Лекция 1 Костюм Древнего Рима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     План.

     1.3.1. Мужской костюм.

     1.3.2. Женский костюм.

     1.3.3. Дополнения и аксессуары в костюме.

 

     1.3.1. Мужской костюм.

 

Римский костюм, как и все римское искусство, находилось под влиянием греческих традиций. Ткани, как и в Греции, изготавливали вручную из овечьей шерсти и льна. В период империи с Востока стали завозить дорогие тяжелые парчовые и шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Позже стали использовать плотные ткани, поэтому одежда напоминала форму футляра.

В истории римского костюма можно выделить три периода: более демократичный – периода республики, более напыщенный – периода империи, наконец, футлярообразный – со времени принятия христианства.

В мужском костюме в ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога – основа древнеримского мужского костюма, хотя отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Туника была основным типом нижней одежды.

Туники различались по длине и ширине изделия и рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переднику туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Простонародная туника была короткой и темной, солдатская тунике предписывалось быть короче гражданской.

Туника подпоясывалась. Римлянину разрешалось распоясаться (в буквальном смысле) только в особых случаях: при погребении или в дни религиозных праздников. Обычно же отсутствие пояса расценивалось как забвение обычаев и варварская неотесанность (уважение традиций было одной из главных гражданских доблестей древних римлян).

Повседневной одеждой древнему римлянину служила рубахообразная туника из шерсти или льна. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, надевалась через голову. Складки ткани образовывали короткие, по локоть, рукава, считавшиеся признаком щегольства и изнеженности.

Тога представляла собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани, размером 6 х 1,8м. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной образ. Большие размеры, сложная драпировка, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса – знак сословного отличия – должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

Тоге – верхней одежде – римляне придавали глубокого символического значения. Верлигий написал в своей «Энеиде»: «Владыка мира – народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Юноша в 16 лет надевал мужскую тогу; дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой, претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу (toga canduda, откуда произошло слова «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Тогу консула украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу. Императорской тоге надлежало быть пурпурной.

По случаю траура надевали серую тогу. В нее же облачался обвиняемый.

Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Ко II в. тога утратила свой общественный престиж, ее регламенту уже никто не подчинялся.

Пенула – еще один вид римского плаща, пережил древнеримское государство. Она представляла собой круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Из грубой шерсти – бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей – в костюме богатых щеголей. Пенула часто использовалась и в средние века. В конце ХХ века она вновь вошла в моду.

В III веке нашей эры драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры. Это обусловливалось влиянием восточно-азиатских форм и распространением христианства. Примером является далматик – длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами. Для одежды этого периода характерна пестрота, пристрастие к украшениям.

1.3.2. Женский костюм.

 

Основу римского женского костюма составляла драпировка вплоть до III – IV вв. нашей эры, пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по крою не отличалась от мужской. Поверх нее знатные римлянки носили столу, как правило, с рукавами, более широкую и длинную, чем туника. По низу столу обшивали плиссированной оборкой, подпоясывалась она напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ – палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

Цветовая гамма в риском костюме – яркая, красочная, основные цвета – пурпурные, коричневые, желтые. В период империи цветовая гамма приобретает сложные, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых – голубого и зеленого с белым, светло-лиловым с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленью, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивки, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию – круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аконита, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы 2-3 цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь

Одежда римской бедноты и рабов – туника, пенула из шерстяной или льняной ткани. В непогоду простые люди носили деревянные башмаки.

 

1.3.3. Дополнения и аксессуары в костюме.

 

Римские головные уборы были похожи на греческие.

Древние римляне завели строжайшую регламентацию по части награждения венками и венцами (по-латыни «венок», «венец» - corona; перед тем как надеть венок, голову повязывали шерстяной лентой). Даже пленного, проданного в рабство, отличали венком; обреченный на смерть отправлялся к месту казни в мученическом венке (терновый венец Христа).

Высшей наградой считался венок из дубовых листьев, им награждали за спасение соотечественника в войне. Принято было вывешивать его на дверях дома, где жил спаситель. Дарил венок спасенный, позднее он вручался от имени императора.

Голову триумфатора украшали одним из трех венков: лавровым – символом мощи, победы и мира; лавровым и золотым, его держали специальные сановники, когда триумфатор ехал в триумфальной повозке; золотым «провинциальным» - это венок полководца, получаемый из провинции Римской империи.

Во время праздничных пиршеств головы украшались венками из цветов. У греков и римлян во время домашних праздников было принято надевать на шею и грудь гирлянды из цветов. Древнеримский обычай рекомендовал вывешивать на дверях дома, где родился ребенок, венок из лавра и петрушки.

Костюм знатного римлянина дополнялся полусапогами или сандалиями с задниками. Обувь римлянок – мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Облик римлянина дополняли прямые, зачесанные на лоб короткие волосы, бритое лицо или небольшая завитая бородка. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная в честь римского императора Тита Веспасиана.

В период республики римляне носили простые гармоничные прически в греческих традициях. В период империи появляются высокие прически на веерообразном каркасе, с накладками из искусственных волос.

В период империи в костюмах знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Знатные римлянки украшали себя ювелирными изделиями из золота, жемчуга и драгоценных камней. У римских матрон были павлиньи веера с длинными ручками.

Римлянки и в искусстве косметики были продолжателями греческих традиций. Они учредили коллегию, занимавшуюся приготовление душистых масел и мазей для ухода за телом (масла и мази были непременным компонентом бальзамирования – погребальной косметики).

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 223.