Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация законодательных сборников.

1. Канонические сборники – церкновные правила, каноны.

2. Гражданские сборники – государственные законы по церковным вопросам.

3. Номоканоны – смешаные сборники. (закон каноны)

Хронологические по времени издания

Систематические по смыслу, по темам.

Канонические сборники.

Понтийский сборник. Не сохранился. Первый сборник канонических норм. Состоял из:

1. Правила Анкирского и Кесарийского Соборов под общим названием «Каноны Анкирского Собора».

2. Правила Неокесарийского Собора.

«Синопсис».

· Древнейший из сохранившихся канонических сборников хронологического типа — это «Синопсис» относящийся к VI в.

· в Синопсис были включены в сокращенном изложении апостольские правила и каноны трех первых Вселенских Соборов.

· К 9 веку сборник включал «краткое изложение правил апостольских, правил Соборов — I Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского, Ефесского, Халкидонского, Сардикийского, Карфагенского, Трулльского, Василия Великого из трех посланий его к Амфилохию»

· Синапсис явился основой для Кормчей книги св. Саввы Сербского.

· В начале VI в. на греческом Востоке появляется первый систематический сборник церковного права в 60 титулах.

Синтагма Иоанна Схоластика составленная в 6 веке «Синагога [свод] Божественных и Священных канонов, разделенных на 50 титулов».

«Каноническая синтагма». Появилась в конце VI или в начале VII столетия. Автор неизвестен. Состояла из 2 частей. В первой части 14 титулов систематических. Во второй части правила в хронологическом порядке.

Трулльский Собор своим 2-м правилом утвердил в качестве канонов Вселенской Церкви весь состав Синтагмы.

 

Сборники государственных законов по церковным делам.

· Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил «Сборник из 87 глав». В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123-й новеллы, составившей 60 глав (28-87) сборника Иоанна Схоластика.

· 2 сборника Иоанна Схоластика объединены. В IX в. оба свода были переведены на славянский язык. В нашей печатной Кормчей они составляют 42-ю главу.

· На рубеже VI и VII вв. был составлен «Сборник из 25 глав». вошли законы из Кодекса святого Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам.

«Сборник церковных законов» («Collectio constitutionumecclesiasticorum»), или «Трехчастный сборник» («Collectio tripartita»), который появился в последние годы царствования Ираклия.

· В его первую часть включены большие извлечения из первых 13 титулов Кодекса Юстиниана, посвященные церковным делам, с паратитлами — параллельными местами из других титулов Кодекса.

· Вторую часть составляют извлечения из Дигест и Институций, имеющие отношение к церковному праву.

· В третьей части помещены извлечения из Новелл. Дополнением к сборнику являются четыре новеллы императора Ираклия.

 

Номоканоны

· Номоканон Иоанна Схоластика в 50 титулах. Но автор не он. С его именем она связана потому, что в ее основу легли Синагога Иоанна Схоластика и его «Сборник из 87 глав». 6 век. Впоследствии сборник дополнялся новыми канонами. В дополненном виде он был переведен на славянский язык святым Мефодием.

· «Номоканон в 14 титулах». До начала XIX в. общепринято было приписывать составление этого сборника Константинопольскому патриарху Фотию. Поэтому в литературу он вошел как «Номоканон Фотия». Было 2 редакции: 6 век (автор не известен), 883 год (патриарх Фотий).  Номоканон состоит из предисловия и двух частей. Первая часть, которая также называется Номоканоном, разделена на 14 титулов. Помимо указателя канонов, под каждой рубрикой приводятся также гражданские законы по тематике главы. Вторую часть сборника, называемую Синтагмой, составляют тексты канонов, расположенные в хронологической порядке.

· Константинопольский собор 920 года утвержает номаканон патриарха Фотия как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви.

· В настоящее время Синтагма Номоканона патриарха Фотия, в славяно-русской редакции составившая Книгу правил, и представляет собой канонический свод Православной Церкви.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.