· I Вселенский Собор был созван в Никее в 325 г. на нем присутствовало 380 отцов. Созван при импеаторе Константине против Ария, который произносил хулу против Сына Божия и говорил, что Он не единосущен Богу и Отцу, а есть тварь и что было (время), когда Его не было. Сего Ария Святый Собор подверг извержению и предал анафеме, вместе с единомышленниками его, и утвердил догмат, что Сын единосущен Отцу.
· Собор издал 20 канонов, которые касаются разных вопросов церковной дисциплины.
· 1-е правило: оскопившие себя не могут быть рукоположены, а если совершили соответствующий акт, уже пребывая в клире, подлежат извержению из сана.
· это правило издано было по делу пресвитера антиохийского Леонтия, жившего с некоей Евстолией, с которой он не был повенчан. Не желая отпустить из своего дома эту женщину и в то же время желая предохранить себя от всякого подозрения, последний сам себя оскопил.
· 2-е правило: декларирует недопустимость поставления неофитов на священные степени епископов и пресвитеров, не устанавливая при этом минимально необходимого срока, который должен пройти от крещения до рукоположения.
· 2-е и 9-е правило: содержится также положение о том, что при обнаружении «душевного некоторого греха» (2-е прав.) рукоположенный подлежит извержению из сана. При этом 9-е правило предусматривает предварительное испытание перед поставлением, которое в настоящее время совершается в форме ставленнической исповеди.
· 10-е правило: составленное в дополнение предыдущего, касается самого тяжкого греха — отпадения от Церкви, или отречения от Христа, квалифицируя его как совершенно непреодолимое препятствие к рукоположению.
· Тему 3-го и 17-го правил составляет образ жизни клириков. Во избежание соблазна 3-е правило возбраняет вдовым или неженатым клирикам держать у себя дома посторонних женщин. В 17-м правиле осуждается любостяжание и лихоимство и содержится категорический запрет клирикам заниматься ростовщичеством под угрозой извержения из сана.
· 4-е и 6 -е правила устанавливают порядок поставления епископов. В соответствии с этим правилом для избрания епископа на вдовствующую кафедру собирались епископы области по приглашению митрополита, который, очевидно, и председательствовал на избирательном Соборе, отсутствующие письменно должны были подать свое мнение.
· В 6 -м правиле отцы Собора с особой категоричностью подтверждают, что избрание епископа не может состояться без согласия митрополита.
· 6 -е правило настаивает на неприкосновенности преимуществ Александрийских епископов.
· В 8 -м правиле признается действительность рукоположений у кновациан. Согласно 8-му правилу I Никейского Собора, новацианское духовенство принимается в Церковь в сущем сане через возложение рук. Иначе судили отцы I Никейского Собора о еретиках-павлианах — последователях Павла Самосатского.
· 19-е правило Собора, не признавая действительности их крещения, требует вновь крестить «бывших павлиан», «прибегнувших к Кафолической Церкви».
· 5 -е правило говорит, что отлученные одним епископом не должны приниматься другими. А затем делается разъяснение о том, что в подобных случаях необходимо выяснить, «не по малодушию ли, или распре, или по какому-либо подобному неудовольствию епископа подпали они отлучению».
· В 11-м правиле предусмотрено отлучение от церковного общения падших, «отступивших от веры не по принуждению, или не по причине отъятия имений, или опасности». Собор предписал не допускать их до причащения в течение 12 лет, которые разделены были на три ступени.
· 12-е правило предусматривает отлучение от Причастия особой категории падших — «воинов». Причиной составления этого правила стало то обстоятельство, что во времена гонений, начатых Диоклетианом и продолжавшихся еще при Ликинии, непременным условием принятия на военную службу было отречение от Христа.
· В 13-м правиле предусмотрено непременно причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
· 14- е правило касается епитимии для падших из числа оглашенных, но не крещеных.
· В 15-м правиле строго воспрещаются не санкционированные законной церковной властью переходы епископов, пресвитеров и диаконов из одного города в другой.
· 16-е правило воспрещает епископам принимать пресвитеров, диаконов и всех вообще клириков, самовольно оставивших свои церкви.
· 18- е правило воспрещает диаконам преподавать Святые Дары пресвитерам и причащаться прежде епископов и пресвитеров, а также сидеть в церкви за богослужением посреди пресвитеров.
· В 20-м правиле содержится запрет совершать коленнопреклонные молитвы в воскресный день.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.