План.
2.6.1. Основные черты стиля ампир.
2.6.2. Женский и мужской костюм стиля ампир.
2.6.3. Развитие швейной промышленности.
Зарождение стиля романтизм.
2.6.4. Женский и мужской костюм стиля романтизм.
2.6.1. Основные черты стиля ампир.
Мода XIX века развивалась под влиянием быстрого роста промышленности, и многочисленных смен направлений в искусстве. Текстильная промышленность заполнила международный рынок самыми разнообразными тканями.
Стиль ампир в искусстве и костюме сложился в конце XVIII начале XIX века. Этот стиль выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляя военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII века стиль ампир вдохновлялся античными образами. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви. Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью блеском и помпезностью.
Исследователь в области истории костюма Соколова Т. [] Так сравнивает ампир с классицизмом: «Если классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонких гармоний, то ампир мужественен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен. Классицизм любит нежные тона: светло-зелёный, светло-голубой, светло-желтый. Ампир употребляет выраженные цвета: алый с черным, красный с зелёным, синий, ярко-желтый. Оба не отказываются от белого с золотом, но классицизм объединяет их, ампир противопоставляет.
2.6.2. Женский и мужской костюм стиля ампир.
Силуэт женского костюма стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Высокая талия делит фигуру в соотношении лифа с юбкой 1:7 , 1:6 , при этом узкий лиф и прямая или расширенная длинная юбка.
Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой, чаще расположенной по низу юбки. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным. Платья часто имели шлейф, глубокое декольте, короткий рукав – фонарик. Открытые плечи и руки прикрывают нарядными шалями, платками, шарфами.
Широко использовались ткани – тяжелый шелк и бархат, золотое шитье на шлейфах платьев. В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Парадные платья богато расшивали античным орнаментом.
Характер платья зависел от его назначения: летние платья шили из светлых, легких тканей – кисеи, батиста, шелка и т.д.; парадные – из атласа, тафты, бархата; визитные и уличные – из легкой шерсти, независимо от времени года. Именно в этот период сложилась во Франции поговорка: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать».
Верхних одежд было немного: курточка-спенсер и редингот. Зато в женском гардеробе было много различных накидок. Чаще всего надевали канзу – накидку из легкой ткани с длинными концами, которые завязывали крест–накрест на талии. Модницы закутывались в кашмирские шали, вывезенные из индии во время военной экспедиции Наполеона. Шали стоили огромных денег и стали считаться основной принадлежностью дамского гардероба. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах этого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». В эти годы дамский гардероб пополняют и русские шубки.
В течение дня туалет сменяли по несколько раз, так что при общей «демократичности» мода все же носила явно классовый характер. Так, например, считалось, что модная дама должна иметь 365 шляпок и столько же пар обуви, зато всего 12 рубашек.
Домашней одеждой служил кружевной пеньюар (от французского слова peigner – «расчесывать волосы»).
Прически менялись так же часто, как и детали одежды. Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов, и др. Фасоны головных уборов менялись тоже часто, но основным был фасон кибитка. В период 1812-1814 годов носили шляпы, напоминающие военный кивер; на балы надевали тюрбаны сшитые из кисеи, бархата и газа.
Обувь была легкой, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.
Дополнением к туалету служили длинные перчатки, небольшой веер, сумочка типа кисета, маленький зонтик. Перчатки часто без пальцев (минтели, шляпы типа ток, иногда вуаль).
Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению спенсеров, рединготов.
В мужском костюме основное внимание уделялось покрою и мастерству исполнения. Костюм не изменился существенно, но получил некоторый военный отпечаток. Мужчины носили облегающие панталоны с высокими сапогами. Фрак из шерстяной ткани с высоким воротником-стойкой был обычно темных тонов (коричневый, темно-синий и др.). Дополнял фрак узорчатый цветной жилет. Сорочки носили с высокими воротниками и галстуками, которые «подпирали голову согласно надлежащего высокого положения». Часто вместо галстука носили шейные платки. Верхней одеждой у мужчин были пальто с пелеринами по плечевому поясу. Головным убором к дневному костюму был цилиндр (высокая шляпа с небольшими загнутыми с боков полями). К выходному костюму и форменной одежде полагалась треугольная шляпа, которая позже сменилась двухугольной. В моде были короткие прически, как бы естественно завитые волосы (по примеру Наполеона).
2.6.3. Развитие швейной промышленности.
Зарождение стиля романтизм.
В XIX веке стало активно развиваться производство готовой одежды – конфекции. Для женщин первые конфекционные дома шили верхнюю одежду, всевозможные накидки, аксессуары, шляпы и корсеты. В Германии предприниматель Маннхаймер производил и продавал мужские готовые пальто нескольких моделей, вскоре он придумал раскраивать ткани настилом. В Париже в 1839 году возникла первая скорняцкая фирма «Ревийон».
Уже в 1820-е годы появляются первые бумажные выкройки, которые выпускала фирма «Смит» в Лондоне. В 1818 году француз Мишель изобрёл первую систему кройки («система трети»). Позже в Париже знаменитый портной А.Лавинь основал Высшую школу искусства и техники моды. Он изобрёл собственную систему кройки, бюст-манекен и гибкую сантиметровую ленту.
Настоящую революцию в производстве одежды произвело изобретение и совершенствование швейной машины (первая швейная машина появилась в Англии в 1755 году). С 1850 года швейные машины применяют во всех модных парижских салонах.
После свержения Наполеона во Франции и других европейских государствах была восстановлена монархия. Европейская культура этого периода приобретает противоречивый характер. Неудовлетворённость действительностью, неверие в идеалы классицизма и просветительства рождают новой направление в искусстве первой половины XIX века – романтизм. В основе романтического идеала была положена духовно-творческая свобода, культ сильных страстей и порывов, интерес к национальной культуре и фольклору, ностальгия о прошлом. Эстетическим идеалом красоты стала сильная личность, жаждущая свободы, действий и борьбы за идеалы. В литературе образами романтического искусства стали драмы Шекспира, поэзия Гёте, новеллы Сервантеса. В музыке – это произведения Бетховена, Шопена. В пластических видах искусства романтизм ярко проявился в живописи и графике (во Франции – Делакруа).
Во внешнем облике и костюме влияние романтизма чувствовалось в создании образов страстных, возвышенных, мечтательных, одухотворенный личностей. В Европе этот период носит немецкое название бидермайер.
2.6.4. Женский и мужской костюм стиля романтизм.
В женском костюме изменился силуэт платья: линия талии опускается на естественное место, лиф приталенный, пышная юбка несколько укорачивается. Для подчеркивания тонкой талии снова требуются корсеты, расширились рукава, особенно от плеча до локтя. Платья шьют из светлого атласа, бархата, обильно украшают лентами, кружевами, оборками. Дополняет костюм пашный головной убор или оригинальная прическа, украшенные страусовыми перьями, цветами, вуалью.
В женском костюме модны покатые плечи, которые подчеркиваются широкими вырезами и сильно расширенными в верхней части рукавами-жиго. Платье плотно облегало по линии груди и талии и расширялось по линии бёдер и низу. В бальных платьях увеличивается декольте, открытая шея позволяет подчеркнуть силуэт головы со сложной изящной прической.
Новый расширенный силуэт платья временно исключил из дамского гардероба пальто, их заменили пальтообразными платьями из толстых шерстяных тканей. По верх этого платья набрасывали широкую пелерину или шаль.
Летом были модны платья из хлопчатобумажных тканей в клетку. Входят в моду боа-круглые шарфы из меха или страусовых перьев. Дополнениями к костюму служат длинные перчатки, небольшой веер, маленький зонтик, сумочка типа кисета.
Поскольку платья несколько укоротились, то дамская обувь стала более разнообразной: ботинки по щиколотки, часто со шнуровкой, летние и бальные туфли из кожи или шёлковых тканей.
В 40-50 гг. XIX века силуэт и форма женского платья изменился. Пропорции стали более четкими, подчеркивалась естественная линия плеч и талии, линяя бедер оставалась пышной. Исчезли огромные рукава и пышные причёски. Широкая юбка поддерживалась волосяным чехлом-кринолином.
Мужской костюм становится все более сдержанным. Фрак сохраняет главную роль в костюме. Он сшит строго по талии, к нему полагаются сорочка, длинные брюки, цветной жилет из шёлка или бархата и галстук. Небольшие изменения наблюдаются в ширине и форме брюк, в форме лацканов фрака, в величине и форме выреза жилета, в посадке и ширине рукавов. Для брюк часто используются светлые ткани, для жилетов не только однотонные, но и в клетку и более пестрой расцветки.
Верхняя мужская одежда также шьются по фигуре, линяя плеч покатая. В качестве верхней одежды в моде сюртуки коричнево-селеного или серого цвета, популярны классические рединготы (удлиненные пальто) и бурнус. Наиболее модными стали сюртуки прямого или прилегающего силуэта из лёгкой шерстяной ткани с застёжкой до верха.
Обувь – высокие сапоги, полуботинки и гладкие ботинки без шнурков.
В 1840-1950-х гг. в мужском костюме стали преобладать темные цвета, пестрота стала восприниматься как дурной вкус. Большое значение предаётся качественным дорогостоящим тканям и мастерству изготовления одежды. Среди аксессуаров – трости, цепочки, на которых носили часы в кармане жилета, появились пенсне.
Мужской и женский стили одежды являли контраст «сильного» романтического героя и его избранницы, «неземной», хрупкой и изысканной.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.