| Рассказ учителя | – На этом уроке нам предстоит выяснить, как развивались Китай, Индия и Япония в Средние века. (Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам на протяжении всего урока по мере необходимости заполнять сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии», а в конце урока озвучить, что в итоге получилось. См. Приложение 1.)
 Рассказ учителя (см. Приложение 2) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае | Познавательные: составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя.
 Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале | Записи в тетрадях |  | Работа с исторической картой
 (с. 254) | Предлагает изучить карту «Индия и Китай в XI–XV вв.» и ответить на следующие вопросы:
 – Покажите территорию китайского государства в XI–XII вв.
 – Покажите основные направления завоевательных походов монголов.
 – Где проходила южная граница монгольских завоеваний в конце XIII в.?
 – Покажите, где проходила Великая Китайская стена.
 – Какой из торговых путей на карте является Великим шелковым путем? | Изучают карту, выполняют задания, отвечают на вопросы | Работа в парах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи.
 Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Работа с картой,
 устные ответы | 
  | Работа с учебни-
 ком (п. 5,
 с. 257–
 258) | Предлагает прочитать о политическом развитии Индии в Средние века и ответить на следующий вопрос:
 – Почему Делийский султанат ослабел, а затем распался? (Во главе областей султан ставил своих приближенных и военачальников, постепенно они закрепили за собой полученные в управление земли и перестали подчиняться султану. Окончательный удар по государству был нанесен в 1398 г. войсками Тимура – правителя Самарканда.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Знают особенности политического развития Индии в Средние века. Объясняют значение понятий раджа, каста | Познавательные: владеют основами смыслового чтения познавательных текстов.
 Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Ответ на вопрос | 
  | Рассказ учителя | – Япония – островное государство. Это во многом определило особенности ее развития. Основными занятиями жителей были мореплавание и рыболовство, земледелие же было развито слабо из-за неблагоприятных природных условий. В VI–VIII вв. в Японии возникает Нарская империя. Во главе государства стоял император, который считался «Сыном Неба». Вся земля являлась государственной собственностью и раздавалась в аренду крестьянам, которые уплачивали за пользование ею налоги и подати.
 Однако со временем земля оказалась в руках знати – буси (самураев). У самураев имелся особый кодекс чести – бусидо, который строго регламентировал все стороны жизни самурая, воспитывал его в духе абсолютного подчинения старшему | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Объясняют значение понятия самурай | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между природными условиями Японии и занятиями населения; составляют конспект.
 Регулятивные: выполняют учебные действия.
 Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Записи в тетрадя | 
  | Работа
 с историческим документом «Наставление для воинского сословия
 Хагакурэ»
 (с. 263) | – Прочитайте «Наставление для воинского сословия Хагакурэ» и ответьте на следующие вопросы:
 – Какие качества характера, свойства личности были особенно важны для самурая? (Самурай должен не бояться смерти, быть верным своим предкам, «презреть тело и разум» и всецело посвятить себя служению хозяину.)
 – Согласны ли вы с правилами и советами, которые перечислены в тексте? Поясните свое мнение.
 – Какие из них вам особенно запомнились и почему? | Работают с текстом, отвечают на вопросы | Индивидуальная | Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике | Познавательные: владеют основами смыслового чтения текстов.
 Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Ответы на вопросы | 
  | Рассказ учителя | – Постепенно феодальная знать в Японии усилилась настолько, что власть императора осталась лишь формальностью, а фактически управление страной находилось в руках сёгуна. Сёгунат, то есть правление сёгунов, длилось до XIX в. В XIII в. Японии стали угрожать
 монголы. Страну спасло только чудо – в 1281 г. флот, посланный великим ханом Хубилаем, был практически полностью уничтожен тайфуном. Немногочисленные остатки армии монголов были разбиты местными жителями | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Объясняют значение понятий сёгун, хан, орда | Познавательные: структурируют учебный материал, выполняют действия по алгоритму.
 Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную | Записи в тетрадях | 
  | VI. Первичное осмысление и закрепление знаний | Работа со сравнительной таблицей | Предлагает озвучить то, что было записано в течение урока в таблицу «Страны средневековой Азии».
 Можно разделить доклад на части, чтобы ученики зачитывали информацию, касающуюся определенной страны. Класс либо дополняет, либо исправляет докладчиков | Работают со сравнительной таблицей
 | Индивидуальная | Знают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой культуры | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности, осознают уровень усвоения знаний, выбирают учебное действие.
 Личностные: понимают культурное многообразие мира, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Записи в тетрадях | 
  | VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что нового вы узнали на уроке?
 – Что запомнилось больше всего?
 – Какие архитектурные памятники азиатского средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
 – Какой материал вызвал у вас затруднение?
 – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
 | Фронтальная |  | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
 Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке | 
  | Домашнее задание | Учебник, § 31; записи в тетрадях.
  Подготовить рассказ о технологии изготовления пороха, бумаги, фарфора, шелка | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |  | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |  | 
  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 
  
						Ресурсный материал к уроку
						Приложение 1
 СТРАНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ
   | Название страны | Основные занятия жителей | Названия государств или династий эпохи Средневековья | Титулы, которые носили правители | Наиболее известные достижения в науке и хозяйственной деятельности | Наиболее известные достижения в литературе и искусстве | 
  | Китай | Земледелие, торговля, ремесло, скотоводство, рыболовство, охота | Династия Тан.
 Династия Сун.
 Монгольское государство – Золотая Орда | Император.
 Хан | Вывели более 70 сортов риса, начали раньше европейцев выпускать газету, применять компас в мореплавании; изобрели порох, ружья в виде бамбуковых трубок, металлические пушки, фарфор. Определили длину градуса меридиана, открыли пятна на солнце, создали календарь, использовали прививки от оспы, иглоукалывание, точечный массаж | Строительство пагод, расцвет поэзии; живопись на шелке и бумаге, создание картин на темы «Горы и воды», «Цветы и птицы» | 
  | Индия | Земледелие, ремесло, торговля | 70 самостоятельных княжеств.
 Делийский султанат | Раджа.
  
 Султан | Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов | Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты | 
  | Япония | Земледелие, мореплавание, рыболовство, пиратство | Нарская империя.
 Сёгунат | Император.
 Сёгун | Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах | Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусст-
 ва – природа и единение человека с ней | 
 
 Приложение 2
 В VII веке в Китае управление страной берет на себя династия Тан. Император обладает неограниченной властью, он носит титул «Сын Неба». В это время развивается хозяйство страны, Китай овладел крупнейшей торговой магистралью того времени – Великим шелковым путем. Кроме того, строится Великий канал, соединявший реки Янцзы и Хуанхэ, продолжается строительство Великой Китайской стены.
 Однако со временем династия Тан ослабевает. После смены нескольких династий в 960 году в Китае утверждается династия Сун.
 В 1210 году на Китай напали монголы во главе с Чингизханом, и в 1234 г. династия Сун прекращает свое существование. Китай полностью входит в состав мощной монгольской империи, столицей которой был город Пекин.
 Владычество монголов в Китае продолжалось более ста лет и закончилось после восстания Красных повязок. В 1368 году Китай вновь обрел независимость.