Характеристика мужского и женского костюмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мужской костюм состоял из нескольких схенти (передник из льна или кожи), которые одевались один на другой. Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Верхней одеждой был также калазирис, который выполнялся из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы и сшивался по бокам до линии проймы.

Национальная одежда женщин Древнего Египта – платье калазирис. В период древнего царства калазирис представлял собой кусок материала, которым обёртывали фигуру от груди до щиколоток. На плечах он поддерживался одной или двумя бретелями. По форме калазирис был одинаковый и для царицы и для рабыни. Сословное различие выражалось в качестве ткани. Тканый калазирис был до такой степени эластичен, что, плотно облегая тело, нисколько не стеснял свободы движений.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объём её увеличивается за счёт нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется к низу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки. При изготовлении одежды в этот период уже использовали манекен, о чём говорят раскопки гробницы фараона Тутанхамона.

Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского калазириса. Это накладная узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии пройм. Сверху надевались одно или несколько плиссе. Полотнище ткани для калазириса было прямое или расширялось по концам, при желании платье могло быть с рукавами – короткими или длинными, узкими или широкими. Калазирис носили с одной или несколькими плиссированными юбками, которые придавали костюму ритмичные формы. Костюм дополняло округлое оплечье – воротник-ожерелье (ускх), символизирующий Солнце. На плечи иногда набрасывали покрывало.

Мужская и женская одежа основывалась на контрасте как материала, так и цвета. Основные цвета – красный, голубой, зеленый. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный цвет не имел поздней траурной символики. Украшали костюм разноцветными орнаментами. Наиболее популярны были параллельные полосы различных цветов. Наряду с ними были обобщены рисунки цветов и листьев лотоса, папирусы, камыша, пальмы, стрелы, как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенными изображениями животных – змея-уреуса, жука-скаробея, ястреба с распростертыми крыльями.

 

1.1.3. Дополнения и элементы символики в костюме.

 

Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и, согласно установленной традиции, подкрашивали глаза, брови и губы. Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элемент символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями. В Новом царстве знатные люди носили воротник – оплечье из проклеенной и разрисованной яркими красками ткани.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами, круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном, змеей-уреем – символом власти, и клафт – полосатая (синяя с золотом) ткань сложенная треугольником по диагонали.

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины и женщины носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их маком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь сам фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и 2-3 тонкими ремешками. На подошвах изображали различные бытовые и военные сцены.

Рассматривая египетский костюм, называя египтян превосходными красильщиками, прядильщиками, ткачами, портными, следует отметить, что древне-египетскому искусству в целом свойственны чувство меры, умение отобрать главное и убрать ненужное, чувство гармонии ткани и формы костюма.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.