Лекция 2. Костюм византийской империи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План.

2.1.1. Характеристика эпохи. Эстетический идеал.

2.1.2. Мужской и женский костюм.

 

2.1.1. Характеристика эпохи. Эстетический идеал.

 

В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами – германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от Античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения – феодальные.

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла их один другому.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты – духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненные овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий.

Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом дорогостоящих тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме, в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

На развитие византийского костюма также оказало влияние утверждение новой религии – христианства.

2.1.2. Мужской и женский костюм.

 

 Основным образцом в одежде служили туника с длинными рукавами, которые втачивались в квадратную пройму и сужались книзу. Одежда шилась в основном узкой, недрапированной, так как ткани использовались плотные, жесткие. Различаем туник для людей разных сословий являлось качество ткани и длины туники. Все цвета в расцветке костюма подбирались в контрастных сочетаниях. Одежда придавала фигуре монументальные образ.

Тяжелый, массивные прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых, вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником-оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.

Основными видами мужской одежды является туника, штаны, фаматик, пенула. Многие названия похожи на Римские, но формы претерпели изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а античная мягкость и пластика заменилась тяжелыми цилиндрическими фалдами. Тунику носили с длинными зауженными к низу рукавами, штаны заимствованы из стран Востока, состояли из 2-х несшитых половин прикрепленных тесемками к поясу. Длина – различна (длинные или до колена).

Самой богатой и красивой была одежда знати и императора. Верхней одеждой у них был плащ-мантия – длинная широкая накидка закрепленная на правом плече застежкой фибулой. Неотъемлемой частью императорского костюма был лорум – широкий длинный шарф (0,3х4м) из золотой парчи с драгоценными камнями. Этот шарф был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати.

Важным дополнением был широкий воротник – оплечье.

Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Золотоузорная парча и цельнозолотный алтобас – наиболее роскошные золотые ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Рисунок – крупный, четкий, плоскостной, что также имело большое значение в нивелировке форм тела.

Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагались парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см. в диаметре. Позднее появились узоры религиозные – кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.

Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так изображение льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетание огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета – желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 322.