· IV и Вселенский Собор был во времена царствования Маркиана, когда 630 святых отцов собрались в Халкидоне против Диоскора, и Евтихия, которые учили, что два естества, Божеское и человеческое, по соединении слились совершенно в единство и сделались одним естеством, так что и Божеству усвояемы были страдания. Сверх того говорили, что и плоть Господь принял не единосущную нам, не из Девственных Кровей образовавшуюся, но вымышляли, что Он воплотился каким-то неизреченным и Божественным образом, и выдумывали и другое. Сих подверг извержению и анафеме сей святый Собор и утвердил догмат, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек в двух естествах нераздельно и неслиянно...
· Собор издал 27 канонов, которые вошли в Синагогу Иоанна Схоластика и в древние латинские сборники, а затем и в Номоканон патриарха Фотия в 14 титулах
· 28-е правило о преимуществе Константинопольской кафедры.
· 29-е и 30 выдержки из 4 заседания собора.
· В западных канонических сборниках приводится лишь 27 канонов IV Вселенского Собора.
· 1-е правило утверждало правила предшествовавших Соборов.
· 2-е правило против симонии. Поводом к изданию этого правила послужила жалоба против епископа Эдесского Ивы.
· 26-е специально для должности эконома. Отсутствие соответствующего должностного лица в епархии рассматривается как злоупотребление. Он должен распоряжаться церковным имуществом.
· 2-е: Отрекшиеся от монашеского сана монахи подлежат прещениям.
· 7-е правило Халкидонского Собора гласит: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирский чин; иначе дерзнувших на сие и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме».
· 4-е ограждает церковное управление от вмешательства беспокойных монахов. Имущество монастыря должно, согласно канонам, навеки оставаться в монастыре.
· 24-е угрожает прещениями всякому, кто осмелится нанести ущерб монастырскому достоянию.
· 16-е: в соответствии с этим каноном монах или монахиня, «дева, посвятившая себя Богу», вступившие в брак, подвергаются лишению церковного общения. Но епископ может «оказывать таковым человеколюбие».
· 3-е правило, в котором под угрозой церковных наказаний воспрещается епископам, клирикам и монахам из сребролюбия брать на себя попечение о чужом имуществе, заниматься откупами и вообще «вступать в распоряжение мирскими делами». (исключение дела малолетних, вдов)
· 6-е запрещение пресвитеров и диаконов, — абсолютных рукоположений, не связанных с назначением на определенное место служения.
· 15-е возрастной ценз для диаконис— 40 лет. Прещение для диакониссы, вступившей в брак, — предание и ее, и вступившего с ней в брак лица анафеме.
· В 5-м подтверждаются ранее изданные правила относительно перехода епископов и клириков из одного города в другой.
· 8-е клирики, служащие «при богадельнях, монастырях и храмах мученических» должны «пребывать под властью епископов».
· 10-е клирикам воспрещено одновременно «числиться в церквах двух градов».
· 20-е перемещение клирика из одного города в другой допускается исключительно в том случае, когда клирик «лишился отечества своего».
· 23-е клирикам и монашествующим воспрещено без поручения своих епископов приходить «в царствующий град Константинополь» и долго пребывать там без нужды.
· 13-е запрещает допускать до служения в церквах иноепархиальных клириков без предъявления ими представительных грамот от своего епископа.
· 11-е для бедных отцы предусмотрели выдачу не представительных грамот, но простых «церковных писем», подтверждающих их бедность.
· В 18-м правиле клирикам и монашествующим, под угрозой «низвержения со своего степени», воспрещено «связывать друг друга клятвою», «составлять скопища», а также «строить ковы епископам либо своим сопричетникам».
· 22-е извержению из сана подлежат также клирики, которые по смерти своего епископа расхищают принадлежавшее ему имущество.
· 27-е правило предусматривает для клириков извержение из сана, а для мирян предание анафеме, если таковые «похищают жен для супружества или содействуют» в этом или хотя бы «соизволяют похитителям».
· 12-е воспрещает образовывать новые новые Поместные Церкви или митрополичьи округа путем разделения одной области на две на основании императорских «прагматических грамот» без санкции собственно церковной соборной власти.
· 19-е о созыве областных соборов не реже двух раз в году, возлагая обязанность созывать соборы на митрополитов и предоставляя им право председательствовать на них.
· 25-е предписывает митрополитам не позже трех месяцев по освобождении архиерейской кафедры созывать избирательный собор для избрания нового епископа на вдовствующий престол, допуская отлагательство лишь в случае «неизбежной нужды.
· 9-е главе «Аще же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие: да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя». духовные лица, подлежат исключительно церковному суду.
· 17-е: «Аще же кто будет обижен от своего митрополита, да судится перед экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом». запрещает епископам присваивать себе приходы, принадлежащие другой епархии.
· 21-е В нем предусмотрено в случае доноса клирика или мирянина на своего епископа принимать такой донос для судебного расследования после предварительного исследования репутации доносчика.
· 29-м содержится категорический запрет низводить епископа на степень пресвитера.
· 14-е Это правило исходя из того, что в некоторых Церквах допускалось вступление в брак чтецам и певцам после посвящения решительно запрещает брать в жены иноверных и всех вообще отступников от Кафолической Церкви, за исключением только тех случаев, когда «лице, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру».
· 30-е предоставляет епископам Египетского диоцеза отсрочку в поставлении своей подписи в знак согласия с христологическим оросом епископа Рима святого Льва Великого.
Правила Трулльского Собора.
· V и VI Вселенские Соборы занимались исключительно догматическими темами и дисциплинарных правил не издали.
· Через 10 лет после VI Вселенского Собора, 1 сентября 691 г., по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 отцов во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и легатом Римского папы.
· Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 г., и посвятил свои деяния церковно-дисциплинарным вопросам, издал 102 канона.
· На западе они не принимаются.
· 1-е правило Собора содержит в себе исповедание православной веры, изложенной предшествующими Вселенскими Соборами.
· 2-е Собор суммирует право- творчество Церкви эпохи Вселенских Соборов, перечисляя каноны, принятые на Вселенских и Поместных Соборах, а также правила святых отцов. канонические нормы принципиально отмене не подлежат.
· 78-му правилу, готовящиеся к крещению должны предварительно обучаться православной вере.
· 84-м необходимо крестить найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены.
· 59-й требует, чтобы крещение неукоснительно совершалось в храме.
· 14-м и 15-м канонический возраст для посвящения в пресвитеры — 30 лет, диаконы — 25 лет и иподиаконы — 20 лет, диакониссы — не ранее 40 лет.
· 33-м правиле осуждается и отвергается практика, распространенная «в армянской стране», рукополагать исключительно выходцев из священнического сословия.
· 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.
· Своим 12-м правилом Собор строго запретил брачное сожительство епископам.
· 26-м пожизненное запрещение в служении с сохранением своей степени пресвитеров, которые по неведению вступили в неправильный брак при условии, что незаконный брак будет расторгнут.
· 37 –е они не только сохраняют свой сан, но и могут в том городе, в каком они вынужденным образом пребывают, совершать епископское служение со всеми административными правами правящих епископов — разумеется, в том случае, когда кафедра этого города вакантна.
· 11-е правило: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мыться. Аще же кто дерзнет сие твори- ти, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен»
· запрещают клирикам занятие ростовщичеством (10-е правило), торговлей, особенно продажей вина (9-е правило).
· 27-м правиле клирикам предписывается носить одежду, специально установленную для священнослужителей.
· 24-м запрещается и клирикам и монахам «ходити на конские ристалища» и «присутствовать на позорищных играх», то есть на театральных представлениях.
· 5-м во избежание соблазна клирикам воспрещено держать у себя дома посторонних женщин, в том числе рабынь.
· тягчайший грех симонию — поставление за мзду (22-е правило), тот же грех симонии усмотрели они и во взимании платы за преподание мирянам Таинства причастия и других Таинств.
· 34-е извержения из сана запретили клирикам и монахам «вступать в соумышления, или скопища, или строить ковы епископам или соклирикам».
· 31-м правилом священники, во всем подчиняясь своему епископу.
· когда клирик одной епархии по какой-либо уважительной причине должен перейти из нее в другую епархию, он может сделать это лишь в том случае, если имеет отпускную грамоту от своего епископа. Этой теме посвящено 17-е правило.
· 18-е клирикам, оставившим свои церкви «по причине нашествия варваров или по иному какому обстоятельству», предписывается под угрозой извержения из сана возвратиться к своим церквам, когда прекратится нашествие.
· 7-й канон устанавливает должную субординацию между клириками разных степеней.
· 16-е отрицают клирикальный статус диаконов.
· 81-му монахи стоят в одном ряду с мирянами, а не с клириками.
· В 43-м что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства.
· В 49-м недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.
· 20 -м каноне строго воспрещают епископу «во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити».
· 38-е Церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств.
· 8 -м правилом вносит новшество, постановляя впредь созывать соборы не реже одного раза в год.
· 25-му собор епископов обладает судебной властью, представляя собой первую инстанцию при рассмотрении споров между епископами границах их областей.
· 35-м правиле предусмотрена мера, направленная на неприкосновенность имущества епископской кафедры со стороны первого епископа Поместной Церкви — митрополита.
· 19-е правило требует, чтобы предстоятели Церквей регулярно проповедовали.
· В 64-м правиле Соборамирянам запрещается «перед народом произносити слово, или учити»
· В 70-м особым образом воспрещается проповедовать за литургией женщинам.
· 63-м правиле постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках.
· В 32-м отвергается практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой.
· 52-м в Великий пост во все дни, кроме субботы, воскресенья и Благовещения, полагается совершать литургию Преждеосвященных Даров.
· 57-м правиле Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе Божественные Тайны».
· 83-е запрещает имитировать причащение уже умерших христиан.
· 90-м не преклонять колен в храме за богослужением, а также во время келейной молитвы в воскресные дни.
· 56-м отвергается практика дозволять в субботние и воскресные дни Великого поста — Четыредесятницы вкушение яиц и сыра.
· 57-е запрещающая «приносити ко олтарю мед и млеко».
· 74-е в нем воспрещается устроение агап.
· 76-м правиле запрещается внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.
· В 88 -м правиле воспрещено вводить в храм животных, «разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни».
· 69-е мирянам не дозволяется входить в алтарь — исключение делается лишь для особы императора.
· 75-м правиле воспрещается неблагообразное церковное пение.
· В 82-м правиле они запретили изображать Спасителя в символическом образе Агнца.
· 100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства.
· 54-м правиле запретили браки между лицами, состоящими в 4-й степени кровного родства, а также в 4-й степени бокового двухродного свойства.
· 53-м запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.
· 72-й о запрещении браков православных с еретиками.
· 98-е «да подлежит вине прелюбодеяния» тот, кто берет в брачное сожитие «жену, иному обрученную, при жизни ее обручника».
· 87-м было закреплено совершенное исключение возможности развода по желанию одного из супругов или хотя бы и обоих.
· Безвестное отсутствие мужа, в соответствии с 93-м правилом Трулльского Собора, не дает право жене на вступление в новый брак, доколе не будет получено точного извещения смерти супруга, но при этом она заслуживает снисхождения.
· 48-го правила брак расторгается в случае избрания мужа епископом.
· 91-м каноном «жены, дающие врачевства, производящие недоношение плода во чреве», а также «приемлющие отравы, плод умерщвляющие», подвергаются «епитимии человекоубийцы».
· 86 -м правилом виновные в содержании притонов — «блудниц» — миряне подлежат отлучению, а клирики и извержению из сана и отлучению.
· 92-е предусматривает для клириков извержение из сана, а для мирян анафему, если таковые «похищают жен под видом супружества» или содействуют в этом похитителям.
· 61-му канону, подлежат 6-летней епитимии лица, обращающиеся к «волшебникам».
· 65-му правилу, клирики подлежат извержению из сана, а миряне отлучению без указания срока епитимии, если они, соблюдая языческие обряды, «в новомесячии взжигают пред своими лавками или домами костры, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут»
· 71-м правиле под угрозой отлучения от церковного общения христианам, которые обучаются праву надевают одежду языческую.
· 79-му правилу Собора, осуждению в виде извержения из сана (клирики) и отлучению от церковного общения (миряне) подлежат христиане, совершающие суеверные обряды, связанные с церковными праздниками.
· 80-м правилом клирики всех степеней подлежат извержению из сана, а миряне отлучению от церковного общения в случае, если они без уважительных причин пропустят три воскресных богослужения подряд.
· Последнее, 102-е, правило Трулльского Собора предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом икономии и рассудительностью, заботясь более всего об уврачевании души кающегося грешника.
Правила II Никейского, или VII Вселенского, Собора.
· созван императрицей Ириной в 787 г. и заседал под председательством Константинопольского патриарха Тарасия.
· 367 святых отцов собрались во второй раз в Никее Вифинской против иконоборцев или клеветников на христианство. Он постановил покланяться и благоговейно лобызать иконные изображения.
· Создал 22 правила.
· В 1-м правиле Собора содержится требование, чтобы все те, кто принял «священническое достоинство», знали и свято хранили прежде изданные правила.
· 2-м правиле установлен образовательный ценз для кандидатов во епископы.
· 3-м правиле постановили считать недействительным всякое избрание клириков, совершаемое «мирскими начальниками».
· 19-м каноне в одном ряду с симонией поставляется и пострижение монахов за мзду.
· В 5-м Были из богатых семейств такие, которые прежде вступления в клир приносили в ту или другую церковь денежный дар как благочестивое приношение и дар Богу. Сделавшись клириками, они забыли свое благочестие, с каким приносили свой дар, но выставляли это как некую заслугу пред другими клириками, которые без денег, но по заслугам получили церковный чин, и открыто поносили этих последних, желая получить для себя в Церкви премущество пред этими.
· 10-м правилом клирик обязан устраняться от мирских занятий.
· 15-м клирикам воспрещается совершать ради дополнительного дохода служение в двух церквах.
· 16-е клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде.
· 22-е «священническое житие избравшим не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному».
· В 17-м правиле монахам воспрещается, «оставив свои монастыри».
· 18-м правиле, , строго запрещено держать в архиерейских домах («епископиях») и в монастырях (подразумеваются мужские обители) женщин. Даже нельзя встречаться епископам и игуменам с женщинами.
· 20-м правиле воспрещают существование так называемых двойных монастырей, когда при одном храме устраивалось две обители — мужская и женская, в этом же каноне запрещается монахам и монахиням беседовать наедине.
· 21-м запрет монашествующим оставлять свой монастырь и переходить в иной, но если уж такое случилось, отцы Собора предписывают «являть таковым странноприимство», но не без согласия на то игумена.
· 14-м правило: «Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения, уже будучи пресвитером»
· 14-м каноне упоминается также о праве хорепископов, «по древнему обычаю» «производити чтецов». только посвященным лицам дозволяется читать с амвона.
· 13-м воспрещается расхищение имущества храмов и монастырей и присвоение имущества ранее ограбленных церквей и обителей, обращенных в частные жилища.
· 12-е Церковных вещей, согласно этому правилу, нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад.
· во всех епархиях, в соответствии с 11-м каноном должны быть икономы.
· 6-й ежегодно созывать собор епископов в каждой церковной области, которые в ту пору возглавлялись митрополитами.
· 7-е предусматривает, чтобы во всех храмах полагались святые мощи.
· 8-е повелевают отлучать от церковного общения лиц «еврейскаго вероисповедания», которые «возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергался Его».
· 9-м правилом постановил, чтобы сочинения иконоборцев впредь не сжигались, как это делалось ранее, а вместе с остальными еретическими книгами хранились в патриаршей библиотеке.
Правила Поместных Соборов.
· Анкирский, был созван в период между Пасхой и Пятидесятницей 314 г. в главном городе Галатийской провинции.
· Во время гонения против христиан, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, потом некоторые из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, возник вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и о них-то Собор сей изложил правила. 19 правил + 6 канонов именуемых правилами Анкирского Собора, которые, однако, были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской.
· Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть вторый после Анкирского. 15 канонов. До 319 года.
· Гангрский Собор состоялся в середине IV в.: около 340 г., как считает епископ Никодим (Милаш), в 343 г., по датировке архиепископа Петра Л’Юилье, между 362-370 гг., по мнению профессора А.С.Павлова.
· против Евстафия и единомышленных с ним, которые, возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога... 21 правило.
· 25 правил Антиохийского Собора. Полуарианский 341 или Антиохийскому Собору 330 г.
· 60 правил Лаодикийского Собора. Это собрание, по всей видимости, состоялось во второй половине IV в.
· Константинопольский Собор 394 г. постановление о том, что для низложения епископа недостаточно суда двух или трех епископов, а требуется приговор собора многих или всех епископов области.
· Три Константинопольских Собора IX в.: 861 (17правил), 869 и 879 (3 правила).
Правила святых отцов.
· Св. Афанасий Великий. В канонический свод вошли три его послания: к Аммуну монаху о невольно осквернившихся (356), к епископу Руфиниану о присоединении к Церкви отпавших ранее в ереси (370) и «Праздничное послание» (367), в котором дается перечень Священных книг.
· правила свт. Василия Великого. 92 правила св. Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к св. Амфилохию Иконийскому; 17-85 правила—Второе, а 86-е правило — Третье послание к св. Амфилохию. 87-й канон — это послание к епископу Тарсскому Диодору, 88-й канон — это послание к Григорию пресвитеру, 89-й — к хорепископам, 90-й — к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91-й и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе».
· Св. Григорий Нисский. «Послание епископу Мелитинскому Литонию» 8 правил.
· Григорий Богослов. в канонический кодекс внесен написанный в стихах перечень Священных книг Ветхого и Нового Заветов.
· Аналогичное содержание заключено и в послании св. Амфилохия Иконийского к Селевку, вошедшем в канонический свод.
· Тимофей, архиепископ Александрийский. 18 его ответов на вопросы епископов и клириков.
· Феофил Александрий. 14 правил.
· св. Кирилл Александрийский. В канонический свод вошли его послания к архиепископу Антиохийскому Домну, разделенные на три канона, и к епископам Ливии и Пентаполя, разделенные на два правила.
· окружное послание архиепископа Геннадия вместе с отцами Константинопольского Собора 459 г. о симонии.
· послание св. Тарасия, патриарха Константинопольского (| 809), к папе Римскому Адриану, посвященное тому же злу — симонии.
· В Пидалионе, Афинской Синтагме и Кормчей книге содержатся (но в разном количестве) каноны патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.