Мнения авторитетных канонистов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· В римском праве мнения авторитетных юристов —имели значение источника права.

· По примеру светского римского права и в церковных делах мнения знатоков канонов приобрели великий авторитет.

· Особым авторитетом в православном церковном праве пользуются великие византийские канонисты XII века: Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, а также канонист, живший в XIV столетии, иеромонах Матфей Властарь.

 

Иерархия правовых норм

1. писаный закон,

2. обычай и судебный прецедент,

3. аналогия с существующим законом,

4. мнения авторитетных канонистов.

Но высшим критерием, разумеется, являются нормы, непосредственно исходящие из Первоисточника церковного права — Божественной воли.

Государственное законодательство по церковным делам

· воля государственной власти является суверенным законодательным источником в области внешнего ЦП.

· Во внутреннем ЦП:

1. во-первых, признание за государством законодательной правоспособности по внутрицерковным делам обусловлено православием носителя такой власти;

2. во-вторых, это признание ограничено в том отношении, что, несмотря на громкие фигуральные определения церковного статуса императора, употреблявшиеся в Византии, — вроде «внешнего епископа Церкви», глава государства в принципе никогда не признавался более чем мирянином.

 

Ветхозаветное и римское право

Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом

· ЦП своими корнями восходит к истории Ветхого Завета, а с другой — церковное право развивалось в контексте римского права, господствовавшего в обществе.

Ветхозаветное право

· Ветхозаветные книги содержат в себе многочисленные законоположения, касающиеся не только богопочитания и богослужения, но и общественной жизни, семейных и имущественных отношений, а также политического устройства израильского народа.

· Тора – закон.

· Законодателем для Израиля является Сам Бог, а не царь, что характерно для правовых систем окружавших Израиль языческих народов.

· Ветхозаветное право включает в себя нормы публичного и частного права в соответствии с классической классификацией, восходящей к римскому праву.

· публичное ветхозаветное право: политическое, военное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, налоговое.

· частное ветхозаветное право: гражданское (имущественное), семейное и гражданско-процессуальное.

· Политическая система – теократия – Богоправление.

· субъектами политических прав являются все израильтяне.

· Равноправие в политической и экономической жизни. Перед законом все равны.

· Политическая система в эпоху Судей: в Израиле уже не было тогда единого управления, а каждое колено управлялось избранными ими самими начальниками, которые главным образом выполняли судейские обязанности. Параллель с карфагенскими «суффетами» (судьями) и даже с римскими консулами.

· Судьи действовали не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией, а при монархии хотя власть осталась богоданной, но для своей реализации она использовала уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникло у израильтян стремление заменить Царя Незримого царем видимым.

· В Древнем Израиле существовала всеобщая воинская повинность, которая распространялась на мужчин, достигших 20-летнего возраста. От участия в военных действиях освобождались не только левиты, посвящавшие себя исключительно служению Богу, лица, физически не способные к несению воинской службы, но также и те, кто построил новый дом и не обновил его... дабы не умер на сражении, и другой не обновил его и кто насадил виноградник и не пользовался им... и кто обручился с женою и не взял ее... дабы не умер на сражении, и другой не взял ее (Втор 20, 5-7). Так же кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце (20, 8). Совершенно уникальный закон.

· В Израиле не было разделения граждан на податное и бесподатное сословия.

· В законе Моисеевом значительное место занимают нормы права, направленные на предотвращение эпидемий — своего рода карантинное право.

· Чрезвычайно характерная черта ветхозаветного права заключается в том, что правовые нормы, регулирующие рабовладельческие отношения и направленные на защиту рабов от неограниченного произвола их владельцев по своему содержанию отнесены скорее к публичному, чем к частному праву.

· Предписания, касающиеся наказания преступников, своего рода «уголовный кодекс». Око за око, зуб за зуб.

· Семейно-брачное право Ветхого Завета исходит из идеи богоустановленности брака: по слову бытописателя, потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут (два) одна плоть (Быт 2, 24).

· Ветхозаветная правовая система включает детально разработанные нормы гражданского права, своего рода гражданский кодекс.

· Значительное место в Пятикнижии занимает законодательство, относящееся к богослужению, Храму, к жертвоприношениям.

· Главной характерной чертой ветхозаветного законодательства является то обстоятельство, что оно представляет собой именно завет Бога с человеком, то есть своего рода договор, союз.

· Ветхозаветному законодательству свойственны некоторые особенности с формальной и языковой стороны. Ветхозаветное право оказало влияние также на правовые системы не только христианских государств и народов, но и на исламское право, в том числе и на шариат. В той или иной форме, через более или менее интенсивное воздействие основных начал европейского права в его континентальном или англосаксонском варианте ветхозаветное законодательство повлияло на* правовые системы современных государств, выросших на почве иных культур. Таким образом, влияние ветхозаветного права имеет универсальный общемировой характер. Но наиболее обычной структурной формой ветхозаветного законодательства являются условные предложения

Римское право

· Римское право представляет собой самое ценное наследие римской цивилизации, поныне продолжая оказывать действенное влияние на правовые системы едва ли не большинства современных государств, на их экономический и политический строй, на весь уклад жизни современных обществ, насквозь пронизанный римскими правовыми началами.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.