Классификация принципов может быть различной. Различают общие принципы менеджмента и частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику и организационную культуру.
К общим принципам менеджмента относятся:
Принцип эффективности, характеризующий степень достижения целей фирмы и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами. Основной целью любой фирмы является получение прибыли, которая соизмеряется с ее капиталом и оборотом.
Принцип социальной ответственности дополняет принцип экономической эффективности и взаимодействует с ним. Сочетание экономической эффективности и социальной ответственности фирмы происходит в борьбе этих различных, противоречивых тенденций. Позиция менеджмента состоит в отстаивании свободного от ограничений экономического развития. Суть этой позиции заключается в словах «дело бизнеса есть бизнес». В то же время общество в лице государства и различных общественных организаций предъявляет к менеджменту требования соблюдения безопасности и охраны труда, качества продукции, норм загрязнения окружающей среды и уровня шума, минимального размера заработной платы, уплаты налогов и т.п.. В результате современная фирма становится социально-экономической организацией.
Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления означает, что в условиях рыночных отношений экономика автономна по отношению к политической и государственной власти. Фирмы самостоятельно принимают экономические решения, но с учетом тех или иных политических событий. Организационная или другая деятельность политических партий на территории предприятия, особенно в рабочее время, как правило, не допускается.
Принцип ориентации на потребителя (маркетинг) означает, что производить надо то, что можно продать, а не наоборот. Ориентация менеджера на потребителя обеспечивается приоритетом качества продукции, организацией после продажного обслуживания потребителя, возвратом ему денег, если товар его не удовлетворяет, высоким статусом торговых работников, отношением к потребителю как к партнеру.
Принцип системности. Главным в системном подходе является отношение к рыночной экономике и менеджменту с точки зрения их целостности, взаимосвязанности. В менеджменте системный подход применяется для выявления и четкого формулирования проблем, определения иерархии (соподчинения) целей, разработки стратегии, организационных структур, анализа внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон деятельности фирмы, принятия управленческих решений.
Функции менеджмента
Наряду с принципами, в практической деятельности менеджера находят отражение и ряд основных функций. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:*
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента.
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
- формирование целей;
- планирование;
- организацию;
- контроль.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций:
- делегирование;
- мотивация.
Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии:
- решения;
- коммуникации.
Содержание процесса управления инновациями
Общие функции отражают общий порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.
Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующих в цикле «цель – средство».
В первом контуре «цель- планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы безусловно обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.
На втором этапе в контуре «планирование – организация» осуществляется поиск организационных решений, обеспечивающих безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.
В третьем контуре «организация – контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.
Соотношение основных функций по масштабам и значимости деятельности существенно дифференцируется в зависимости от иерархического уровня менеджмента.
Для реализации каждой из общих функций менеджмента в организации формируются определенные коммуникационные связи и подготавливаются управленческие решения. Они являются инструментальной базой общих функций менеджмента (технологические функции).
Поведенческие аспекты реализации общих функций менеджмента формируют на предприятии его социально-психологические функции: делегирование и мотивация.
Состав и содержание социально-психологических функций
Менеджмента
Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающих в процессе функционирования организации; в современных условиях они нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.
К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация.
Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определение компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя. Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов.
Делегирование задач предполагает наличие компетенции и ответственность за их осуществление. Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Ответственность означает обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий т.е. прав и ресурсов.
Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.
Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и коллективу людей, т.е. организации.
Потребности – это осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.
Состав и содержание технологических функций
Менеджмента.
Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.
Они содержат два главных компонента: коммуникации и решения.
Коммуникация в менеджменте – это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.
Коммуникации, как функция менеджмента, занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникаций в менеджменте:
-определение и планирование потребности в информации для каждого звена на предприятии;
-организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
-формирование рациональных способов и процедур подготовки и
реализации управленческих решений;
-разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
-координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
-разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.
Управленческие решения – один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
-целевая направленность
-иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям)
-обоснованность
-адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени
-обеспеченность
-директивность (решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер)
Как правило, принимаемые управленческие решения находятся в зависимости от основных функций менеджмента.
Практическое занятие
Вопросы для обсуждения
1. Общие принципы менеджмента в туристской индустрии
2. Содержание процесса управления инновациями в туристской индустрии
3. Принцип ориентации на потребителя
4. Принцип социальной ответственности
5. Общие функции менеджмента в туристской индустрии
6. Соотношение основных функций по масштабам и значимости деятельности
7. Поведенческие аспекты реализации общих функций менеджмента в туристской индустрии
Ситуация.
Считается, что основными источниками проблем, ухудшающими позиции фирмы на рынке, являются:
• жизнеспособность;
• успех;
• управление;
• продукт (рынок);
• финансовая система фирмы;
• воздействие окружающей среды;
• отсутствие гибкости в управлении.
Вопросы
1. Какие из приведенных источников проблем имеют, по вашему мнению, первостепенное значение?
2. Какие обстоятельства, помимо затронутых, могут играть важную роль в ухудшении позиций фирмы?
3. Какие предпосылки снижения рыночного иммунитета особенно характерны для российских компаний?
Ситуация
Профессор американского университета Британской Колумбии Лоуренс Дж. Питер, будучи наблюдательным человеком, в результате длительных размышлений пришел к казалось бы парадоксальному умозаключению, которое в теории управления получило название «Принцип Питера».
Суть принципа сводится к тому, что, по мнению его автора, некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Поэтому естественно предположить, что только компетентность должна вознаграждаться более высокой должностью, а некомпетентность следует рассматривать как преграду к продвижению по службе. Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит
основанием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится в конечном счете на уровне своей некомпетентности. Результат этого - испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компания. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований. Особую остроту уровень компетентности имеет для менеджеров, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Некомпетентность менеджера может непосредственно отразиться на результатах деятельности фирмы.
Вопросы
1. Согласны ли вы с Лоуренсом Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции.
2. Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России? Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний.
Тесты для самостоятельной работы студентов
1. В теории управления общие функции управления характеризуются следующими особенностями (несколько вариантов):
1. связаны со спецификой объекта управления
2. состав общих функций управления не зависит от объекта управления
3. выполняются в отдельной организационной подсистеме
4. применяются комплексно по отношению ко всем объектам управления
2. Руководство организации принимает решение о производстве новой продукции и доводит это решение до непосредственных исполнителей. В данном случае действия руководства основаны на принципе ...
1. дисциплины;
2. плановости;
3. коллегиальности.
4. централизации;
3. Функции, связанные с характером производственных отношений в коллективе, поведенческими аспектами называют:
1. технологическими;
2. ассоциативными
3. социально-психологическими;
4. изотермическими;
4. Что относится к социально-психологическим функциям менеджмента (2)?
1. делегирование;
2. коммуникации;
3. мотивация;
4. решения;
5. Позиция предпринимателей - «дело бизнеса есть бизнес», сочетающаяся с соблюдением норм загрязнения окружающей среды, требований безопасности продукции, уплаты налогов, минимального размера оплаты труда соотносится с принципом:
1. системности;
2. социальной ответственности;
3. эффективности;
4. мотивации;
6. Производить надо то, что можно продать, а не наоборот – эта фраза относится к принципу:
1. социальной ответственности;
2. политической лояльности;
3. ориентации на потребителя;
4. делегирования;
7. В деятельности организации принцип эффективности означает:
1. проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков;
2. степень достижения целей фирмы и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами;
3. целенаправленную деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанную с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги;
8. Что не относится к общим функциям менеджмента?
1. формирование целей;
2. контроль и регулирование;
3. разграничение полномочий государственного и политического управления;
4. организация;
9. Функции управления, характеризующие содержание процессов и методов труда менеджеров любого уровня иерархии называют:
1. коллегиальными;
2. технологическими;
3. линейно-штабными;
4. демографическими;
10. Подход к управлению, основанный на общей теории систем, основоположником которой считается Л. Фон Берталанфи, называется:
1 ситуационным;
2 системным;
3 систематизированным;
4 комплексным;
Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.5]
Тема 3. Формирование целей организации. Планирование как функция менеджмента в туристской индустрии
Лекция
3.1 Основные понятия и категории стратегического менеджмента
3.2 Сценарий стратегического управления в туристской индустрии
3.3 Сущность функции «планирование» в туристской индустрии
3.4 Виды планирования; процесс планирования
Когда речь заходит об определении ключевых целей и задач деятельности организации, то, как правило, оперируют понятием «стратегический менеджмент».
Стратегический менеджмент осуществляет выработку линии поведения организации с учетом изменений внешней среды, характеризующейся неопределенностью.
Стратегическая цель отражает масштабные намерения организации, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде.
Стратегия – генеральная программа действий организации, установление приоритета проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Выделяют базовую и функциональную стратегии.
Базовая (частная) стратегия – модели поведения организации в целом или отдельной стратегической хозяйственной единицы в той или иной рыночной ситуации.
Функциональные стратегии – комплекс мероприятий и программ развития отдельных функциональных сфер и подразделений организаций. Они имеют подчиненное значение, являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими развитие фирмы.
Стратегические мероприятия организации, независимо от ее типа и размера, осуществляются по определенному сценарию. Сценарий – это логическая последовательность шагов, предпринимаемых организацией для достижения поставленных ею стратегических целей. Содержание и масштабы мероприятий в разных организациях могут быть разновеликими, но логика шагов остается для всех постоянной.
Взаимодействие с окружающей средой, необходимость учета факторов внешнего влияния на жизнедеятельность организации определяет содержание шагов (стадий) разрабатываемого сценария стратегического поведения.
Первый основополагающий шаг сценария – формирование миссии предприятия. Миссия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей и предпринимательских намерений предприятия. Содержит в себе ответы на главный вопрос: какой мы хотим видеть нашу организацию, например, через 5 лет?
В формализованном виде миссия предприятия представляет собой документ, в котором содержаться следующие сведения:
- название предприятия, описание разработок, производственных товаров и предоставляемых услуг;
- характеристики производственной и сбытовой системы;
- концепция качества;
- концепция ценообразования;
- торговая марка, образ предприятия;
- сбытовые органы, области сбыта, цели сбыта, целевые группы потребителей.
Следующий шаг – разработка философии организации, под которой следует понимать кредо существования, верховные принципы деятельности. Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых организацией, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. В ней излагается представление о смысле предпринимательской деятельности организации, принципы отношения менеджеров к участникам предпринимательской деятельности, их готовность нести ответственность за работников, отношения к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим (инновациям) переменам, к предпринимательскому риску (готовность или не готовность) и т.п.
Формулировка философии и предпринимательской политики дает возможность представить стратегический облик организации, под которым понимают качественно выраженную совокупность основных целей и руководящих установок организации, его реальные контуры, описание предпринимательских задач.
Далее, следуя стратегическому сценарию, проводят диагностирование ситуации в среде окружения и внутри организации. Прежде всего следует уделять внимание анализу окружения, в котором находится организация. Стоит тщательно изучить шансы и факторы риска на рынке, т.е. собирать и оценивать информацию, поступающую из вне.
Под условиями окружающей среды понимаются те ее характеристики, которые из вне противостоят организации и должны быть учтены при стратегическом планировании. Основные требования к проводимому в этой области анализу в широком смысле заключается в том, чтобы выявить надвигающиеся из вне шансы и риски. При этом следует учитывать как факторы макросреды фирмы (налоговая система, внешнеэкономическая политика, общий уровень развития производственных технологий и др.), так и ее микроокружение (спрос, мода, доходы покупателей, структура поставщиков и др.).
Анализ потенциала организации выявляет ее сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами, оценивает достаточность наличных ресурсов для намечаемых стратегических действий. Для оценки потенциала организации используются различные способы анализа: через жизненный цикл продукции, техническую оснащенность организации, новые технологии, концепцию рекламы, уровень образования персонала, финансовые возможности организации и т.д.
Выбору стратегий предшествует обоснование стратегических целей развития организации, ориентирующих на решение той или иной проблемы или задачи, связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости организации.
Стратегические цели дифференцируются по уровням иерархии.
Пример:
I уровень. Стратегическая цель организации (фирма по продаже спортивных товаров) – достичь реального роста годового объема продаж на 20%.
II уровень. Стратегические цели функциональной области деятельности (маркетинг):
-открыть новый магазин;
-расширить торговый ассортимент;
-составить план рекламной компании;
-наладить связь с местными органами.
III уровень. Оперативные задачи:
Январь – инструктаж управляющих магазинами;
Февраль – составление списка спортивных клубов, рассылка писем;
Март – телефонная связь, личные контакты;
Апрель – организация соревнований.
IУ уровень. Закрепление оперативных задач за исполнителями.
В стратегическом планировании применяются следующие основные типы стратегий:
Область применения | Обозначение |
Организационный аспект применения | Общие (корпоративные) стратегии предприятия (базовые стратегии) Стратегии внутрифирменной организационной единицы стратегического менеджмента Стратегии функциональной сферы деятельности (функциональные стратегии) |
Функция | Стратегия сбыта Продуктовые стратегии Стратегии исследования и разработок Инвестиционные стратегии Финансовые стратегии Кадровые стратегии |
Направления развития | Стратегия роста (инвестирования) Стратегия стабилизации (сохранения) Стратегия свертывания (деинвестирования) |
Поведение на рынке | Стратегия наступления Стратеги защиты |
Продукты (рынки) | Стратегия проникновения Стратегия развития рынка Стратеги развития продукта Стратегия диверсификации |
Конкурентная среда | Стратегия цен Стратегия дифференциации Стратегия концентрации (цены или продукта) |
Таблица - Типы стратегий
В силу своей высокой значимости разрабатываемые стратегии должны соответствовать ряду требований. Можно указать следующие обязательные требования к разработке стратегий:
1.Наличие вариантов стратегии, включающие различные подходы достижения цели (альтернативы стратегии цен, распространения продукции, реализации технических идей и т.д. )
2.Стратегии не должны быть слишком сложными, перегруженными, должны состоять из серий простых задач, в комплексе формулирующих способ достижения поставленных задач.
На этапе реализации стратегий:
1. Целевой портфель стратегии дополняется оперативными планами (проектами, программами), с указанием целей, мероприятий ресурсов, сроков, ответственных исполнителей.
2. Вводится система информирования и подготовки персонала для сферы выполнения стратегий.
3.Формируются специальные звенья стратегического управления (профит-центры).
4.На этапах реализации стратегий вводится стратегический контроль.
Виды планирования
План – основа деятельности организации. Он содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
Планы различают по:
- целям – стратегические, оперативные. Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения (период 5 лет и более). Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации; имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и пр.
- предмету – производство, сбыт, финансы, персонал и пр.
- уровню – организации в целом, по подразделениям, по проектам, по отдельным исполнителям.
- содержанию – продуктово-тематическое (план диверсификации, ликвидационный план, план НИР), ресурсное, объемно-календарное.
-периодам планирования – долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до1 года).
Процесс планирования
Планирование – это один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя плановый цикл.
Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальных этапа расчетов:
-постановка задачи планирования,
-разработка плана,
-реализация планового решения.
Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.
Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.
Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.
При этом следует сказать о том, что планирование – особенно (и прежде всего) стратегическое - приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.
После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод “внедрить немедленно” по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Следовательно, непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1.Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
2.Предпологает ли стратегия допустимую степень риска?
3.Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
4.Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
Практическое занятие
Вопросы для обсуждения
1. Процесс выработки и реализации стратегических решений
2. Функциональные стратегии компании
3. Формирование миссии предприятия в сервисе
4. Формулировка философии и предпринимательской политики
5. Анализ потенциала организации
6. Обязательные требования к разработке стратегий
7. Реализация стратегического плана
Ситуация.
Решение социальных проблем фирмы осуществляется на основании перспективного плана. Планирование социального развития - это составление планов не только для коллектива в целом, но и для отдельных работников. Индивидуальный план называется картой социально-профессионального роста, или карьерограммой. Это своеобразный договор, заключаемый работником и администрацией о перспективах его жизнедеятельности на предприятии. Карьерограмма состоит из нескольких разделов. В первом разделе в хронологическом порядке отмечаются события, этапы роста (развития) работника. К событиям относятся изменения в квалификации, должности, условиях труда, его оплате, в благах, распределяемых на предприятии. Диапазон событий, значимых для человека и вызывающих у него необходимость роста, достаточно широк. Второй раздел включает требования, которые должны выполнить работники в процессе своего развития. Какое, например, образование (квалификацию) нужно приобрести, чтобы продвинуться по службе, какие виды работы осуществить, чтобы получить
дополнительное поощрение и т. п. Третий раздел карьерограммы содержит перечень обязательств администрации по отношению к работнику, претворение их в жизнь способствует его росту. В четвертом разделе отмечаются меры поощрения или наказания за выполнение или невыполнение работником требований к нему, а администрацией - ее обязательств.
Попробуйте составить проекл своей карьерограммы, который вы хотели бы представить руководству фирмы, учитывая современные возможности предпринимательства в России.
Ситуация
Конфликт на асфальте
Компания «Ориа», занимающаяся реализацией драгоценных украшений, активно расширяет сеть своих салонов. Восьмой салон через месяц открывается в провинциальном городе Арзамас. Это отдельно стоящее одноэтажное здание с благоустройством и минипарковкой. Именно с благоустройством территории у компании и возникли проблемы.
Руководство компании решило заасфальтировать территорию вокруг здания. Для выполнения этой работы была приглашена фирма «Дорремстрой». Нужно сказать, что они монополисты в этом городе. Работники «Дорремстроя» работали за 50% авансовой выплаты и за 5 дней выложили асфальт. Руководство «Ориа» приехало принимать работу и ужаснулось. Покрытие территории вокруг офиса представляло собой плохо укатанную асфальтовую крошку с заплатками. Естественно, работу «Ориа» не приняла. Представителей «Дорремстрой» возмутил такой исход. Они говорили о том, что весь асфальт в городе делали они, что работа выполнена качественно. На непоколебимость «Ориа» в своей оценке «Дорремстрой» прореагировал тем, что через полчаса пригнал технику и собрал весь выложенный асфальт, а руководитель «асфальтного» предприятия пригрозил опубликовать во всех местных газетах негативные статьи о магазине драгоценных украшений. И не обманул. Управляющий новым салоном активно начал обзванивать все местные редакции через несколько дней – в одной из них лежала на рассмотрении «разгромная» статья. Однако в результате переговоров удалось убедить редактора в неправомерности публикации информации об «Ориа».
Через несколько дней в городе появилась газета (по-видимому, выпускаемая самим же «Дорремстрой») со статьей на первой полосе следующего содержания:
«Дорремстрой» свою работу сделал добросовестно и в срок…. Более того, в процессе укладки асфальта возникли непредвиденные сложности. Выяснилось, что площадь асфальтируемой территории несколько увеличилась. За свой счет ООО «Дорремстрой» заасфальтировал обнаружившийся небольшой кусок. Множество огрехов старого покрытия пришлось дорожникам исправлять также бесплатно…Причем работники «Ориа» во время работ дорремстроевцам ни разу не сделали замечаний. Все вроде бы шло нормально. Но на днях приехал представитель «Ориа» из головного офиса и, очевидно, решил показать себя истинным оценщиком сделанных работ. В общем, он был крайне недоволен… «Ориа» оказалась ненадежным партнером. В результате, почему бы не задаться вопросом: а будут ли горожане покупать здесь драгоценные изделия. В общем, как говорил поэт: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»…» На следующий день руководитель «Дорремстроя» позвонил директору «Ориа» и предложил перемирие. Газету, по его словам, они изъяли из обращения.
Как разрешить конфликт? Какое решение принять руководству «Ориа»
Тесты для самостоятельной работы студентов
1. Стратегия обратной вертикальной интеграции подразумевает:
1. увеличение расходов на координацию деятельности компании
2. начало деятельности в отличных от базовых отраслях
3. объединение предшествующих стадий технологической цепи
4. изменения продукта и рынка и не затрагивающие отрасли
2. В теории менеджмента планирование как функция менеджмента и стадия процесса управления включает следующие этапы (несколько вариантов):
1. составление графика выполнения работ
2. определение целей деятельности
3. анализ причин отклонений фактических значений показателей от плановых
4. обеспечение ресурсами
3. Качественно выраженную совокупность основных целей и предпринимательских намерений предприятия принято называть:
1. миссией организации;
2. оперативным менеджментом;
3. структурой организации;
4. делегированием;
4. Под инновационным потенциалом организации понимается…
1. инновационная деятельность предприятия;
2. совокупность инновационных ресурсов;
3. ее технико-технологический уровень;
5. Что является целью SWOT-анализа:
1. определение и изучение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка;
2. определение конкурентоспособности поставщиков продукции для предприятия;
3. привлечение капитала в бизнес в виде прямых инвестиций и средств акционеров;
6. Стратегия организации, направленная на расширение видов деятельности, не связанных с основным называется стратегией;
1. диверсификации;
2. концентрации;
3. цен;
4. монополизации;
7 . Укажите верное определение стратегии организации:
1. стратегия - генеральная программа действий организации, установление приоритета проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей;
2. стратегия – непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определение средств и сроков их реализации;
3. стратегия – комплекс мероприятий и программ развития структурных подразделений организации, направленных на достижение целей отдельной стратегической хозяйственной единицы;
8. С точки зрения стратегического менеджмента на стадии роста отрасли уровень конкуренции…..
1. растет;
2. стабилизируется;
3. снижается;
4. низкий;
9. Анализ организации, выявляющий ее сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами называется анализом:
1. потенциала организации;
2. внешней среды;
3. жизненного цикла организации;
4. условий рынка;
10. С точки зрения теории менеджмента исходным процессом всякой управленческой деятельности является……
1. разработка мотивационного комплекса трудовой деятельности;
2. бюджетное планирование;
3. целеполагание
4. контроль;
Литература: [1.2; 1.6; 2.1; 2.3]
Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.