· На православном Востоке монахи называются также калугерами (добрыми старцами).
· Монашество — особое состояние в Церкви, не 3 сословие.
· Монашество — институт, выросший исторически, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства.
· Первые монахи были отшельниками, анахоретами, проводившими аскетическую и духовносозерцательную жизнь в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пустынножительства явился преподобный Антоний Великий.
· Пахомий Великий — соединил многих отшельников в одном обиталище, которое было устроено в Фиваидской пустыне. Это была первая киновия. Преподобный Пахомий Великий составил первый общежительный монастырский устав.
· Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и монахов.
· Сводятся к 3: послушанию, целомудрию, нистяжанию.
· На Западе со временем появились различия между монастырями по их целям, строю жизни, уставам — так сложились монашеские ордена.
· Специализация» католических монастырей по орденам связана с тем, что уже в уставе преподобного Венедикта акцент сделан не на духовно-созерцательных и аскетических целях, а на церковно-практических. А цели эти многообразны.
· На востоке: общежительные и собножительные.
· На востоке монастыри подчинялись епископам, на западе папе.
· Первоначально монахам возбранялось принимать на себя духовный сан.
· По правилам ВВ каждий монастырь должен иметь своих сужителей из числа братией.
· Греческая Церковь до сих пор не знает этого правила. Там большею частию в архиереи посвящаются только так называемые монахи, то есть не принявшие полного монашества.
· отрекшиеся от монашеского сана монахи подлежат прещениям, подобно тому как караются клирики за произвольное свержение с себя духовного сана.
· Монахи, подобно клирикам, во всем подчиняются своим епископам. Поэтому государственные законы Российской империи всех монахов причисляли к духовенству.
Пострижение.
· Необходимо только искреннее покаянное настроение.
· каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних (Трулл. 40), а для произнесения самих обетов — 17-летних (Вас. Вел. 18).
· В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам — 40 лет. Семинаристам и академистам 25 лет. Не распространялся на вдовых священников.
· Поместный Собор 1917-1918 гг. 25 лет.
· В последующие годы возрастной ценз отсутствовал
· Архиерейский Собор 2000 г. принял необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов Духовных школ и вдовых священнослужителей.
· Перед постригом искус – 3 года.
· Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, если только не было взаимного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри.
· Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ.
· Архиерейский Собор 2000 г. подтвердил этот порядок: «Постриги должны совершаться только по благословению епархиальных Преосвященных»
· Блаженный Иероним называл постриг «вторым крещением»
· монахи не могут вступать в брак; российскими монастырскими уставами им запрещается употребление мяса; монахи не могут быть восприемниками, монахам в священном сане, согласно 84-й статье «Номоканона при Большом требнике», возбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков, не могут иметь личной собственности.
· В настоящее время у нас ни гражданские, ни церковные законы не запрещают монахам иметь собственность.
· Всем монахам канонами запрещается торговля:[прык24] исключение делается только относительно продажи изделий, выполненных их руками
· Обеты монашеские даются пожизненно.
· По византийским законам, монаха, сбежавшего из монастыря и отложившего монашеские одежды, возвращали в монастырь в принудительном порядке, а за повторное бегство обращали в податное состояние.
· В России в синодальную эпоху дозволялось просить о сложении с себя монашеского сана.
Три чина монашествующих.
1. рясофорных монахов, то есть получивших черную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества;
2. действительных, или мантийных монахов, уже произнесших три установленных обета — послушания, целомудрия и нестяжательности — и получивших при постриге мантию;
3. и схимников, или схимонахов, связанных обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества и отличающихся особыми одеждами, которые называются все вместе «великой схимой»
Монастыри.
· монастырь может быть основан только с согласия правящего епископа, им он должен быть и освящен.
· Освященный монастырь не может быть превращен в мирское жилище
· Имущество монастыря должно, согласно канонам, навеки оставаться в монастыре.
· Ставропигией (orcnipo jnftiov) называлось водружение креста при основании известного монастыря не местным епископом, а патриархом, вследствие чего монастырь получал самостоятельное управление и не зависел от епархиального епископа»
· Первоначально настоятеля обители именовали «авва», после архимандритами (начальник стада Христова)
· Сейчас это уже не должность, а только сан, или титул.
· Настоятелей менее значительных монастырей именовали в древности игуменами.
· Выбирались братией или поставлял епископ.
· В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим исполнением братией монашеских обетов и правил, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством.
· Монастырские должности: наместник, духовник, благочинный, эконом, (эти лица образуют духовный собор). Так же казначей, ризнечный, келарь.
· Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха.
· Гора управляется кинотом — общим собранием 20-ти представителей от монастырей, возглавляемым протосом.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.