Урок 26. ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века; познакомить с понятиями корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для структуризации знаний, самостоятельно создают способы решения задач поискового характера. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру, оценивают успешность собственной учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Презентация «Развитие философии в Средние века», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание, понятия и термины | Представления о мире в период Средневековья. Средневековые университеты. Схоластика. Корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика |
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. |
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
Формулируют
ответы, приводят примеры
Формулируют
учебные задачи
IV. Изучение
Нового материала
Читают текст
в учебнике, рисуют в тетрадях карту Земли в представлении средневековых европейцев, отвечают на вопросы
Слушают учителя, делают записи в тетрадях, отвечают на вопрос
Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Изучают текст, формулируют ответы
Заполняют таблицу
Оценивают свою работу на уроке
Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В Средние века в Европе начинает развиваться школьное образование. Школы того времени делятся на два типа: церковно-монастырские и школы при епископских кафедрах. В первых обучение сводилось в основном к изучению Священного Писания на латинском языке, так как в католических церквях богослужение велось только на этом языке. (Что и послужило в последующем поводом для преобразования церкви, например в Чехии. Простые прихожане просто не понимали ни слова из молитв и проповедей священника.) В школах второго типа обучение основывалось на изучении «семи свободных искусств».
Помимо школ в Средние века основываются университеты. К примеру, во Франции в 1200 г. появляется Парижский университет. Иногда роль университетов играли так называемые высшие школы, например Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа. В XIII в. университеты появляются в Англии (Оксфордский и Кембриджский университеты, которые существуют до сих пор), Испании, Италии. К XV в Европе насчитывалось уже более 65 университетов. Обучение везде велось на латинском языке.
Средневековое общество было корпоративным.
Корпорация – обособленная группа людей, которые заняты общим делом, подчиняются особым правилам. Так, университеты были корпорацией людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. слова «студере» – усердно заниматься, изучать).
Учебные заведения имели факультеты (объединения преподавателей по предметам, возглавляемые деканом): богословский, юридический и медицинский. Главой университета был ректор, которого выбирали и студенты, и профессора.
Занятия проводились магистром или профессором в форме лекций (в переводе с латыни – чтение) и дополнялись диспутами – словесными поединками.
Приложение 2
В Средние века появляется новое религиозно-философское учение – схоластика, суть которого сводится к познанию мира и Бога через логические рассуждения.
Наиболее известным философом-схоластом был Пьер Абеляр (1079–1142). В своих лекциях он утверждал, что источником человеческого познания является окружающий нас мир, который мы воспринимаем и обобщаем разумом. Этой точки зрения придерживались последователи такого направления философской мысли, как рационализм – опора на разум.
Основным идейным противником Абеляра был Бернар Клервоский (1090–1153). Он и его последователи принадлежали ко второму направлению средневековой мысли – мистике и считали, что опорой для любого знания являются сверхъестественные силы.
XIII век подарил миру выдающегося схоласта – Фому Аквинского (1225–1274). В своем знаменитом труде «Сумма богословия» он создал картину всей христианской Вселенной. После смерти Фома Аквинский был причислен к лику святых.
Знаменитым ученым того времени является англичанин Роджер Бэкон. Он впервые стал утверждать, что для получения истинного знания необходимы наблюдение и опыт. Его сочинение «Большой труд» содержит множество удивительных догадок, которые намного опережают свое время.
Приложение 3
ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Имя и годы жизни | Сущность взглядов |
Пьер Абеляр (1079–1142) | Разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нужно понимать, чтобы верить» |
Бернар Клервоский (1090–1153) | Отвергал необходимость разумного подхода к вере. В своих рассуждениях делал опору на сверхъестественные силы. «Нужно верить, а не рассуждать» |
Фома Аквинский (1225–1274) | Основной труд – «Сумма богословия», в котором он создал картину христианской Вселенной, где у всего сущего есть свое место и роль, предназначенные ему Богом |
Роджер Бэкон (1214–1294) | Основная работа – «Большой труд» – содержит догадки, опережающие его время, где он доказывает необходимость применения наблюдений и опыта как методов познания |
Урок 27. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о достижениях средневековой литературы; познакомить с понятиями хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: раскрывают смысл понятий хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты; перечисляют особенности рыцарской литературы; знают основные достижения средневековой литературы, определяют ее значение для мировой культуры. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, вносят необходимые коррективы в свои действия для решения учебной задачи, оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументируют свое мнение в коммуникации, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к литературе других народов, понимают важность сохранения культурного наследия; проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала, проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Страница из средневековой рукописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://traditio-ru.org/wiki Первая страница рукописи «Беовульф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Beowulf.firstpage.jpeg?uselang=ru Страница рукописи «Песнь о Нибелунгах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://commons.wikimedia.org/wiki/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание, понятия и термины | Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Поэзия. Хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.