Педагогические
цели
| Создать условия для формирования представлений о достижениях эпохи Возрождения; познакомить с понятиями гуманисты, палаццо, новелла
|
Тип урока
| Урок изучения нового материала
|
Планируемые образовательные результаты
| Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности (Петрарки), высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют и обобщают учебный материал, находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознанно используют речевые средства в процессе общения для выражения своих чувств и мыслей, строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а с чем он не знаком.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры
|
Образовательные ресурсы
| Коллекция «Архитектура Италии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0c1de335-d0af-4ca3-89e7-0714bb9e0394/?interface=pupil&class=48&subject=20
|
Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
|
Основное содержание, понятия и термины
| Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Искусство раннего Возрождения. Гуманисты, палаццо, новелла
|
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.
| |
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
|
Планируемые результаты
| Формы контроля
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
| Фронтальная
|
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
|
II. Актуализация знаний
| Беседа
| – Назовите характерные признаки античной культуры.
– Каким явлениям в культуре Западной Европы с середины XIV в. и Арабского халифата VIII–IX веков ученые дали название «Возрождение»?
– В чем состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии?
| Отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Называют характерные признаки античной культуры. Раскрывают своеобразие политической жизни средневековой Италии
| Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Устные ответы
|
III. Постановка
учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
|
|
IV. Изучение нового мате- риала
| Рассказ учителя
| См. Приложение 1
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения. Объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение
| Познавательные: структурируют учебный материал.
Регулятивные: учитывают ориентиры,
выделенные учителем в новом учебном материале
| Записи в тетрадях
|
Работа с учебником (с. 239–240)
| Предлагает прочитать дополнительную информацию в учебнике о творчестве Петрарки, а также отрывок из его произведения и ответить на вопрос:
– Почему благодаря творчеству Петрарки и его последователей возрос авторитет гуманистов? (Петрарка в своих произведениях свободно размышляет, высказывает свое мнение, его любовная лирика признана вершиной средневековой литературы. Его советы и даже суровые упреки выслушивали и папы, и могущественные государи Италии.)
| Работают с текстом, дают ответ на вопрос учителя
| Индивидуальная
| Проводят оценку исторической личности
| Познавательные: находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Коммуникативные: осознанно используют в процессе общения речевые средства для выражения своих чувств и мыслей
| Ответ на вопрос
|
Беседа
| – Последователем и учеником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–
1375). Его знаменитое произведение «Декамерон» – сборник новелл, в которых автор показывает людям, что они имеют право на счастье и любовь, не знающие сословных преград. Вместе с Петраркой Боккаччо считается создателем итальянского литературного языка. Именно на этом языке он писал свои лучшие произведения. Вспомните, на каком языке проходило богослужение в католической церкви, обучение в университетах? (В Средние века и богослужение, и обучение на всех ступенях велось на латинском языке. Родной язык не использовался и при создании книг.)
| Слушают учителя, отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях
| Индивидуальная
| Высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения
| Ответ на вопрос
|
Работа с учебником (п. 5,
с. 241–
242). Презентации, подготовленные учащимися
| Предлагает прочитать о развитии живописи в эпоху раннего Возрождения и ответить на следующий вопрос:
– Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? (Искусство эпохи Возрождения проникнуто духом гуманизма. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет – индивидуальный или семейный. В архитектуре появляются здания нового типа – многоэтажные городские дворцы (палаццо). Эти строения более комфортабельны, чем прежние жилища знати, и созданы для удобства человека.)
На данном этапе урока можно устроить
показ презентаций, подготовленных учениками (см. доп. домашнее задание урока 28)
| Читают текст, отвечают на вопрос
| Индивидуальная
| Знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения
| Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Личностные: проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры
| Устные ответы / презентации учащихся
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа с таблицей
| Предлагает в качестве закрепления изученного материала самостоятельно составить и заполнить таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения»
(см. Приложение 2)
| Составляют и заполняют таблицу, сотрудничая с партнером
| Работа в парах
| Знают деятелей эпохи раннего Возрождения
| Познавательные: обобщают учебный материал.
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания
| Таблица
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Домашнее задание
| Учебник, § 29; записи в тетрадях.
Подготовить презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения» (5–7 слайдов), посвященную какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
|
| | | | | | | | |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Гуманизм – новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека. Гуманисты считали человека венцом Божьего творения, они полагали, что он может достичь счастья уже при жизни. Они говорили, что люди равны от рождения, в каждом из нас заложены равные способности, которые в последующем необходимо развивать. Гуманисты утверждали, что благородство проявляется не в наличии знаменитых предков, а в воспитании и образовании.
Первым гуманистом Италии был Франческо Петрарка (1304–1374).
МЫСЛИТЕЛИ И ХУДОЖНИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Имя и годы жизни
| Область искусства
| Основные работы
| Главные достижения
|
Франческо Петрарка
(1304–1374)
| литература
| Сонеты и книга «Жизнь знаменитых мужей»
| Римский сенат увенчал его лавровым венком, Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени
|
Джованни Боккаччо
(1313–1375)
| литература
| Книга «Декамерон», состоящая из ста новелл
| Вместе с Петраркой считается создателем итальянского литературного языка
|
Сандро Боттичелли
(1445–1510)
| живопись
| Картины «Весна», «Рождение Венеры»
| Использует светотень, благодаря чему фигуры и предметы кажутся объемными. Основное внимание уделено силе человеческих переживаний
|