Основное содержание всех коммуникационных процессов – это оперирование информацией. Информация – предмет труда в процессе управления; она является средством коммуникации между людьми.
Информация, используемая для управления, подразделяется на:
-базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
-текущую, специально собираемую для данной управленческой задачи.
По аспектам управления информация классифицируется на:
- экономическую;
- организационную;
- социальную;
- техническую.
Развитие информационных потребностей организации находит отражение в типе собираемых данных, начиная с периодических отчетов о тенденциях рынка в целом (статистический уровень) и систематических данных о поведении отдельных клиентов в сфере закупок и потребления (динамический уровень) и кончая информацией, полученной на основе конкретных сделок с клиентом в индивидуальном порядке.
Таким образом, информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (целей, принципов, методов, средств и т.д.), способствующих реализации всего комплекса операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией. Информационная система – это ключевой структурный компонент коммуникационных процессов в организации. Она является неотъемлемой и важной частью менеджмента на предприятии и включает в себя как локальную, направленную на обеспечение внутренних коммуникаций, так и глобальную, обслуживающую внешние коммуникации подсистемы.
Практическое занятие
Вопросы для обсуждения
1. Макробарьеры коммуникаций в сервисе
2. Выбор канала передачи информации
3. Микробарьеры коммуникаций в сервисе
4. Информационная система – ключевой структурный компонент коммуникационных процессов в организации
5. Развитие информационных потребностей организации
6. Коммуникационные сети в сервисе
7. Обеспечение эффективного обмена информацией в сервисе
8. Регулирование и рационализация информационных потоков
Задание
В 1932 г. была основана японская кампания «Мацусита Электрик Индастриал Ко, Лтд», являющаяся одним из мировых лидеров в производстве электротехники и электроники. В России, как и в других странах известны торговые марки этой компании: «Технике» и «Панасоник». Основатель компании Комоскэ Мацусита сформулировал цель основных положений менеджмента:
• не хитря, будь честным;
• будь хозяином на своем месте;
• не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои знания;
• относись с уважением и вниманием к окружающим;
• все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
• с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у общества в долг;
• не уставай задавать себе вопрос: «На кого я работаю»? Ответ только один - на общество.
Вопросы
1. В чем заключается социальная направленность менеджмента?
2. Каким образом можно разумно совмещать в менеджменте частное и общественное начало?
3. Попытайтесь продолжить формулировку основных положений менеджмента Комоскэ Мацусита доведя их число до десяти.
Задание
Классика менеджмента содержит примеры емких выражений, кратко характеризующих суть менеджмента и его значение для бизнеса. Это, по существу, принципы эффективного менеджмента.
Вот некоторые примеры принципов деятельности американских фирм «Дженерал Моторс» и «IBM».
• «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках».
• «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться».
• «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги».
Вопросы
1. Согласны ли вы с приведенными выше высказываниями?
2. Постарайтесь сформулировать собственную оригинальную интерпретацию аналогичного выражения с учетом российской практики менеджмента.
Тесты для самостоятельной работы студентов
1. Что означает коммуникация в менеджменте?
1. разновидность валютно-денежных операций;
2. обмен информацией при обеспечении реализации управленческих функций;
3. вид стиля руководства, определяемый личностью руководителя;
4. процесс формирования структуры управления организацией;
2. Определите, какие характеристики относятся к формальным коммуникациям:
1. определяются политикой, правилами, должностными инструкциями и другими документами организации;
2. осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками в организации;
3. Координационные действия по управлению производственно-хозяйственным механизмом в организации осуществляются посредством:
1. внедрения эффективной системы премирования;
2. проведения совещаний, личных контактов между руководителями;
3. снижения затрат на производство и реализацию продукции;
4. вынесение решения соответствующих вопросов на общее собрание акционеров этой организации;
4. По нисходящим коммуникационным связям осуществляется движение информации:
1. от руководителей к подчиненным;
2. от подчиненных к руководителям;
3. от отдела снабжения в отдел кадров;
5. К какой разновидности коммуникации можно отнести поручение со
стороны начальника цеха начальнику участка?
1. восходящая коммуникация
2. горизонтальная коммуникация
3. нисходящая коммуникация
6. Коммуникативная сторона общения состоит в
1. в обмене информацией,
2. в организации взаимодействия,
3. в восприятии партнерами друг друга
7. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется
1. вербальным,
2. невербальным
8. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?
1. чем больше информация, тем лучше
2. избыток информации также вреден, как и ее недостаток
3. получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя
4. избыточный объем информации – залог успеха
9. Основными компонентами модели коммуникации являются:
1. объект, субъект, взаимодействие
2. источник, сообщение, канал, получатель
3. объект, субъект, влияние, обратная связь
4. внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие
10. Согласно теории менеджмента двустронний коммуникативный процесс состоит из последовательных этапов: рождение идеи; кодирование; передача; получение, а затем …
1. обратная связь;
2. принятие;
3. использование;
4. декодирование;
Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.5]
Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.