· Сборники эпохи османского ига.
· Во второй половине XVI столетия номофилаксом Фиванской митрополии Мануилом Малаксой был составлен Номоканон, включивший в себя 580 глав. Этот сборник широко употреблялся в эпоху турецкого ига.
· На рубеже XVIII-XIX вв. появляется новый канонический сборник с толкованиями — «Пидалион» (Кормчая). составленный афонскими монахами святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием. Сборник был составлен в 1793 г. и получил одобрение со стороны Константинопольского патриарха Никона VII и Синода, после чего он был напечатан в Лейпциге в 1800 г.
· Состоит из «Номоканоне в 14 титулах», а также правила Карфагенского Собора, состоявшегося при священномученике Киприане, 35 правил святого Иоанна Постника, 37 правил святого Никифора Исповедника и 11 ответов Константинопольского патриарха Николая и некоторые из тех гражданских законов по церковной тематике.
· «Синтагма Божественных и святых канонов» или Афинская синтагма. В 1852-1859 гг. под редакцией председателя Верховного суда Элладского королевства Г.Ралли и профессора Афинского университета М.Потли.
· В Синтагму, наряду с каноническим корпусом, включая «Номоканон в 14 титулах», Синтагму Матфея Властаря и толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, вошли также позднейшие законодательные акты Константинопольской Патриархии от 911 до 1835 г., а также византийских императоров от св. Юстиниана до Андроника (до 1226 ) и законы о Церкви, изданные в Элладском королевстве.
Церковно-правовые источники балканских церквей
· Первый из византийских канонических сборников, переведенных на славянский язык, — «Номоканон в 50 титулах» Иоанна Схоластика (IX в.). переведен святым Мефодием.
· Кормчая книга святого Саввы Сербского. Предположительно составлена на Афоне, основа на синопсисе истолкованного Арестином.
Рукописная Кормчая книга на Руси
· Киевский митрополит Кирилл с просьбой прислать ему на Русь Кормчую святого Саввы. В 1262 г. деспот Иаков Святослав выслал на Русь список Кормчей, сопроводив его посланием к митрополиту. Эту книгу Иаков Святослав назвал «Зонарой»
· Кормчая была зачитана на Соборе, созванном митрополитом Кириллом во Владимире-на-Клязьме в 1272 г., и получила одобрение.
· Тексты рязанской фамилии ближе к той рукописи, которая была прислана из Болгарии при митрополите Кирилле.
· В основу софийской фамилии положена не Кормчая святого Саввы, а первый славянский перевод «Номоканона в 14 титулах»
· Главные различия между этими двумя распространенными на Руси фамилиями списков Кормчей состоят в следующем: во-первых, в списках рязанской фамилии правила даны в сокращении, а в рукописях софийской фамилии приводится их полный текст, во-вторых, в сборники софийской фамилии включались статьи русского происхождения, которых нет в списках рязанской фамилии.
Печатная Кормчая.
· В 1649 г. в Москве при царе Алексее и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание Кормчей книги.
· В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу святого Саввы.Введением в печатную Кормчую в никоновской редакции послужило несколько исторических сказаний: об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о Крещении Руси и поставлении в ней патриархов, о поставле- нии на царство Михаила Федоровича Романова и на патриаршество его отца Филарета, сказание о 7 Вселенских Соборах, сказание о 16 Соборах (Вселенских и Поместных), правила которых вошли в Кормчую.
· Затем следует Номоканон патриарха Фотия с двумя предисловиями.
· Первая часть Кормчей состоит из 41-й главы. Главы 1-37 содержат канонический Синопсис с толкованиями Аристина, а в некоторых местах — толкованиями Зонары и еще одного неизвестного толкователя. Главы 38-41 составляют дополнения к Синопсису.
· С 42-й главы начинается вторая часть печатного издания Кормчей, которая содержит в основном законы византийских императоров.
· В конце Кормчей книги, вне глав, по указанию патриарха Никона помещены три статьи: «Известие» — о названии и издании этого сборника, подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и «Сказание» об отделении Римской Церкви от Восточной.
Состав и устройство церкви
Состав церкви[прык8]
· Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
· Клирики[прык9] и миряне[прык10] Первый разряд составляют призванные Святым Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни.
· Монашествующие . Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, бедности и послушания.
Вступление в церковь
· [прык11] Крещение[прык12] совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы. Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода.
· В Православной Церкви возбраняется крестить через обливание или окропление, о которых ничего не говорится в Священном Писании, если к тому нет особых оснований.
· Совершителем Таинства крещения могут быть епископы и священники.
· Крещение, совершенное мирянином, признается действительным в случае смертельной опасности, также и там, где нет священников или где их мало.
· Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещеным, подлежит церковному наказанию.
· Не признается крещение совершенное не крещеным.
· Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены.
· Люди сменившие пол крестятся в том поле в котором родились.
· Крещение должно совершаться в храме.
· К крещению не допускаются бесноватые, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность.
· По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым.
· От вос- приемничества устраняются родители крещаемого.
· Восприемникам раздного пола нельзя вступать в брак.
Миропомазание[прык13]
· Совершителями Таинства миропомазания являются исключительно епископы и пресвитеры.
· В Католической Церкви миропомазание совершает епископ.
· В Православной Церкви епископу принадлежит сакраментальная власть совершать освящение святого мира.
Присоединение к Церкви.
3 чина присоединения:
1. Через крещение. 95 правило Трульского собора. (иеговистов мармонов)
2. Через миропомазание (сторокатолики, протистанты, англикане, старообрядцы)
3. Через покаяние (несториане и монофизиты католики)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.