Лекция 4. Костюм XVIII века. Стиль рококо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стиль классицизм.

 

План.

2.5.1. Общая характеристика эпохи.

2.5.2. Женский костюм стиля рококо.

2.5.3. Мужской костюм стиля рококо.

2.5.4. Особенности английского костюма XVIII века.

2.5.5. Костюм стиля классицизм.

 

2.5.1. Общая характеристика эпохи.

 

В начале XVIII века, еще при жизни Людовика XIV начинается падение королевской власти, уменьшается значение двора, что сопровождается упадком народного искусства. На первый план выдвигаемся задача удовлетворять вкусы более широких кругов французского дворянства и верхушки буржуазного класса. Центром всех видов искусства и создания костюма становится не королевский двор, а парижские салоны знатных вельмож и богатых финансистов. Они становятся главными заказчиками и покупателями произведений искусства и костюма. Для распространения новой моды использовались наряженные куклы, так как журналов мод еще не было.

В XVIII в. она смену стилю барокко пришел утонченный стиль рококо. Ему был свойственен уход от действительности в мир легких иллюзий. Костюм отличался изысканностью форм и причудливым орнаментом. В основном костюм не отвечал утилитарному назначению. Главное в нем – сложность извилистых линий и украшательства. В это время появляются новые ткани, изысканные прически и отделки.

Основой представления о красоте становится искусственность: естественные волосы обильно пудрят или заменяют париками, лицо покрывают белилами и румянами. Маленькая изящная головка, узкие плечи, тонкая талия, округлая линия бедер – таковы модные очертания и пропорции фигуры, воспринимаемые как идеальные в аристократических салонах XVIII века.

 

2.5.2. Женский костюм стиля рококо.

 

Женская фигура в костюме представляла силуэт треугольника, где ширина юбки относилась к росту как 1:1,2 , длина лифа к длине юбки – 1:2,5 .Некоторые платья достигали в диаметре по низу юбки 5 метров.

 

Талия становится очень тонкой, грудь сильно поднимают и обнажают. В женском костюме возрождается каркасная юбка, которая поддерживает верхние. Их изготавливали на китовом усе, ивовых прутьев или из плотной проклеенной ткани, укрепленной на горизонтальных обручах. Эти каркасные юбки – панье – были так легки, что материалы верхней юбки (муслин, батист, репс) живописно двигались над каркасом как бы наполненные воздухом. Появляется новый вид женского платья – контуша – свободное цельнекроеное платье, узкое в плечах, мягко спадающее на широкий каркас юбки, впереди открывающее шею и грудь, сзади с глубокими складками, которые позже получат название складки-Ватто. Это платье имело рукава узкие вверху и расширенные к линии локтя. В обиход вошла верхняя одежда – манто.

Позже в стиле рококо силуэт платья можно представить в виде 2-х треугольников. Плотный, жесткий, очень открытый лиф был в контрасте с отрезной по линии талии очень расширенной юбкой (держалась на панье или фижмах). Верхняя юбка могла иметь разрез, из-под которого виднелась нижняя юбка, или быть закрытой. Узкие вверху рукава расширялись к линии локтя за счет оборок, кружев. Платья пышно украшались гофрированными оборками, рюшами, бантами, искусственными цветами. Эти, так называемые, французские платья в качестве парадных туалетов широко распространились при всех европейских королевских дворах.

В 1760-е гг. ассортимент одежды значительно расширился: появилось «польское» платье для модного танца полонез с драпированной юбкой, «английское платье», которое носили без панье, домашнее платье «дезабилье».

Цветовая гамма – светлая, легкая, слабо насыщенная (розовый, голубой, салатовый, лимонный, перламутровый). Но в конце XVIII века цветовая гамма становится более темной и приглушенной (коричневый, зеленый, оливковый, темно-синий). Большое значение придавалось мелким дополнениям к костюму: перчаткам, муфтам, сумочкам, веерам. Туфли носили на каблуке, они были изящными с глубоким вырезом. Большое внимание уделялось нижнему белью, так как нижняя юбка не только поддерживала верхнюю, но и была видна из-под нее при движении.

Знатные женщины носили парики. А с 1770 года в моду вошли сложные высокие прически. Услуги парикмахера стоили дорого, так как прическа крепилась на проволочных каркасах. В очень больших масштабах использовался грим, особенно пудра, вырабатываемая из муки. Очень заметной частью гримировки становятся мушки, размещение которых диктовалось языком любви.

 

2.5.3. Мужской костюм стиля рококо.

Мужской костюм состоял из белья, камзола, жюстокора и кюлотов.

Жюстокор был прилегающего по талии силуэта с узкой и покатой линией плеч и расширением к линии бедер и низу. Нижняя отрезная его часть, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали декоративно подчеркивались вышивкой, металлическими и обтянутыми основной тканью пуговицами. Особо роскошная и сложная кайма вышивки располагалась по борту, манжетам рукавов и клапанам карманов. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа. К началу 60-х годов он становится строже и проще.

Камзол в течение XVIII века укорачивается и к 60-м годам становится длиной до линии бедер.

В 70-х годах возникает новое изысканное решение костюма: появляется фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, с узкими рукавами и небольшим стояче-отложным воротником (позже воротником-стойкой). В 70-80 годы его носят с рубашкой, камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете, или камзол и кюлоты однотонные, а фрак – в тональной гармонии.

Иногда фрак и кюлоты шили из одной ткани, а камзол (жилет) – белый с богатой вышивкой цветным шелком. Кюлоты шили из тонких шерстяных или плотных хлопчатобумажных тканей. В конце века жилет и фрак стали выполнять из ткани в полоску, кюлоты – из гладкоокрашенной.

Верхней мужской одеждой становится редингот – пальто прилегающего силуэта, с высоким воротником, с однобортной или двубортной застёжкой, длиной до середины икр или до щиколотки.

Головными уборами служили шляпы с узкими полями, парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.

Обувью оставались башмаки с пряжками. Аксессуарами мужского костюма являлись перчатки, трости, шпаги, часы, а в начале 30-х годов прибавилась табакерка как новый предмет щегольства.

 

2.5.4. Особенности английского костюма XVIII века.

 

Зародившийся ещё в XVII веке английский национальный стиль получил свое развитие в буржуазной промышленной Англии и в XVIII веке.

В Англии во второй половине XVIII века зарождается новый романтический облик глубоко чувствующего человека, которому свойственны грусть и меланхолия. Внешне это проявляется в близости к природе, в естественных формах и линиях фигуры, лица, прически. Стили барокко и рококо почти не имели влияния на английский костюм, который развивался в традициях классицизма, а позже – романтизма. Это проявлялась в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линии и форм.

В мужском костюме бархат, шелк, атлас заменили шерстяными тканями. Английский суконный фрак имеет двубортную застёжку, высокий стоячий воротник, был короче и имел прямую, скруглённую внизу линию борта. Покрой и силуэт английского фрака обеспечивал большую свободу движения.

На основе английского фрака появилось пальто редингот – вначале как одежда наездников, а затем как верхняя одежда прилегающего силуэта с двубортной застёжкой и воротником с высокой стойкой или с несколькими воротниками.

В женском костюме основой каркаса был корсет и фижмы (нижние широкие юбки с обилием драпировок на бёдрах), применяли также стёганые юбки. В конце века в английском костюме фижмы исчезают и каркасной остаётся только верхняя часть лифа.

Поиски новых форм в женской одежде развиваются в направлении скромного и делового, строгого костюма – юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

В ассортименте женских головных уборов в моду входит лёгкая соломенная шляпа с широкими полями с шёлковыми лентами. Её появление связано с романтическим английским идеалом, который воспевал близость к природе.

 

2.5.5. Костюм стиля классицизм.

 

Великая французская буржуазная революция 1789 года закрепила победу капиталистических отношений во Франции.

Под влиянием революционных событий происходит демократизация эстетического идеала и форм костюма этого периода. Это сказывается в значительном упрощении ассортимента одежды, тканей, украшений, в появлении динамичных форм и смелого цветового решения. Из костюма уходят шелк, парча, бархат, дорогие кружева и украшения, каркасная основа, парики.

В одежде революционеров-санкюлотов отразилось стремление к простоте, удобству, лаконичности форм, влияние элементов народного костюма, символика цвета, несущая революционно-патриотические идея.

Мужской костюм санкюлотов состоял из короткой куртки-карманьолы, надетой поверх белой рубашки и короткого жилета, длинных синих панталон, отделанных красной тесьмой. Головной убор – красный фригийский колпак с национальной кокардой. На шею свободно повязывали цветной шарф-галстук. В холодную погоду сверху надевали плащ-упелянд из толстого серого или коричневого сукна с воротником и отворотами из красного плюша.

Похожее решение имел женский костюм санкюлотов: нижняя рубашка заправлена в юбку из синего сукна длиной до середины икр, свободной формы, присборенная на поясе без каркасной основы, с поясом шарфом на талии. С верху надевали короткую двубортную куртку бес корсета. Женщины носили фетровые шляпы со страусовым пером и кокардой. Цветовой решение костюма традиционное – красное, синее, белое, отделка – ярко красная тесьма, широкий кант.

Революционно-патриотические идеи были не единственным источником формообразования костюма конца XVIII века. В буржуазной среде распространяется влияние классицизма и греческой античности – возникает новый художественный стиль классицизм, характеризующийся строгостью линий, четкостью пропорций, благородной простотой. В моду входят линии костюма, соответствующие природным пропорциям тела, модницы отказываются от корсета, предпочитают гладкие, светлые тонкие ткани, способные органично согласовываться с фигурой. Слегка завышенная линия талии определяет соотношение короткого лифа и длинной прямой юбки как 1:6 в фас и 1:7 со стороны спины благодаря небольшому шлейфу. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет и фактура ткани напоминают античный костюм. Тончайшие индийские кашемировые шали выполняли роль верхних античных одежд (гиматиев, палл и др.).

Французские модницы даже в холодное время года пытались обходиться без верхней одежды, заменяя её шалями и маленькой короткой курточкой-спенсер, заимствованной из английского костюма.

Головные уборы и прически также напоминали античные формы – обручи, сетки, бархатные шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки.

Туфли – на низком каблуке, светлых танов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.

В мужском костюме утверждается английский стиль, в котором продолжают развиваться наметившиеся тенденции к простоте, удобству и деловитости, характерной для буржуазии этого периода. Мужчины носят сорочку, замшевые кюлоты или длинные брюки, светлый жилет, фрак, редингот, высокую строгую шляпу.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.