Процессуальные теории мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория ожиданий – предложена В.Врумом в 1964 году. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека.

Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.

Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.

Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:

- устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда.

- разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.

Теория Портера-Лоулера представляет собой комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно модели Л.Портера и Э.Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждений, но и от способностей и характера работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе.

Система мотивации в организации

Система мотивации организации включает в себя материальное стимулирование, разнообразные способы и приемы нематериального стимулирования.

Нематериальные способы и приемы стимулирования играют важную роль в мотивации персонала. Они связаны с удовлетворением потребностей в общении, принадлежности, признании, уважении, самовыражении ( создание хорошего окружения, возможность сотрудников общаться в т. ч. неформально, привлечение сотрудников к управлению, делегирование полномочий, возможность обучения и повышения квалификации, продвижение по службе и др.).        

Практическое занятие

 

Вопросы для обсуждения

1. Иерархия потребностей А.Маслоу

2. Теория ожиданий В.Врума

3. Теория потребностей Д.Мак-Клелланда

4. Двухфакторная теория Ф.Герцберга

5. Теория справедливости

6. Модель Портера-Лоулера

7. Элементы материального стимулирования в сервисе

Задание

Среди способов принятия управленческих решений выделяется «Принцип Парето». Суть принципа, сформулированного итальянским экономистом Вильфредо Парето, заключается в том, что внутри данной какой-либо группы или множества групп отдельные малые ее части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их удельному весу в группе. Например:

• 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;

• 80%) клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли;

• 20% ошибок обусловливают 80% потерь;

• 80% ошибок обусловливают 20%) потерь;

• 20% исходных продуктов определяют 80%) стоимости готового изделия;

• 80% исходных продуктов определяют 20% стоимости готового изделия.

Поэтому в связи с принципом Парето отмечают «соответствие 80 : 20». В процессе работы менеджера за первые 20% расходуемого времени достигается 80%» результатов, остальные 80% затраченного

времени приносят лишь 20% общего итога. Следовательно, менеджеру не целесообразно браться сначала за самые легкие дела. Необходимо приступать к решению вопросов, сообразуясь

с их значением.

Вопрос

Какие еще выводы для практической работы российского менеджера можно сделать, используя принцип Парето? Обоснуйте свои предложения.

 

Тесты для самостоятельной работы студентов

 

1. Укажите из приведенного верное определение понятия «мотивация»:

1. процесс выявления показателей эффективности деятельности организации;

2. процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации;

3. процесс установления горизонтальных связей в структуре управления организацией;

 

2. Определите, какие из приведенных характеристик относятся к процессуальным теориям мотивации:

1. теория основывается на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации;

2. теория отражает механизмы мотивации;

3. теория отражает нигилистический подход к мотивации;

 

3. Определите, какие из приведенных характеристик относятся к содержательным теориям мотивации:

1. теория основывается на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации;

2. теория отражает механизмы мотивации;

3. теория отражает нигилистический подход к мотивации;

 

4. Мотивация, как функция менеджмента подразумевает:

1. ресурсное обеспечение предприятия;

2. анализ потребностей работников;

3. побуждение работников к целенаправленной деятельности;

4. координацию деятельности предприятия;

 

5. Содержательные теории мотивации основаны на анализе:

1. стратегии развития персонала;

2. потребностей человека;

3. категорий конкретного конечного состояния организации или желаемого результата ее деятельности;

4. причины существования организации;

 

6. Идеи теории мотивации А.Маслоу больше всего связаны с:

1. производительностью сотрудника;

2. общими потребностями сотрудника;

3. желанием сотрудника сократить объем работы;

4. надеждами сотрудника на предоставление отпуска;

 

8. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

1. потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

2. сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

3. ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

4. гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

 

9. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

1. успех

2. деньги

3. свобода

4. безопасность

 

10. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

1. определенный законом минимальный уровень

2. определенная штатным расписанием ставка

3. уровень оплаты в фирмах конкурентах

4. абсолютно точное и объективное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.3]

Дата: 2019-03-05, просмотров: 218.