Рассказ учителя
| – На этом уроке нам предстоит выяснить, как развивались Китай, Индия и Япония в Средние века. (Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам на протяжении всего урока по мере необходимости заполнять сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии», а в конце урока озвучить, что в итоге получилось. См. Приложение 1.)
Рассказ учителя (см. Приложение 2)
| Слушают учителя, делают записи в тет-радях
| Фронтальная
| Указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае
| Познавательные: составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя.
Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале
| Записи в тетрадях
| Работа с исторической картой
(с. 254)
| Предлагает изучить карту «Индия и Китай в XI–XV вв.» и ответить на следующие вопросы:
– Покажите территорию китайского государства в XI–XII вв.
– Покажите основные направления завоевательных походов монголов.
– Где проходила южная граница монгольских завоеваний в конце XIII в.?
– Покажите, где проходила Великая Китайская стена.
– Какой из торговых путей на карте является Великим шелковым путем?
| Изучают карту, выполняют задания, отвечают на вопросы
| Работа в парах
| Читают историческую карту с опорой на легенду
| Познавательные: используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности
| Работа с картой,
устные ответы
|
Работа с учебни-
ком (п. 5,
с. 257–
258)
| Предлагает прочитать о политическом развитии Индии в Средние века и ответить на следующий вопрос:
– Почему Делийский султанат ослабел, а затем распался? (Во главе областей султан ставил своих приближенных и военачальников, постепенно они закрепили за собой полученные в управление земли и перестали подчиняться султану. Окончательный удар по государству был нанесен в 1398 г. войсками Тимура – правителя Самарканда.)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
| Индивидуальная
| Знают особенности политического развития Индии в Средние века. Объясняют значение понятий раджа, каста
| Познавательные: владеют основами смыслового чтения познавательных текстов.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Ответ на вопрос
|
Рассказ учителя
| – Япония – островное государство. Это во многом определило особенности ее развития. Основными занятиями жителей были мореплавание и рыболовство, земледелие же было развито слабо из-за неблагоприятных природных условий. В VI–VIII вв. в Японии возникает Нарская империя. Во главе государства стоял император, который считался «Сыном Неба». Вся земля являлась государственной собственностью и раздавалась в аренду крестьянам, которые уплачивали за пользование ею налоги и подати.
Однако со временем земля оказалась в руках знати – буси (самураев). У самураев имелся особый кодекс чести – бусидо, который строго регламентировал все стороны жизни самурая, воспитывал его в духе абсолютного подчинения старшему
| Слушают учителя, делают записи в тет-радях
| Фронтальная
| Объясняют значение понятия самурай
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между природными условиями Японии и занятиями населения; составляют конспект.
Регулятивные: выполняют учебные действия.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Записи в тетрадя
|
Работа
с историческим документом «Наставление для воинского сословия
Хагакурэ»
(с. 263)
| – Прочитайте «Наставление для воинского сословия Хагакурэ» и ответьте на следующие вопросы:
– Какие качества характера, свойства личности были особенно важны для самурая? (Самурай должен не бояться смерти, быть верным своим предкам, «презреть тело и разум» и всецело посвятить себя служению хозяину.)
– Согласны ли вы с правилами и советами, которые перечислены в тексте? Поясните свое мнение.
– Какие из них вам особенно запомнились и почему?
| Работают с текстом, отвечают на вопросы
| Индивидуальная
| Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике
| Познавательные: владеют основами смыслового чтения текстов.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
| Ответы на вопросы
|
Рассказ учителя
| – Постепенно феодальная знать в Японии усилилась настолько, что власть императора осталась лишь формальностью, а фактически управление страной находилось в руках сёгуна. Сёгунат, то есть правление сёгунов, длилось до XIX в. В XIII в. Японии стали угрожать
монголы. Страну спасло только чудо – в 1281 г. флот, посланный великим ханом Хубилаем, был практически полностью уничтожен тайфуном. Немногочисленные остатки армии монголов были разбиты местными жителями
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Объясняют значение понятий сёгун, хан, орда
| Познавательные: структурируют учебный материал, выполняют действия по алгоритму.
Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную
| Записи в тетрадях
|
VI. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа со сравнительной таблицей
| Предлагает озвучить то, что было записано в течение урока в таблицу «Страны средневековой Азии».
Можно разделить доклад на части, чтобы ученики зачитывали информацию, касающуюся определенной страны. Класс либо дополняет, либо исправляет докладчиков
| Работают со сравнительной таблицей
| Индивидуальная
| Знают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой культуры
| Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности, осознают уровень усвоения знаний, выбирают учебное действие.
Личностные: понимают культурное многообразие мира, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
| Записи в тетрадях
|
VII. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что запомнилось больше всего?
– Какие архитектурные памятники азиатского средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
– Какой материал вызвал у вас затруднение?
– Оцените свою работу на уроке
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Домашнее задание
| Учебник, § 31; записи в тетрадях.
Подготовить рассказ о технологии изготовления пороха, бумаги, фарфора, шелка
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
|
| Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
|
|
| | | | | | | | |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
СТРАНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ
Название страны
| Основные занятия жителей
| Названия государств или династий эпохи Средневековья
| Титулы, которые носили правители
| Наиболее известные достижения в науке и хозяйственной деятельности
| Наиболее известные достижения в литературе и искусстве
|
Китай
| Земледелие, торговля, ремесло, скотоводство, рыболовство, охота
| Династия Тан.
Династия Сун.
Монгольское государство – Золотая Орда
| Император.
Хан
| Вывели более 70 сортов риса, начали раньше европейцев выпускать газету, применять компас в мореплавании; изобрели порох, ружья в виде бамбуковых трубок, металлические пушки, фарфор. Определили длину градуса меридиана, открыли пятна на солнце, создали календарь, использовали прививки от оспы, иглоукалывание, точечный массаж
| Строительство пагод, расцвет поэзии; живопись на шелке и бумаге, создание картин на темы «Горы и воды», «Цветы и птицы»
|
Индия
| Земледелие, ремесло, торговля
| 70 самостоятельных княжеств.
Делийский султанат
| Раджа.
Султан
| Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов
| Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты
|
Япония
| Земледелие, мореплавание, рыболовство, пиратство
| Нарская империя.
Сёгунат
| Император.
Сёгун
| Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах
| Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусст-
ва – природа и единение человека с ней
|
Приложение 2
В VII веке в Китае управление страной берет на себя династия Тан. Император обладает неограниченной властью, он носит титул «Сын Неба». В это время развивается хозяйство страны, Китай овладел крупнейшей торговой магистралью того времени – Великим шелковым путем. Кроме того, строится Великий канал, соединявший реки Янцзы и Хуанхэ, продолжается строительство Великой Китайской стены.
Однако со временем династия Тан ослабевает. После смены нескольких династий в 960 году в Китае утверждается династия Сун.
В 1210 году на Китай напали монголы во главе с Чингизханом, и в 1234 г. династия Сун прекращает свое существование. Китай полностью входит в состав мощной монгольской империи, столицей которой был город Пекин.
Владычество монголов в Китае продолжалось более ста лет и закончилось после восстания Красных повязок. В 1368 году Китай вновь обрел независимость.