Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Алексий Аристин.

· Уроженец Эллады, получил юридическое образование и занимал высокую гражданскую должность.

· В Константинополе Аристин в диаконском сане занимал высшие государственные должности номофилакса, орфанотрофа и, наконец, церковную должность великого эконома Патриаршей церкви.

· Скончался он после 1166 г.

· По поручению императора Иоанна Комнина Аристин составил толкование на канонический Синопсис.

· В своих толкованиях Аристин изъясняет буквальный смысл правил, не вдаваясь в казуистические тонкости.

· Лишь изредка он выходит за рамки изъяснения буквального смысла канонов и делает замечания относительно причин побудивших к изданию некоторых правил, или по поводу употребления тех или иных канонов не как общецерковных правовых норм, а лишь в отдельных Поместных Церквах.

Иоанн Зонара.

· При императорах Алексии и Иоанне занимал должность великого друнгария виллы, то есть начальника дворцовой стражи, первого секретаря империи и вице-председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс.

· Удрученный горем о смерти жены и детей уходит в монастырь и принимает постриг.

· Толкования на полную Синтагму Фотиева Номоканона. Были составлены, вероятно, в первые годы царствования Мануила Комнина (1142-1181). Зонара изъяснял смысл канонов с трех точек зрения: исторической, догматической и практической.

· о предпочтении нормы одного из несогласующихся канонов на первое место ставит Апостольские правила; правилам Вселенских Соборов он отдает предпочтение перед правилами Поместных, а те, в свою очередь, ставит выше святоотеческих канонов. Конечная цель толкований Зонары состояла в том, чтобы чрез снесение правил, относящихся к одному и тому же предмету, извлечь из них общее положение как каноническую догму.

· Последующий закон отменяет предыдущий.

· Предлагает использовать правилом которое более человеколюбиво.

· Высокой оценки заслуживает научная щепетильность Зонары.

Феодор Вальсамон.

· Он родился в Константинополе, в столице начал и свое служение Церкви. При императоре Мануиле он уже занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса. Вальсамон прославился как знаток церковного и светского права; и эта его слава способствовала его возведению на Антиохийский патриарший престол в 1193 г. при императоре Исааке Ангеле.

· Поручение составить толкования на весь «Номоканон в 14 титулах».

· Главным побуждением к этому труду было несоответствие между законами Юстиниана, вошедшими в Номоканон, и действовавшим тогда в Византии законодательством, основанным на Василиках.

· И вот в толкованиях на Номоканон Вальсамон должен был ответить на вопрос о юридической силе законов, вошедших в Номоканон, но не включенных в Василики. Вальсамон признал их утратившими силу.

· В изъяснении Синтагмы Вальсамон опирался в основном на Зонару.

· Отставиват приемущества Константинопольского патриархата.

Византийское церковное право XIV столетия

«Алфавитная синтагма».

· В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него вошли как каноны, так и гражданские законы. Он получил название «Алфавитная синтагма».

· Словарь состоит из 24 отделов — по числу букв греческого алфавита.

· Матфей Властарь часто почти буквально повторяет толкования Зонары и Вальсамона.

«Краткое изложение Божественных и святых канонов»

· 1345 г Константин Арменопул (1320-1382), юрист и канонист, последний из византийских юристов, известных по имени, был номофилаксом и верховным судьей в Фессалониках.

Канонический синопсис

· В XIV в. святогорским монахом Арсением был составлен Канонический синопсис, разделенный на 141 главу. В Синопсис включены как каноны, так и гражданские законы, заимствованные из «Сборника из 87 глав» патриарха Иоанна Схоластика.

«Номоканон при Большом требнике»

· Составлен на Афоне.

· Номоканон, помещенный в конце Большого требника, представляет собой сокращенный и переработанный свод правил, заимствованных главным образом из основного канонического кодекса Православной Церкви.

· Первоначально этот Номоканон представлял собой отдельную книгу, не связанную с Требником; ее назначением было прежде всего служить руководством для духовников.

· Славянский перевод «Номоканона при Большом требнике» появился уже в начале XVI в.

· Включение в «Номоканон при Большом требнике» статей разнообразного содержания позволяет ему служить не только достаточно полным руководством по духовничеству, но еще и кратким общим пособием по церковному праву для пастырей, содержащим самые необходимые церковные законы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 346.