Богочеловеческая природа Церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Церковь и право

                                                                                                                                                                             

Богочеловеческая природа Церкви

· Церковь –богоустановленное общество людей объединённых верой, священноначалием и таинствами. Тело христово.

· происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание.

· Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви[BV50001] , в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право.

Право

· Право, закон как следствие грехопадение. Для праведника закон не писан.

· Право имеет общественный характер.

· «Право есть творчество в области доброго и равного» Матфей Властарь.

· Аристотель:

1. Естественное – предписания здравого смысла.

2. Волеустановительное.

§ Божественное

§ Человеческое (Гражданское право)

· Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой. Трубецкой.

· Право — это совокупность[BV50002] установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. БСЭ

· Задача права – урегулирование отношений между людьми. 

· Человек не может не грешить сам.

· В. С. Соловьев писал: «Право есть низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный». Задача права, считал он, «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад»

· Право система общеобязательных норм выражающих государственную волю…

· Право призвано быть проявление единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Всякая система права, создаваемая человеческим сообществом является продуктом исторического развития несет на себе печать ограничения и несовершенства.

· Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к подобию Божию, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами.

 

Правовые нормы применимы ли к жизни к Церкви

· Церковь — также один из общественных союзов, однако это союз совершенно особого рода, природа и цель которого не замыкаются земным горизонтом.

· В сферу права не входят внутренние мотивы человеческих поступков.

· Нарушение канонический норм привело к отпадению Римской Церкви.

· Христос сказал: Пришел не нарушить закон и исполнить.

· Любовь выше закона.

· Взаимные отношения между членами церковного Тела регулируются не только внутренними мотивами людей и нравственными заповедями, но и общеобязательными нормами, нарушение которых влечет за собой применение санкций, именно санкций, хотя и совершенно особого характера, не совпадающих с санкциями, предусматриваемыми государственным правом.

· ЦП присущь характер принудительности и санкций. Цель санкций исправить человека. Невозможность применения физических наказаний.

· Применение санций в связи свободой человека можно приводить, если человек сам приносит свою свободу в Церковь.

Материальные источники Церковного права.

· Материальные Лица и институты, создающие правовые нормы.

· Формальные источники – документы.

Божественное право

· Первоисточником церковного права является Божественная воля.

· Божественное право состоит из С Писания и С Придания.

· Относится только то что не может быть изменено.

Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство

· Церковь — Богочеловеческий организм; и это двухпроходное начало Церкви проявляется во всех сферах ее бытия, в том числе и в церковном правотворчестве.

· Божественное право – непогрешимо.

· Божественное право нельзя отождествлять с определенными типами формальных источников.

 

Каноны

· Святые каноны — это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов — солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой.

· В состав канонического свода входят Правила Святых Апостолов, каноны 6 Вселенских и 10 Поместных Соборов и правила 13 Отцов.

· Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы.

· 2 Константинопольских Соборов 861 и 879 гг. Канонического Послания святого Тарасия.

· Эти нормы обязательны для всей полноты Церкви.

 

Статуарное право

· Низшей из законодательных инстанций в Церкви является епископ.

· Право корпораций, не обладающих самостоятельной законодательной властью, называется статуарным[BV50007] .

Обычай

· Обычай есть регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим.

· Условия, необходимые для того, чтобы обычай имел законную, обязательную силу.

· Соблюдение в церковной области, имеющей законодательную автономию.

· разумность и известная давность. Для католиков – 40 лет. Если же обычай не согласуется с законом не менее 100 лет . Для православных 30 лет.

· в рамках РПЦ обычай может быть признан противоречащий правилу, если само правило уже не действует.

· Особый вид обычая составляет судебная практика. В случае пробела в законодательстве суд может руководствоваться прецедентами, т. е. приговорами, вынесенными по рассматривавшимся ранее аналогичным делам.

 

Иерархия правовых норм

1. писаный закон,

2. обычай и судебный прецедент,

3. аналогия с существующим законом,

4. мнения авторитетных канонистов.

Ветхозаветное право

· Ветхозаветные книги содержат в себе многочисленные законоположения, касающиеся не только богопочитания и богослужения, но и общественной жизни, семейных и имущественных отношений, а также политического устройства израильского народа.

· Тора – закон.

· Законодателем для Израиля является Сам Бог, а не царь, что характерно для правовых систем окружавших Израиль языческих народов.

· Ветхозаветное право включает в себя нормы публичного и частного права в соответствии с классической классификацией, восходящей к римскому праву.

· публичное ветхозаветное право: политическое, военное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, налоговое.

· частное ветхозаветное право: гражданское (имущественное), семейное и гражданско-процессуальное.

· Политическая система – теократия – Богоправление.

· субъектами политических прав являются все израильтяне.

· Равноправие в политической и экономической жизни. Перед законом все равны.

· Политическая система в эпоху Судей: в Израиле уже не было тогда единого управления, а каждое колено управлялось избранными ими самими начальниками, которые главным образом выполняли судейские обязанности. Параллель с карфагенскими «суффетами» (судьями) и даже с римскими консулами.

· Судьи действовали не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией, а при монархии хотя власть осталась богоданной, но для своей реализации она использовала уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникло у израильтян стремление заменить Царя Незримого царем видимым.

· В Древнем Израиле существовала всеобщая воинская повинность, которая распространялась на мужчин, достигших 20-летнего возраста. От участия в военных действиях освобождались не только левиты, посвящавшие себя исключительно служению Богу, лица, физически не способные к несению воинской службы, но также и те, кто построил новый дом и не обновил его... дабы не умер на сражении, и другой не обновил его и кто насадил виноградник и не пользовался им... и кто обручился с женою и не взял ее... дабы не умер на сражении, и другой не взял ее (Втор 20, 5-7). Так же кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце (20, 8). Совершенно уникальный закон.

· В Израиле не было разделения граждан на податное и бесподатное сословия.

· В законе Моисеевом значительное место занимают нормы права, направленные на предотвращение эпидемий — своего рода карантинное право.

· Чрезвычайно характерная черта ветхозаветного права заключается в том, что правовые нормы, регулирующие рабовладельческие отношения и направленные на защиту рабов от неограниченного произвола их владельцев по своему содержанию отнесены скорее к публичному, чем к частному праву.

· Предписания, касающиеся наказания преступников, своего рода «уголовный кодекс». Око за око, зуб за зуб.

· Семейно-брачное право Ветхого Завета исходит из идеи богоустановленности брака: по слову бытописателя, потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут (два) одна плоть (Быт 2, 24).

· Ветхозаветная правовая система включает детально разработанные нормы гражданского права, своего рода гражданский кодекс.

· Значительное место в Пятикнижии занимает законодательство, относящееся к богослужению, Храму, к жертвоприношениям.

· Главной характерной чертой ветхозаветного законодательства является то обстоятельство, что оно представляет собой именно завет Бога с человеком, то есть своего рода договор, союз.

· Ветхозаветному законодательству свойственны некоторые особенности с формальной и языковой стороны. Ветхозаветное право оказало влияние также на правовые системы не только христианских государств и народов, но и на исламское право, в том числе и на шариат. В той или иной форме, через более или менее интенсивное воздействие основных начал европейского права в его континентальном или англосаксонском варианте ветхозаветное законодательство повлияло на* правовые системы современных государств, выросших на почве иных культур. Таким образом, влияние ветхозаветного права имеет универсальный общемировой характер. Но наиболее обычной структурной формой ветхозаветного законодательства являются условные предложения

Римское право

· Римское право представляет собой самое ценное наследие римской цивилизации, поныне продолжая оказывать действенное влияние на правовые системы едва ли не большинства современных государств, на их экономический и политический строй, на весь уклад жизни современных обществ, насквозь пронизанный римскими правовыми началами.

 

Церковное право, как наука

Название дисциплины: каноническое и церковное право

· Канон – образец, правило.

· Канон для церковной жизни. Оросы догматические определения. Законы гражданская власть.

· Каноническое право – высшим источником имеет церковную власть (наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в «Корпус канонического права»). все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вселенских Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел.

· Церковное право – право регулирующее церковные правоотношения независимо от законодателя.

Канон Священных книг

· В 85 Апостольском правиле,

· 60 правиле Лаодикийского Собора,

· 33 (24) правиле Карфагенского Собора и

· в 39 каноническом послании св. Афанасия,

· в канонах св. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Завета.

 

Священное Писание и каноны

· Иерусалимский Собор 1672 г. вынес определение: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сообщено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь».

· Источником апостольских правил, а также правил Соборов и отцов является Священное Писание и Предание. Многие места Писания почти буквально воспроизведены в канонах.

 

Право Древней Церкви

· Первые христианские общины управлялись епископами по тем нормам, которые даны в Священном Писании и апостольском предании.

· Для исследования спорных вопросов созывались соборы из предстоятелей нескольких Церквей.

· Церковно-дисциплинарные вопросы могли решаться и отдельными епископами.

· Из частных суждений они превращались в источники общецерковного права.

 

Апостольские постановления»

· В конце III или начале IV в. появился еще один сборник, издание которого приписывается святому Клименту Римскому, — «Апостольские постановления»

· Этот сборник употреблялся исключительно на Востоке.

· Трулльский Собор отверг «Апостольские постановления» как книгу, поврежденную еретиками.

· Тем не менее отрывки из восьмой книги «Апостольских постановлений» и после Трулльского Собора продолжали включаться в греческие церковно-правовые сборники.

· по строгому смыслу 2-го правила Трулльского Собора они не имеют юридической силы в Церкви. Правила, заимствованные в Кормчую книгу из «Апостольских постановлений», не приняты в нашу «Книгу правил», которая представляет собой канонический кодекс, заменивший Кормчую.

 

«Правила святых апостолов»

· Сборник Апостольских правил составлен после «Апостольских постановлений», поскольку последние упоминаются в 85-м Апостольском правиле.

· некоторые апостольские правила обнаруживают поразительное сходство с правилами Антиохийского Собора. Большинство западных ученых XIX и XX столетий и некоторые русские авторы считают что они заимствованы из канонов Антиохийского Собора.

· Доказательством апостольского в этом смысле происхождения «Правил» является их полное согласие с учением Нового Завета.

· Об апостольском авторитете «Правил» говорит их соответствие нормам церковной жизни первых веков.

· Апостольские правила упоминаются в канонах свт. Василия Великого, Соборов Гангрского, Карфагенского, Константинопольского 394 г.

· Более того, параллели с Апостольскими правилами можно обнаружить и в канонах Никейского Собора.

· Правила Антиохийского Собора подробнее, обстоятельнее апостольских, что тоже говорит об их более позднем происхождении.

· Существовали разные списки греческого подлинника. В одних списках находилось 85, а в других лишь 50 правил.

· В конце VII в. Трулльский Собор в своем 2-м правиле, перечисляя каноны, на первое место поставил «Правила святых апостолов» (85 канонов).

· В конце V в. римский аббат Дионисий Малый перевел «Правила святых апостолов» (50 канонов) на латинский язык.

 

Правила Ефесского Собора

· III Вселенский Собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II. В соборных деяниях участвовало 200 отцов. Против Нестория.

· III Вселенский Собор издал несколько дисциплинарных постановлений, из которых впоследствии было составлено 8 канонов.

· В канонические сборники Западной Церкви правила Ефесского Собора не вошли.

· 1-6 канонов Ефесского Собора предусматривают прещения для епископов и клириков, приверженных ереси Нестория, а также ереси Келестия, или Целестия, который разделял воззрения Пелагия относительно первородного греха, более известной поэтому как пелагианство.

· 7-м правиле говорится о том, как следует хранить неповрежденной никейскую веру.

· 8 -е, правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.

· В авторитетных канонических сборниках вслед за правилами Ефесского Собора помещают послание Собора «К священному Собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите», в нашей Кормчей книге оно обозначено как 9-е правило III Вселенского Собора.

 

Правила Трулльского Собора.

· V и VI Вселенские Соборы занимались исключительно догматическими темами и дисциплинарных правил не издали.

· Через 10 лет после VI Вселенского Собора, 1 сентября 691 г., по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 отцов во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и легатом Римского папы.

· Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 г., и посвятил свои деяния церковно-дисциплинарным вопросам, издал 102 канона.

· На западе они не принимаются.

· 1-е правило Собора содержит в себе исповедание православной веры, изложенной предшествующими Вселенскими Соборами.

· 2-е Собор суммирует право- творчество Церкви эпохи Вселенских Соборов, перечисляя каноны, принятые на Вселенских и Поместных Соборах, а также правила святых отцов. канонические нормы принципиально отмене не подлежат.

· 78-му правилу, готовящиеся к крещению должны предварительно обучаться православной вере.

· 84-м необходимо крестить найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены.

· 59-й требует, чтобы крещение неукоснительно совершалось в храме.

· 14-м и 15-м канонический возраст для посвящения в пресвитеры — 30 лет, диаконы — 25 лет и иподиаконы — 20 лет, диакониссы — не ранее 40 лет.

· 33-м правиле осуждается и отвергается практика, распространенная «в армянской стране», рукополагать исключительно выходцев из священнического сословия.

· 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.

· Своим 12-м правилом Собор строго запретил брачное сожительство епископам.

· 26-м пожизненное запрещение в служении с сохранением своей степени пресвитеров, которые по неведению вступили в неправильный брак при условии, что незаконный брак будет расторгнут.

· 37 –е они не только сохраняют свой сан, но и могут в том городе, в каком они вынужденным образом пребывают, совершать епископское служение со всеми административными правами правящих епископов — разумеется, в том случае, когда кафедра этого города вакантна.

· 11-е правило: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мыться. Аще же кто дерзнет сие твори- ти, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен»

· запрещают клирикам занятие ростовщичеством (10-е правило), торговлей, особенно продажей вина (9-е правило).

· 27-м правиле клирикам предписывается носить одежду, специально установленную для священнослужителей.

· 24-м запрещается и клирикам и монахам «ходити на конские ристалища» и «присутствовать на позорищных играх», то есть на театральных представлениях.

· 5-м во избежание соблазна клирикам воспрещено держать у себя дома посторонних женщин, в том числе рабынь.

· тягчайший грех симонию — поставление за мзду (22-е правило), тот же грех симонии усмотрели они и во взимании платы за преподание мирянам Таинства причастия и других Таинств.

· 34-е извержения из сана запретили клирикам и монахам «вступать в соумышления, или скопища, или строить ковы епископам или соклирикам».

· 31-м правилом священники, во всем подчиняясь своему епископу.

· когда клирик одной епархии по какой-либо уважительной причине должен перейти из нее в другую епархию, он может сделать это лишь в том случае, если имеет отпускную грамоту от своего епископа. Этой теме посвящено 17-е правило.

· 18-е клирикам, оставившим свои церкви «по причине нашествия варваров или по иному какому обстоятельству», предписывается под угрозой извержения из сана возвратиться к своим церквам, когда прекратится нашествие.

· 7-й канон устанавливает должную субординацию между клириками разных степеней.

· 16-е отрицают клирикальный статус диаконов.

· 81-му монахи стоят в одном ряду с мирянами, а не с клириками.

· В 43-м что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства.

· В 49-м недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.

· 20 -м каноне строго воспрещают епископу «во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити».

· 38-е Церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств.

· 8 -м правилом вносит новшество, постановляя впредь созывать соборы не реже одного раза в год.

· 25-му собор епископов обладает судебной властью, представляя собой первую инстанцию при рассмотрении споров между епископами границах их областей.

· 35-м правиле предусмотрена мера, направленная на неприкосновенность имущества епископской кафедры со стороны первого епископа Поместной Церкви — митрополита.

· 19-е правило требует, чтобы предстоятели Церквей регулярно проповедовали.

· В 64-м правиле Соборамирянам запрещается «перед народом произносити слово, или учити»

· В 70-м особым образом воспрещается проповедовать за литургией женщинам.

· 63-м правиле постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках.

· В 32-м отвергается практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой.

· 52-м в Великий пост во все дни, кроме субботы, воскресенья и Благовещения, полагается совершать литургию Преждеосвященных Даров.

· 57-м правиле Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе Божественные Тайны».

· 83-е запрещает имитировать причащение уже умерших христиан.

· 90-м не преклонять колен в храме за богослужением, а также во время келейной молитвы в воскресные дни.

· 56-м отвергается практика дозволять в субботние и воскресные дни Великого поста — Четыредесятницы вкушение яиц и сыра.

· 57-е запрещающая «приносити ко олтарю мед и млеко».

· 74-е в нем воспрещается устроение агап.

· 76-м правиле запрещается внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.

· В 88 -м правиле воспрещено вводить в храм животных, «разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни».

· 69-е мирянам не дозволяется входить в алтарь — исключение делается лишь для особы императора.

· 75-м правиле воспрещается неблагообразное церковное пение.

· В 82-м правиле они запретили изображать Спасителя в символическом образе Агнца.

· 100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства.

· 54-м правиле запретили браки между лицами, состоящими в 4-й степени кровного родства, а также в 4-й степени бокового двухродного свойства.

· 53-м запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.

· 72-й о запрещении браков православных с еретиками.

· 98-е «да подлежит вине прелюбодеяния» тот, кто берет в брачное сожитие «жену, иному обрученную, при жизни ее обручника».

· 87-м было закреплено совершенное исключение возможности развода по желанию одного из супругов или хотя бы и обоих.

· Безвестное отсутствие мужа, в соответствии с 93-м правилом Трулльского Собора, не дает право жене на вступление в новый брак, доколе не будет получено точного извещения смерти супруга, но при этом она заслуживает снисхождения.

· 48-го правила брак расторгается в случае избрания мужа епископом.

· 91-м каноном «жены, дающие врачевства, производящие недоношение плода во чреве», а также «приемлющие отравы, плод умерщвляющие», подвергаются «епитимии человекоубийцы».

· 86 -м правилом виновные в содержании притонов — «блудниц» — миряне подлежат отлучению, а клирики и извержению из сана и отлучению.

· 92-е предусматривает для клириков извержение из сана, а для мирян анафему, если таковые «похищают жен под видом супружества» или содействуют в этом похитителям.

· 61-му канону, подлежат 6-летней епитимии лица, обращающиеся к «волшебникам».

· 65-му правилу, клирики подлежат извержению из сана, а миряне отлучению без указания срока епитимии, если они, соблюдая языческие обряды, «в новомесячии взжигают пред своими лавками или домами костры, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут»

· 71-м правиле под угрозой отлучения от церковного общения христианам, которые обучаются праву надевают одежду языческую.

· 79-му правилу Собора, осуждению в виде извержения из сана (клирики) и отлучению от церковного общения (миряне) подлежат христиане, совершающие суеверные обряды, связанные с церковными праздниками.

· 80-м правилом клирики всех степеней подлежат извержению из сана, а миряне отлучению от церковного общения в случае, если они без уважительных причин пропустят три воскресных богослужения подряд.

· Последнее, 102-е, правило Трулльского Собора предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом икономии и рассудительностью, заботясь более всего об уврачевании души кающегося грешника.

Правила II Никейского, или VII Вселенского, Собора.

· созван императрицей Ириной в 787 г. и заседал под председательством Константинопольского патриарха Тарасия.

· 367 святых отцов собрались во второй раз в Никее Вифинской против иконоборцев или клеветников на христианство. Он постановил покланяться и благоговейно лобызать иконные изображения.

· Создал 22 правила.

· В 1-м правиле Собора содержится требование, чтобы все те, кто принял «священническое достоинство», знали и свято хранили прежде изданные правила.

· 2-м правиле установлен образовательный ценз для кандидатов во епископы.

· 3-м правиле постановили считать недействительным всякое избрание клириков, совершаемое «мирскими начальниками».

· 19-м каноне в одном ряду с симонией поставляется и пострижение монахов за мзду.

· В 5-м Были из богатых семейств такие, которые прежде вступления в клир приносили в ту или другую церковь денежный дар как благочестивое приношение и дар Богу. Сделавшись клириками, они забыли свое благочестие, с каким приносили свой дар, но выставляли это как некую заслугу пред другими клириками, которые без денег, но по заслугам получили церковный чин, и открыто поносили этих последних, желая получить для себя в Церкви премущество пред этими.

· 10-м правилом клирик обязан устраняться от мирских занятий.

· 15-м клирикам воспрещается совершать ради дополнительного дохода служение в двух церквах.

· 16-е клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде.

· 22-е «священническое житие избравшим не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному».

· В 17-м правиле монахам воспрещается, «оставив свои монастыри».

· 18-м правиле, , строго запрещено держать в архиерейских домах («епископиях») и в монастырях (подразумеваются мужские обители) женщин. Даже нельзя встречаться епископам и игуменам с женщинами.

· 20-м правиле воспрещают существование так называемых двойных монастырей, когда при одном храме устраивалось две обители — мужская и женская, в этом же каноне запрещается монахам и монахиням беседовать наедине.

· 21-м запрет монашествующим оставлять свой монастырь и переходить в иной, но если уж такое случилось, отцы Собора предписывают «являть таковым странноприимство», но не без согласия на то игумена.

· 14-м правило: «Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения, уже будучи пресвитером»

· 14-м каноне упоминается также о праве хорепископов, «по древнему обычаю» «производити чтецов». только посвященным лицам дозволяется читать с амвона.

· 13-м воспрещается расхищение имущества храмов и монастырей и присвоение имущества ранее ограбленных церквей и обителей, обращенных в частные жилища.

· 12-е Церковных вещей, согласно этому правилу, нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад.

· во всех епархиях, в соответствии с 11-м каноном должны быть икономы.

· 6-й ежегодно созывать собор епископов в каждой церковной области, которые в ту пору возглавлялись митрополитами.

· 7-е предусматривает, чтобы во всех храмах полагались святые мощи.

· 8-е повелевают отлучать от церковного общения лиц «еврейскаго вероисповедания», которые «возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергался Его».

· 9-м правилом постановил, чтобы сочинения иконоборцев впредь не сжигались, как это делалось ранее, а вместе с остальными еретическими книгами хранились в патриаршей библиотеке.

 

Правила Поместных Соборов.

· Анкирский, был созван в период между Пасхой и Пятидесятницей 314 г. в главном городе Галатийской провинции.

· Во время гонения против христиан, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, потом некоторые из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, возник вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и о них-то Собор сей изложил правила. 19 правил + 6 канонов именуемых правилами Анкирского Собора, которые, однако, были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской.

· Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть вторый после Анкирского. 15 канонов. До 319 года.

· Гангрский Собор состоялся в середине IV в.: около 340 г., как считает епископ Никодим (Милаш), в 343 г., по датировке архиепископа Петра Л’Юилье, между 362-370 гг., по мнению профессора А.С.Павлова.

· против Евстафия и единомышленных с ним, которые, возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога... 21 правило.

· 25 правил Антиохийского Собора. Полуарианский 341 или Антиохийскому Собору 330 г.

· 60 правил Лаодикийского Собора. Это собрание, по всей видимости, состоялось во второй половине IV в.

· Константинопольский Собор 394 г. постановление о том, что для низложения епископа недостаточно суда двух или трех епископов, а требуется приговор собора многих или всех епископов области.

· Три Константинопольских Собора IX в.: 861 (17правил), 869 и 879 (3 правила).

 

Правила святых отцов.

· Св. Афанасий Великий. В канонический свод вошли три его послания: к Аммуну монаху о невольно осквернившихся (356), к епископу Руфиниану о присоединении к Церкви отпавших ранее в ереси (370) и «Праздничное послание» (367), в котором дается перечень Священных книг.

· правила свт. Василия Великого. 92 правила св. Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к св. Амфилохию Иконийскому; 17-85 правила—Второе, а 86-е правило — Третье послание к св. Амфилохию. 87-й канон — это послание к епископу Тарсскому Диодору, 88-й канон — это послание к Григорию пресвитеру, 89-й — к хорепископам, 90-й — к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91-й и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе».

· Св. Григорий Нисский. «Послание епископу Мелитинскому Литонию» 8 правил.

· Григорий Богослов. в канонический кодекс внесен написанный в стихах перечень Священных книг Ветхого и Нового Заветов.

· Аналогичное содержание заключено и в послании св. Амфилохия Иконийского к Селевку, вошедшем в канонический свод.

· Тимофей, архиепископ Александрийский. 18 его ответов на вопросы епископов и клириков.

· Феофил Александрий. 14 правил.

· св. Кирилл Александрийский. В канонический свод вошли его послания к архиепископу Антиохийскому Домну, разделенные на три канона, и к епископам Ливии и Пентаполя, разделенные на два правила.

· окружное послание архиепископа Геннадия вместе с отцами Константинопольского Собора 459 г. о симонии.

· послание св. Тарасия, патриарха Константинопольского (| 809), к папе Римскому Адриану, посвященное тому же злу — симонии.

· В Пидалионе, Афинской Синтагме и Кормчей книге содержатся (но в разном количестве) каноны патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника.

Канонические сборники.

Понтийский сборник. Не сохранился. Первый сборник канонических норм. Состоял из:

1. Правила Анкирского и Кесарийского Соборов под общим названием «Каноны Анкирского Собора».

2. Правила Неокесарийского Собора.

«Синопсис».

· Древнейший из сохранившихся канонических сборников хронологического типа — это «Синопсис» относящийся к VI в.

· в Синопсис были включены в сокращенном изложении апостольские правила и каноны трех первых Вселенских Соборов.

· К 9 веку сборник включал «краткое изложение правил апостольских, правил Соборов — I Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского, Ефесского, Халкидонского, Сардикийского, Карфагенского, Трулльского, Василия Великого из трех посланий его к Амфилохию»

· Синапсис явился основой для Кормчей книги св. Саввы Сербского.

· В начале VI в. на греческом Востоке появляется первый систематический сборник церковного права в 60 титулах.

Синтагма Иоанна Схоластика составленная в 6 веке «Синагога [свод] Божественных и Священных канонов, разделенных на 50 титулов».

«Каноническая синтагма». Появилась в конце VI или в начале VII столетия. Автор неизвестен. Состояла из 2 частей. В первой части 14 титулов систематических. Во второй части правила в хронологическом порядке.

Трулльский Собор своим 2-м правилом утвердил в качестве канонов Вселенской Церкви весь состав Синтагмы.

 

Номоканоны

· Номоканон Иоанна Схоластика в 50 титулах. Но автор не он. С его именем она связана потому, что в ее основу легли Синагога Иоанна Схоластика и его «Сборник из 87 глав». 6 век. Впоследствии сборник дополнялся новыми канонами. В дополненном виде он был переведен на славянский язык святым Мефодием.

· «Номоканон в 14 титулах». До начала XIX в. общепринято было приписывать составление этого сборника Константинопольскому патриарху Фотию. Поэтому в литературу он вошел как «Номоканон Фотия». Было 2 редакции: 6 век (автор не известен), 883 год (патриарх Фотий).  Номоканон состоит из предисловия и двух частей. Первая часть, которая также называется Номоканоном, разделена на 14 титулов. Помимо указателя канонов, под каждой рубрикой приводятся также гражданские законы по тематике главы. Вторую часть сборника, называемую Синтагмой, составляют тексты канонов, расположенные в хронологической порядке.

· Константинопольский собор 920 года утвержает номаканон патриарха Фотия как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви.

· В настоящее время Синтагма Номоканона патриарха Фотия, в славяно-русской редакции составившая Книгу правил, и представляет собой канонический свод Православной Церкви.

 

Феодор Вальсамон.

· Он родился в Константинополе, в столице начал и свое служение Церкви. При императоре Мануиле он уже занимал должности патриаршего номофилакса и хартофилакса. Вальсамон прославился как знаток церковного и светского права; и эта его слава способствовала его возведению на Антиохийский патриарший престол в 1193 г. при императоре Исааке Ангеле.

· Поручение составить толкования на весь «Номоканон в 14 титулах».

· Главным побуждением к этому труду было несоответствие между законами Юстиниана, вошедшими в Номоканон, и действовавшим тогда в Византии законодательством, основанным на Василиках.

· И вот в толкованиях на Номоканон Вальсамон должен был ответить на вопрос о юридической силе законов, вошедших в Номоканон, но не включенных в Василики. Вальсамон признал их утратившими силу.

· В изъяснении Синтагмы Вальсамон опирался в основном на Зонару.

· Отставиват приемущества Константинопольского патриархата.

Канонический синопсис

· В XIV в. святогорским монахом Арсением был составлен Канонический синопсис, разделенный на 141 главу. В Синопсис включены как каноны, так и гражданские законы, заимствованные из «Сборника из 87 глав» патриарха Иоанна Схоластика.

«Номоканон при Большом требнике»

· Составлен на Афоне.

· Номоканон, помещенный в конце Большого требника, представляет собой сокращенный и переработанный свод правил, заимствованных главным образом из основного канонического кодекса Православной Церкви.

· Первоначально этот Номоканон представлял собой отдельную книгу, не связанную с Требником; ее назначением было прежде всего служить руководством для духовников.

· Славянский перевод «Номоканона при Большом требнике» появился уже в начале XVI в.

· Включение в «Номоканон при Большом требнике» статей разнообразного содержания позволяет ему служить не только достаточно полным руководством по духовничеству, но еще и кратким общим пособием по церковному праву для пастырей, содержащим самые необходимые церковные законы.

Печатная Кормчая.

· В 1649 г. в Москве при царе Алексее и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание Кормчей книги.

· В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу святого Саввы.Введением в печатную Кормчую в никоновской редакции послужило несколько исторических сказаний: об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о Крещении Руси и поставлении в ней патриархов, о поставле- нии на царство Михаила Федоровича Романова и на патриаршество его отца Филарета, сказание о 7 Вселенских Соборах, сказание о 16 Соборах (Вселенских и Поместных), правила которых вошли в Кормчую.

· Затем следует Номоканон патриарха Фотия с двумя предисловиями.

· Первая часть Кормчей состоит из 41-й главы. Главы 1-37 содержат канонический Синопсис с толкованиями Аристина, а в некоторых местах — толкованиями Зонары и еще одного неизвестного толкователя. Главы 38-41 составляют дополнения к Синопсису.

· С 42-й главы начинается вторая часть печатного издания Кормчей, которая содержит в основном законы византийских императоров.

· В конце Кормчей книги, вне глав, по указанию патриарха Никона помещены три статьи: «Известие» — о названии и издании этого сборника, подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и «Сказание» об отделении Римской Церкви от Восточной.

 

 

Состав и устройство церкви

Состав церкви[прык8]

· Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

· Клирики[прык9] и миряне[прык10] Первый разряд составляют призванные Святым Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни.

· Монашествующие . Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, бедности и послушания.

Вступление в церковь

· [прык11] Крещение[прык12] совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы. Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода.

· В Православной Церкви возбраняется крестить через обливание или окропление, о которых ничего не говорится в Священном Писании, если к тому нет особых оснований.

· Совершителем Таинства крещения могут быть епископы и священники.

· Крещение, совершенное мирянином, признается действительным в случае смертельной опасности, также и там, где нет священников или где их мало.

· Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещеным, подлежит церковному наказанию.

· Не признается крещение совершенное не крещеным.

· Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены.

· Люди сменившие пол крестятся в том поле в котором родились.

· Крещение должно совершаться в храме.

· К крещению не допускаются бесноватые, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность.

· По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым.

· От вос- приемничества устраняются родители крещаемого.

· Восприемникам раздного пола нельзя вступать в брак.

Миропомазание[прык13]

· Совершителями Таинства миропомазания являются исключительно епископы и пресвитеры.

· В Католической Церкви миропомазание совершает епископ.

· В Православной Церкви епископу принадлежит сакраментальная власть совершать освящение святого мира.

Присоединение к Церкви.

3 чина присоединения:

1. Через крещение. 95 правило Трульского собора. (иеговистов мармонов)

2. Через миропомазание (сторокатолики, протистанты, англикане, старообрядцы)

3. Через покаяние (несториане и монофизиты католики)

Избрание и посвящение.

· Хиротония[прык16] – таинство рукоположения, совершитель только епископ. Епископ желательно должен быть православным. Пребывание епископа у церковной власти (рукополагать только в своей епархии). Хиротонию епископа совершает собор епископов 2 или 3.

· Условия действиетельности[прык17] хиротонии: 1) в храме, в алтаре, в собрании верующих. 2) в определенном порядке от нижнего к высшему. 3) должна быть связана с назначением на определенное место. 4) не повторяемость. 5) для епископа должно быть совершено на свободную кафедру. 6) приобретаешь за деньги. 7) через мирских начальников.

Степени церковнослужителей[прык18] : Иподиаконы, аколуфы (выполняли обязанности понаморей), экзорцысты, чтецы, привратники (в католической церкви).

Правительственная иерархия клириков[прык19] .

· Экзархи – наместник патриарха.

· Хор епископ (викарий) – сельский епископ.

· Епископ, архиепископ, митрополит,

· Иерей, протоиерей.

· Иеромонах, архимандрит.

· Диакон, протодиакон, архидиакон

· Иеродиакон, архидиакон.

Требования к кондуиту в священство.

Неспособность к священству:

1. Абсолютная[прык20] .

a. Некрещеный.

b. Женщина

Монашество. Монастыри

Пострижение.

· Необходимо только искреннее покаянное настроение.

· каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних (Трулл. 40), а для произнесения самих обетов — 17-летних (Вас. Вел. 18).

· В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам — 40 лет. Семинаристам и академистам 25 лет. Не распространялся на вдовых священников.

· Поместный Собор 1917-1918 гг. 25 лет.

· В последующие годы возрастной ценз отсутствовал

· Архиерейский Собор 2000 г. принял необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов Духовных школ и вдовых священнослужителей.

· Перед постригом искус – 3 года.

· Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, если только не было взаимного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри.

· Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ.

· Архиерейский Собор 2000 г. подтвердил этот порядок: «Постриги должны совершаться только по благословению епархиальных Преосвященных»

· Блаженный Иероним называл постриг «вторым крещением»

· монахи не могут вступать в брак; российскими монастырскими уставами им запрещается употребление мяса; монахи не могут быть восприемниками, монахам в священном сане, согласно 84-й статье «Номоканона при Большом требнике», возбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков, не могут иметь личной собственности.

· В настоящее время у нас ни гражданские, ни церковные законы не запрещают монахам иметь собственность.

· Всем монахам канонами запрещается торговля:[прык24] исключение делается только относительно продажи изделий, выполненных их руками

· Обеты монашеские даются пожизненно.

· По византийским законам, монаха, сбежавшего из монастыря и отложившего монашеские одежды, возвращали в монастырь в принудительном порядке, а за повторное бегство обращали в податное состояние.

· В России в синодальную эпоху дозволялось просить о сложении с себя монашеского сана.

 

Три чина монашествующих.

1. рясофорных монахов, то есть получивших черную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества;

2. действительных, или мантийных монахов, уже произнесших три установленных обета — послушания, целомудрия и нестяжательности — и получивших при постриге мантию;

3. и схимников, или схимонахов, связанных обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества и отличающихся особыми одеждами, которые называются все вместе «великой схимой»

 

Монастыри.

· монастырь может быть основан только с согласия правящего епископа, им он должен быть и освящен.

· Освященный монастырь не может быть превращен в мирское жилище

· Имущество монастыря должно, согласно канонам, навеки оставаться в монастыре.

· Ставропигией (orcnipo jnftiov) называлось водружение креста при основании известного монастыря не местным епископом, а патриархом, вследствие чего монастырь получал самостоятельное управление и не зависел от епархиального епископа»

· Первоначально настоятеля обители именовали «авва», после архимандритами (начальник стада Христова)

· Сейчас это уже не должность, а только сан, или титул.

· Настоятелей менее значительных монастырей именовали в древности игуменами.

· Выбирались братией или поставлял епископ.

· В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим исполнением братией монашеских обетов и правил, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством.

· Монастырские должности: наместник, духовник, благочинный, эконом, (эти лица образуют духовный собор). Так же казначей, ризнечный, келарь.

· Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха.

· Гора управляется кинотом — общим собранием 20-ти представителей от монастырей, возглавляемым протосом.

 

Высшая власть в церкви

· Кафоличность Церкви проявляется не только в том, что она не ограничена пространством и объемлет весь мир, но и в том, что каждая ее живая часть, обладающая полнотой даров Святого Духа, мистически тождественна всей Церкви, есть Церковь.

· Поместная церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением. Всецелым неуменыпенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною со Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в ее поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна со Вселенской Церковью, отлична от нее. Троическая аналогия может помочь нам несколько проникнуть в этот экклезиологический парадокс.

 

Диаспора.

В новое время слово «диаспора» вошло в употребление для обозначения, с одной стороны, национальных групп, проживающих вне мест компактного проживания соответствующего этноса, в окружении инонационального большинства, а с другой — религиозных или конфессиональных меньшинств, оказавшихся в соответствующем положении.

 

Автокефалия.

· В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных Поместных Церквей. Значение термина «автокефалия», в буквальном смысле — «самоглавие» в истории Церкви менялось. «Автокефальными» в византийскую эпоху назывались епархии, не зависимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные патриаршей юрисдикции.

· Автокефальной следует считать Поместную Церковь, вполне самостоятельную, не зависящую ни от какой иной Поместной Церкви.

· Все автокефальные Церкви равноправны.

· Сущность автокефалии в том, что автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями.

· Факторами, дающими основание для учреждения новой Автокефальной Церкви, могут быть полная или частичная политическая самостоятельность территории, ее географическая отдаленность, этническое и языковое отличие региона от основной территории Церкви кириархальной.

· Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к автокефалии церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. А решение о даровании автокефалии принимается высшей властью кириархальной Церкви.

· Автокефальная Церковь сама приготовляет для себя святое миро, сама канонизирует своих святых, сама составляет новые чинопоследования и песнопения, полной самостоятельностью пользуются автокефальные Церкви в области административной и судебной деятельности.

· Автокефалия может учреждаться и помимо установленного порядка, однако на законном основании, а именно в случае, если власть кириархальной Церкви уклонится в ересь или раскол. (15-е правило Двукратного Собора)

 

Автономные церкви.

· Термин «автономная Церковь» — новый, но явление это, когда та или иная Поместная Церковь обладала весьма широкой, однако не полной самостоятельностью, было известно и в древности, и в средневековье.

· Главное различие между Церквами автокефальными и автономными заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих Церквей, а автономные Церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной Церкви.

· Ее статус, устав утверждаются Церковью кириархальной, что тоже служит выражением канонической зависимости. Святое миро автономные Церкви получают от Церкви кириархальной, они также принимают участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной Церкви.

· Основанием для провозглашения автономии могут служить разные факторы, чаще всего это может быть нахождение ее не в пределах кириархальной Церкви, а иного государства, также географическая отдаленность и этническое своеобразие.

· В настоящее время существует четыре автономных Церкви: древняя Синайская, Финляндская, Японская, Китайская.

Диптихи

· Все Автокефальные Церкви равноправны, однако они различаются по рангу чести, составляя определенную последовательность, которая называется диптихом.

· Так первоначально назывались две продолговатые дощечки из дерева, кости или металла, соединенные шнурком, тесьмой или шарниром и складывающиеся вместе подобно книжному переплету.

· В Византии диптих» стал употребляться также в каноническом значении, применительно к списку предстоятелей автокефальных Православных Церквей и в связи с этим к самому перечню этих Церквей, причем особое значение имеет последовательность поминовения первоиерархов, обусловленная рангом возглавляемых ими автокефальных Церквей, местом каждой из них в этом перечне, или диптихе.

· С точки зрения православной экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, которые занимают последующие места в диптихе. В полной мере это относится и к Церкви, первенствующей в диптихе. Это только первенство чести, но не власти, и выражается оно лишь в первенстве пред престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных официальных собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или несколькими Поместными Церквами.

 

ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УСТАВУ 2000 г.

Поместный собор высшая власть в вопросах избрания патриарха, ухода на покой. Предоставления автокефалии автономии самоуправления. Входят все архиереи. И по 2 представителя от каждой епархии: один от клириков один от мерян. От всех синод отделов, ректора духовных учебных заведений, наместники лавр, от ставропигиальных монастырей. От зарубежных приходов.

 

Архиерейский собор высшая власть вероучительных, канонических, богослужебныйх, паторских административных и иных вопросов касающихся внутренней и внешних сторон церкви, поддержание отношений со другим и ПЦ, определение характера отношений христианскими, не христианскими конфессиями, гражданскими и светскими обществами. Состав: епархиальные и викарные архиереи. (раз в 4 года)

 

Патриарх пожизненным, епархиальные архиереем московской епархии, является настоятелем Троице-Сергиевой лавры, при смерти патриарха созывается Священный Синод, председатель старейший по хиротонии епископ, на котором избирается местоблюститель. РПЦ управляется Священным Синодом при председательством местоблюстителя. Его имя во всех рамах место имени патриарха. Белый куколь, зеленая мантия. 2 панагии, крест, великий параман. Требования: Быть архиереем РПЦ, высшее богословское образование. Опыт епархиального управления, приверженность каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутаций, доброе свидетельство от внешних, 40 лет.

 

 

Священный Синод[прык25] .

Орган управления РПЦ в период между архиерейскими соборами. Состав: постоянные 9 и временные 5. Постоянными по кафедре митрополит киевский, питерский, крутитский и коломенский, белоруский экзарх, кишеневский, астанайский казакстанский. Ташкенский и узбекистанский. И по должности предсидатель ОВЦС, управляющий по делам Московской патриархии. 5 временных определяются на каждой сессии зимой и летом.

 

Высший церковный совет. Исполнительный орган РПЦ при патриархи и Священном Синоде. Появился при патриархе Кирилле. Входят руководители всех синодальных отделов. Реально ничего не решают.

 

Межсоборное присутствие. Орган который засидает между архиерейскими и поместными соборами чтобы подготовить материалы для этих соборов.

 

Московския патриархия – органы исполнительной власти, создаются и руководители назначаются синодом.

Синодальные учиреждения: упревляищий делами, ОВЦ, издательский совей, уче

Бный совет, финасово у,

 

Автономные: японская и китайская. Избираю предстоятеля своим собором в должности утверждает патриарх. Археиреи избираются синодом автонмной церкви, проект устава подлежит согласованию с патриархом, миро варит только патриарх.[прык26]

 

Самоуправляемые предстоятель избирается собором из кандидатов учереждаемых патриархом, и вступает в должность после утверждения патриархом. Решение об образовании епархий принимаются патриархом и Священным Синодом. Латвийская, Молдавская. Эстонская, самоуправляемой частью РПЦЗ, украинская с правами широкой автономии.

 

Экзархаты белорусский создается синодом общий

Митраполичьи округа: Решения о создании или упразднении Митрополичьих округов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором. Высшая церковная власть в Митрополичьем округе принадлежит Синоду Митрополичьего округа под председательством главы Митрополичьего округа. Синод Митрополичьего округа состоит из епархиальных и викарных архиереев епархий Митрополичьего округа. Синод Митрополичьего округа представляет на усмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха Московского и всея Руси проект Устава Митрополичьего округа, при необходимости — проект внутреннего положения о Митрополичьем округе, а также проекты последующих изменений к этим документам. Решения об образовании или упразднении епархий, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом и Священным Синодом c последующим утверждением Архиерейским Собором. Митрополичий округ в Республике Казахстан; Среднеазиатский Митрополичий округ.

 

Митрополии. Две или более епархий Русской Православной Церкви могут быть объединены в митрополии. Митрополии образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти.Решения о создании или упразднении митрополий, об их наименовании, границах, о составе входящих в них епархий принимаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.Епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов.Вышестоящей инстанцией для епархиальных церковных судов епархий, входящих в состав митрополий, является Общецерковный суд.

 

Епархии

Русская Православная Церковь разделяется на епархии — местные Церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, монастырские скиты, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.

Епархии учреждаются по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором.

Границы епархий определяются Священным Синодом.

В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом.

Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется положениями (уставами), утвержденными Священным Синодом.

Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси.

18. Осуществляя управление епархией, архиерей:

А) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;

Б) наблюдает за правильным совершением богослужения и соблюдением церковного благолепия;

В) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода;

Г) созывает епархиальное собрание и епархиальный совет и председательствует на них;

Д) при необходимости применяет право вето на решения епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;

Е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;

Ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;

З) имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;

И) наблюдает за деятельностью епархиального клира;

К) назначает на должность (освобождает) от должности настоятелей, приходских священников и иных клириков;

Л) представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры на должности ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения и на основании решения Священного Синода издает указы о назначении этих должностных лиц;

М) утверждает состав приходских собраний;

Н) частично или полностью изменяет состав приходского собрания при отступлении членов приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода;

О) принимает решение о созыве приходского собрания;

П) утверждает в должности (освобождает) от должности председателей ревизионных комиссий и казначеев приходов, избранных приходским собранием;

Р) выводит из состава приходских советов членов приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;

С) утверждает финансовые и прочие отчеты приходских советов и ревизионных комиссий приходов;

Т) вправе назначать на должность (освобождать) от должности председателя приходского совета, помощника настоятеля (церковного старосту) с введением таковых в состав (выведением из состава) приходского собрания и приходского совета;

У) утверждает протоколы приходских собраний;

Ф) предоставляет отпуска духовенству;

Х) заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;

Ц) имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей, в связи с чем направляет достойных кандидатов для поступления в духовные учебные заведения;

Ч) наблюдает за состоянием церковной проповеди;

Ш) ходатайствует перед Патриархом Московским и всея Руси о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых;

Щ) дает благословение на учреждение новых приходов;

Э) дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции;

Ю) освящает храмы;

Я) имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;

Я1) ходатайствует перед органами государственной власти и управления о возврате епархии храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей;

Я2) решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом епархии;

Я3) распоряжается финансовыми средствами епархии, заключает от ее имени договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, имеет право первой подписи финансовых и иных документов;

Я4) осуществляет контроль за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений епархии;

Я5) издает собственные исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам жизни и деятельности епархии;

Я6) подтверждает принадлежность к возглавляемой епархии всех находящихся на ее территории приходов, монастырей и прочих канонических подразделений епархии;

Я7) заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения:

 

Приходское управление

 

Брачное право.

Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве. (языческое определение).

Основы брака с точки зрения СП. Адам и Ева первая семья. Богом установленный институт. Участи Христа в Канне Галилейской.

51 апостольское правило гласит: епископ или пресвитер или диакон удаляется от брака, мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения если не исправится да будет извержен из священного сана.

Брак в ВЗ: идеал брака установлен при творении. После грехопадения возникают погрешности. Основой брака заповедь плодитесь и размножайтесь. Допускался полигамный брак (многоженство без ограничений). Моисей по жестокосердию позволит иудеям это. Препятствием было:

1. состояние женщины в другом браке .

2. Физическая неспособность к брачному сожительству.

3. Родственные отношения.

Закон левират (евр. левир деверь). Древний обычай, в силу которого брат умершего бездетным лица обязан был жениться на его вдове.

Заключению брака предшествовал брачный договор при свидетелях. Бракосочетание семейный обряд при котором мог просто присутствовать раввин.

Супружеская верность только для жены. В случае прелюбодеяния женщины – смертная казнь.

В Древней Церкви: все христиане вступали в брак по законам римской империи. Но предварительно испрашивали благословение местного епископа и сообщали общине.

Тертуллиан: «брак освящался молитвой и скреплялся евхаристией».

Византия: с принятием христианства процедура сохранилась. Многие христиане вступали брак только по гражданским законам. Церковь настаивала на благословение брака, но принимала гражданский брак.

С начала 14 века гражданская и церковная власть запретили заключать брак без благословения церкви.

Обручение: приравнивалась к браку по своим последствиям и значению. Различалось гражданское и церковное обручение.

В РПЦ: процедура такая же как в Византии. В 17 веке был некий договор, в случаи расторжения выплачивалась неустойка родителям.

1775 указ святейшего синода о совершении обручения в одно время с венчанием.

В синодальную эпоху венчание мог венчать только приходский священник, которому принадлежат жених и невеста. Обязательно не менее 2 свидетелей. Венчание проходило только в храме.

В 19 веке устанавливаются метрические книги.

Монашествующие священники не должны совершать венчание. Это все до революции 17 года.

Сейчас загс и венчание.

«Таинство брака и препятствия в нему». Документ согласован участниками собрания предстоятелями поместны православных церквей в Шамбези с 21-28 января 2016 года, но не принят.

«Проект о церковном браке» подготовлен межсоборным присутствием РПЦ. Обнародован в августе 2015 года.

В тех странах, где церковное венчание не признается государством, то сначала нужно зарегистрировать брак в государстве. Возможно совершение до государственной регистрации по благословению епископа. В случаях требующих безотлагательного решения священник может повенчать сам с последующим докладом архиерею.

Обязательны подготовительные беседы перед таинством брака. Следует стремиться чтобы венчание проходило в том приходе, к которому они принадлежат.

Ограничения по времени:

1. Ночью

2. Вторник, четверг.

3. В течении великого, рождественского, петрова и успенского.

4. В течении сырной седьмыцы, мясопустной и сыропустной седьмицы.

5. Накануне и в сам день усеновевия главы иоанна крестителя и воздвижения креста господня.

6. На кануне воскресных, двунадесятых, великих и храмовых.

7. В продолжении святок и в течении пасхальной седмицы.

Совершение венчания в день когда оно запрещено уставом не делает его не действительным.

Указ синода от 28 декабря 1998 года: не допустимо лишение причастие лиц живущих не в венчаном браке и отождествление такого брака в блудном.

Чин венчания для тех, кто уже долго живет вместе. 5 мая 2015 года.

Совершительная формула: славою и честею венчай тя.

Препятствия к заключению:

1. Абсолютное. Для определенного лица невозможно вступление в брак с кем либо.

a. Состоящих в ином не прекратившемся гражданском или церковном браке.

b. Состоящих в духовном сане. Начиная с иподиакона. 6 правило Трульского собора.

c. Состоящим в монашеском чине.

d. Ранее состоящим в 3 браках. Томос единения. Считают и зарегистрированные и венчаные браки. До 40 лет и отсутствие детей это по 3 браку.

e. Виновному в прелюбодеянии за которого расторгнут первый брак. Исключение покаяние и исполнение епитимьи (ОСК РПЦ).

f. Физическое (невозможность деторождения, 17-18 года обращение по поводу физ невозможности может быть принято к рассмотрению не ранее чем через 2 года, не обязателен в случае отсутствия или аномалий органов) или духовное (психические заболевания)

g. Возрастные. не достигших минимального возрастного ценза согласно действующему гражданскому законодательству 18, особый 16. С точки зрения канонов 18 мужчин и 16 для женщин. Итог 15 мужчин и 13 для женщин. Если брак заключен в 15(13) лет то разлучить до совершеннолетия. Максимальный 60 для женщин 70 для мужчин по ВВ. исключение те кто долго жили в браке. Препятствием к браку разница между женихом и невестой.

2. Условные. Невозможность заключения брака муду определенными лицами.

a. Близкое кровное родство.

b. Браки по прямой линии запрещены.

c. По боковой лини до 7 степени включительно. (54 правило трульского собора, указа Святейшего Правительствующего Синода от 19 января 1810 года). Но браки в 5,6,7 степени с благословения архиерея.

d. Отношения свойства из брачного союза представителей 2 родов. от 2 родов до 4 степени включительно и от 3 родов 1 степени.

e. Фиктивное родство 1 степени.

f. Духовное родство: восприемника и им воспринятую, восприемник и мать, восприемница и отец. 1837 указ синода было признано не существующим родство между восприемников и восприемницей.

g. Усыновление.

h. Отсутствие взаимного согласия.

i. Отсутствие согласия родителей со стороны жениха или невесты.

j. Не единство религии. В целях икономии: с католиками, с членами древних восточных церквей и протестантами исповедующих триединого Бога, при условии благословения брака в православной церкви и воспитание детей в православной вере.

k.

С момента заключения и не расторгающие.

Муж и жена должны любить друг друга. Верность. Совместное сожительство. Обязанности взаимны но не всегда симметричны. У мужа право управлять семьей. У жены подчинятся мужу.

Родители должны кормить и заботиться. Даже ради монашеского подвига нельзя бросать людей. Дети заботяться о родителях.

Расторжение брака:

Христианский брак не расторжим. Даже по взаимному согласию.

1. Смерть.

2. Признание брака не действительным. (по насилию, в сумасшествии, в случае если один был в не расторгнутом браке, браки лиц состоящих в запрещенных степенях родства или свойства, котом по расторжении нельзя вступать в другой, не достигшим совершеннолетия, браки монахов и священнослужителей, браки православных с нехристианами)

3. Развод. (В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки, даже когда жена ночевала на стороне;

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

г) монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;

д) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

е) заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим;

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством

м) избрание мужа епископом.)

При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. По исследовании вопроса епархиальный архиерей[1] выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком.

Церковь и государство

Государство богоустановленный институт в ОСК «Государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. В то же время необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с его волей. Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13, 3-4). Исходя из вышесказанного, анархия - отсутствие надлежащего устроения государства и общества, - а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию [BV500027] (Рим. 13, 2)»

Формы правления с христианской точки зрения

Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему.

При судействе — общественном строе, описанном в Книге Судей, — власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым.

Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин»

Модели взаимоотношения церкви и государства

1. Церковь в не закона. До миланского эдикта.

2. Симфония церкви и государства. После 313 года. Обоюдное сотрудничество, поддержка и ответственность без вторжения одной стороны в сферу компетенции другой. (Византия)

3. Средневековая Теократия. В лоне католической церкви, на основе учения о двух мечах. (Блаженный Августин. О Граде Божием. 2 меча принадлежат папе). Вся власть в руках папы. (Ватикан)

4. Государственная церковность. Принцип территориализма. Связано с реформацией Лютора. Томас Гобс сформулировал. Полный суверенитет государства на подвластной ему территории вплоть до религиозных общин. Суть системы: чья власть, того и религия. Полный принцип предполагает изгнание всех лиц других вероисповеданий, чем монарх. Не полный принцы, когда религиозные общины которым принадлежит монарх доминируют и имеют привилегии и монарх часто является главой церкви. Взаимозависимость не симметрична. Церковь пользуется привилегиями: в государственных актах используется церковная символика, вероучение преподается в государственных университетах. Частичное финансирование церковных доходов из государственной казны. Государство учувствует в делах Церковного управления. Данный принцип не предусматривает участия церковной иерархии в управлении государством. (Англия)

5. Отделение Церкви от государства.

6. Церковь как корпорация публичного права. (промежуточный вариант между полным отделением и государственной религией). Привилегии: 1) в государственных школах преподается вероучение за счет государства. 2) признается церковных брак. 3) налоги на содержание церкви взымаются с принадлежащих церкви лиц через государственные органы. (Германия)

Имущественные права церкви.

Субъект церковного имущества

1) Все имущество принадлежит Богу.

2) Церковное достояние это собственность нищих.

3) Теория общецерковной собственности – папа является субъектом права собственности церковного имущества.

4) Теория целевого имущества. Имущество принадлежит цели или назначению.

5) Публицистическая теория. Принадлежит государству.

6) Церковно-общинная теория. Собственниками является община.

ОСЦ подчеркивается особый характер и неприкосновенность церковного имущества. Приобретается разними путями но в основном добровольными пожертвовавами. Жертвователь подает Богу а не священнику.

Церковное имущество в Византии.

Церковная собственность может лишь быть ограждена только государственными законами и уровень защиты от статуса церкви. Сама церковь не имеет власти и права защищать свое имущество каким либо мерами.

42 Карфагенского собора. Пресвитеры без воли епископа не могут продавать церковных вещей.

12 правило 7 ВС ограничивает право продажи земельных участков.

24 антиохийского собора.

Халкидонский собор всякая церковь, имеющая епископа должна была иметь эконома.

Устав по поводу имущества.

Имущество из пожертвований, доходов от деятельности, отчислений и иных не запрещенных законом поступлений.

Имущество является имуществом РПЦ.

Обязательные отчисления на содержание высших органов.

Распорядителем является патриарх и синод. В епархии архиерей.

Употребление свячей не из храма плохо.

Церковь и право

                                                                                                                                                                             

Богочеловеческая природа Церкви

· Церковь –богоустановленное общество людей объединённых верой, священноначалием и таинствами. Тело христово.

· происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание.

· Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви[BV50001] , в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право.

Право

· Право, закон как следствие грехопадение. Для праведника закон не писан.

· Право имеет общественный характер.

· «Право есть творчество в области доброго и равного» Матфей Властарь.

· Аристотель:

1. Естественное – предписания здравого смысла.

2. Волеустановительное.

§ Божественное

§ Человеческое (Гражданское право)

· Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой. Трубецкой.

· Право — это совокупность[BV50002] установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. БСЭ

· Задача права – урегулирование отношений между людьми. 

· Человек не может не грешить сам.

· В. С. Соловьев писал: «Право есть низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный». Задача права, считал он, «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад»

· Право система общеобязательных норм выражающих государственную волю…

· Право призвано быть проявление единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Всякая система права, создаваемая человеческим сообществом является продуктом исторического развития несет на себе печать ограничения и несовершенства.

· Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к подобию Божию, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.