Лекция 1 Костюм Древней Греции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План.

1.2.1. Характеристика эпохи. Эстетический идеал.

1.2.2. Драпированная одежда в мужском и женском костюме.

1.2.3. Ткани, головные уборы и обувь.

 

1.2.1. Характеристика эпохи. Эстетический идеал.

Наивысшего своего развития Афинское государство достигло в V в. до н.э, после победы над персами. Этот период в истории Греции назывался классическим, образованным и был «Золотым веком» в истории Афинского государства. В этот период литература, изобразительное искусство, архитектура и скульптура достигли небывалого расцвета. В Афинах огромного размаха достигает строительство. Восстанавливается из руин старый центр города, возводят новые храмы, общественные здания – гимназии, стадионы и др. В это время создают свои прекрасные статуи и возводят архитектурные ансамбли великие скульпторы Фидий, Мирон, Поликлей; пишут трагедии Эсхил, Софокл, Евклид. Произведения воспевали доблестного и прекрасного человека – эстетический идеал того времени. Необходимым признаком красоты являлось сильное, тренированное и гармонично развитое человеческое тело.

Костюм Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков, и под влиянием их эстетических представлений. Благоприятные климатические условия и эстетическое отношение к человеческому телу определили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Создание костюма, в том числе грима и аксессуаров, для греков было творением, как и все виды искусства. Извлекая прекрасное из пластических свойств ткани, греки научились мастерству использования ткани по законам красоты. Эстетической основой костюма являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях, подчеркивая форму тела, и изменялась в разных ракурсах при движении.

 

1.2.2. Драпированная одежда в мужском и женском костюме.

 

Основой при создании формы греческого костюма был кусок ткани, сколотый, закрепленный и задрапированный на теле. В зависимости от длины и ширины ткани, места ее закрепления, системы складывания, сгибания, обертывания, укладывания формировался различный вид костюма. Из минимального по размеру куска получалась набедренная повязка, передник. Увеличив этот кусок сообразно росту человека, получали другую форму одежды, прикрывающей торс, - экзомиду. Это был кусок ткани, кожи, шкуры, закрепленный ремнем или сколотый булавкой; или опоясанный по талии. Количество ткани, ее качество и степень драпировки, форма опоясывания определяли принадлежность экзомиды рабу, свободному человеку, всаднику или воину.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями, хитон был нижней одеждой. Его изготовляли из прямоугольного куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам так, что линия сгиба проходит вдоль левого бока туловища. Хитон мог быть открытым с одной стороны, или закрытым, т.е. сшитым сбоку. Хитон мог быть с отворотом, опоясанным по талии, по бедрам или крест-накрест на груди, его скрепляли на плечах двумя пряжками – фибулами. Длина хитона могла быть различной, но чаще до коленей.

Гиматий являлся самой распространенной верхней одеждой и представлял собой кусок шерстяной ткани размером 1,7х4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. По длине гиматий мог быть до колен, щиколотки, спадать до пола.

Женщины также носили хитоны и гиматии, но их одежда была значительно красочнее и разнообразнее. Женский хитон представлял собой по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения».

Еще один вид одежды – пеплос – сколотый на плечах кусок ткани, по ширине и длине значительно превышающий размеры человеческой фигуры. По талии или под грудью и на бедрах делались один или два напуска (подпоясывания), что усложняло горизонтальным членением движения спадающих складок, создавая сильное эмоциональное впечатление.

Хламида – легкий плащ – кусок прямоугольной ткани, закрепляемый узлом, застежкой, пряжкой-фибулой на правом плече или под подбородком и спадающий красивыми каскадными складками. Края украшались орнаментальными полосами. Хотя в Греции уже умели окрашивать ткани, в идеальном варианте хламида оставалась естественного белого цвета шерсти или льна.

 

1.2.3. Ткани, головные уборы и обувь.

 

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также по образцам поздних греческих тканей, представленных в государственном Эрмитаже.

Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Волокнистый состав греческих тканей шерсть или лен. Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета – серый и коричневый.

Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят более стилизованный геометрический или растительный характер. Это – лиандр, критская волна, пальметта. Орнамент строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением лини драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

В Древней Греции известны два вида головных уборов – соломенная шляпа с круглыми полями, надеваемая мужчинами и женщинами, и круглая войлочная шляпа, носимая на затылке мужчинами. Чаще всего мужчины и женщины изображены на античных памятниках с непокрытыми головами, с красиво и разнообразно уложенными волосами. Украшениями к прическе служили сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это – серьги, ожерелья, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Рационализм сказался и в обуви: она не стесняла движений, пальцы были открыты. Основной обувью были сандалии представлявшие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремнями, которые переплетались вокруг стопы и голени. Наиболее характерный вид сандалий - иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, пробковой, деревянной) и нескольких ремней. Более сложный вид сандалий – крепиды, имевшие подошву с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, надевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвивали ногу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапожки, а также высокие резные сапоги – эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног, как и в сандалях, в сапогах были отрыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях военачальники. Бедняки, как правило, надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, - постолы.

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовлялись из цветной кожи, иногда золоченой, а порой даже расшитой жемчугом. Обувью женщинам служили сандалии из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченной. Отделывали ее металлическими бляшками иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающий тело кирасу. Иногда кирасу украшали рельефными изображениями – орнаментами и даже рельефными композициями. К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли движений. На ноги надевали поножи, сделанные из металла или кожи, и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем. Оружием служил меч, копье, кинжал, а для защиты – щит.

В Древней Греции искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.