· II Вселенский Собор состоялся в Константинополе при св. императоре Феодосии Великом в 381 г. В его деяниях участвовало 150 православных епископов.
· II Вселенский Собор окончательно отверг арианскую, полуарианскую и македонианскую ереси. С ним связано изложение Символа веры, названного у нас Никео-Цареградским.
· Известно 7 правил II Вселенского Собора.
· В нашей Кормчей книге 7-е правило разделено на два канона, и таким образом получилось 8 правил.
· В 1-м правиле Собора подтверждается непреложность Символа веры «трех сот осмидесяти отцев, бывших на Соборе в Никее и предается анафеме всякая ересь, расходящаяся с этим Символом, а затем следует перечень этих ересей: «евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан, или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполлиниариан».
· 2-е правило: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей». в нем впервые на языке канонов упоминаются более крупные поместные образования, чем церковные области, возглавляемые митрополитами, о которых речь шла в правилах I Вселенского Собора. Эти области названы диоцезами.
· 3-е правило: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть Новый Рим».
· В 4-м правиле Собор отверг действительность хиротонии некого Максима Киника на Константинопольскую кафедру, занятую святым Григорием Богословом.
· 5-е правило: «Относительно свитка западных: приемлем и сущих в Антиохии, исповедающих едино Божество Отца, и Сына, и Святаго Духа».
· По толкованию Зонары и Вальсамона, в каноне речь идет об «исповедании веры» Сардикийского Собора 343 г., который включал в себя по преимуществу западных отцов и материалы которого в оригинале были составлены на латинском языке.
· В 369 г. в Риме состоялся Собор, который изложил свое исповедание веры, осудил епископа Медиоланского Авксентия, главного защитника арианской ереси на западе, и направил послание в Антиохию, прося восточных отцов высказать свое суждение об этом исповедании. В Антиохии было выражено согласие с этим исповеданием. Это сделано было на Антиохийском Соборе 378 г.
· 6-е правило: в нем прежде всего устанавливаются критерии, которым должно соответствовать лицо, обращающееся в качестве обвинителя епископа или в качестве истца с жалобой на епископа в церковный суд.
· Жалобы и обвинения частного характера в соответствии с этим правилом принимаются независимо от церковного статуса обвинителя или истца.
· Жалобы и обвинения на епископов подаются, согласно 6-му правилу, областному собору, то есть на суд собору митрополичьего округа. В случае неудовлетворения можно подавать апелляцию «большему собору епископов великия области», иными словами, собору диоцеза.
· Собор категорически воспрещает подавать жалобы на епископов и апелляции царю, «мирским начальникам» и Вселенскому Собору.
· Обвинитель в случае доказанной клеветы сам подлежит той ответственности, которая предусмотрена для совершившего преступление, в котором он обвиняет епископа.
· 7-е правило относится к теме присоединения к Церкви бывших еретиков и раскольников.
Правила Ефесского Собора
· III Вселенский Собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II. В соборных деяниях участвовало 200 отцов. Против Нестория.
· III Вселенский Собор издал несколько дисциплинарных постановлений, из которых впоследствии было составлено 8 канонов.
· В канонические сборники Западной Церкви правила Ефесского Собора не вошли.
· 1-6 канонов Ефесского Собора предусматривают прещения для епископов и клириков, приверженных ереси Нестория, а также ереси Келестия, или Целестия, который разделял воззрения Пелагия относительно первородного греха, более известной поэтому как пелагианство.
· 7-м правиле говорится о том, как следует хранить неповрежденной никейскую веру.
· 8 -е, правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
· В авторитетных канонических сборниках вслед за правилами Ефесского Собора помещают послание Собора «К священному Собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите», в нашей Кормчей книге оно обозначено как 9-е правило III Вселенского Собора.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.