Они связаны с удовлетворением потребностей в общении, принадлежности, признании, уважении, самовыражении ( создание хорошего окружения, возможность сотрудников общаться в т. ч. неформально, привлечение сотрудников к управлению, делегирование полномочий, возможность обучения и повышения квалификации, продвижение по службе и др.).
Практическое занятие
Вопросы для обсуждения
1. Иерархия потребностей А.Маслоу
2. Теория ожиданий В.Врума
3. Теория потребностей Д.Мак-Клелланда
4. Двухфакторная теория Ф.Герцберга
5. Теория справедливости
6. Модель Портера-Лоулера
7. Элементы материального стимулирования в сервисе
Задание
Среди способов принятия управленческих решений выделяется «Принцип Парето». Суть принципа, сформулированного итальянским экономистом Вильфредо Парето, заключается в том, что внутри данной какой-либо группы или множества групп отдельные малые ее части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их удельному весу в группе. Например:
• 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;
• 80%) клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли;
• 20% ошибок обусловливают 80% потерь;
• 80% ошибок обусловливают 20%) потерь;
• 20% исходных продуктов определяют 80%) стоимости готового изделия;
• 80% исходных продуктов определяют 20% стоимости готового изделия.
Поэтому в связи с принципом Парето отмечают «соответствие 80 : 20». В процессе работы менеджера за первые 20% расходуемого времени достигается 80%» результатов, остальные 80% затраченного
времени приносят лишь 20% общего итога. Следовательно, менеджеру не целесообразно браться сначала за самые легкие дела. Необходимо приступать к решению вопросов, сообразуясь
с их значением.
Вопрос
Какие еще выводы для практической работы российского менеджера можно сделать, используя принцип Парето? Обоснуйте свои предложения.
Тесты для самостоятельной работы студентов
1. Укажите из приведенного верное определение понятия «мотивация»:
1. процесс выявления показателей эффективности деятельности организации;
2. процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации;
3. процесс установления горизонтальных связей в структуре управления организацией;
2. Определите, какие из приведенных характеристик относятся к процессуальным теориям мотивации:
1. теория основывается на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации;
2. теория отражает механизмы мотивации;
3. теория отражает нигилистический подход к мотивации;
3. Определите, какие из приведенных характеристик относятся к содержательным теориям мотивации:
1. теория основывается на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации;
2. теория отражает механизмы мотивации;
3. теория отражает нигилистический подход к мотивации;
4. Мотивация, как функция менеджмента подразумевает:
1. ресурсное обеспечение предприятия;
2. анализ потребностей работников;
3. побуждение работников к целенаправленной деятельности;
4. координацию деятельности предприятия;
5. Содержательные теории мотивации основаны на анализе:
1. стратегии развития персонала;
2. потребностей человека;
3. категорий конкретного конечного состояния организации или желаемого результата ее деятельности;
4. причины существования организации;
6. Идеи теории мотивации А.Маслоу больше всего связаны с:
1. производительностью сотрудника;
2. общими потребностями сотрудника;
3. желанием сотрудника сократить объем работы;
4. надеждами сотрудника на предоставление отпуска;
8. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?
1. потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе
2. сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения
3. ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
4. гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы
9. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?
1. успех
2. деньги
3. свобода
4. безопасность
10. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:
1. определенный законом минимальный уровень
2. определенная штатным расписанием ставка
3. уровень оплаты в фирмах конкурентах
4. абсолютно точное и объективное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка
Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.3]
Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.