Глава IX. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Урок 26. ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века; познакомить с понятиями корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для структуризации знаний, самостоятельно создают способы решения задач поискового характера. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру, оценивают успешность собственной учебной деятельности
Образовательные ресурсы Презентация «Развитие философии в Средние века», подготовленная учителем
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание, понятия и термины Представления о мире в период Средневековья. Средневековые университеты. Схоластика. Корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика

О рганизационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная   Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности   II. Актуализация знаний Беседа по пройденному материалу – Охарактеризуйте положение балканских государств накануне вторжения турок-османов. – Каким образом утратили свою независимость Сербия и Болгария? – Каким образом прекратила свое существование Византийская империя?

Формулируют

ответы, приводят примеры

Фронтальная Рассказывают о завоевании балканских стран турками-османами Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Устный опрос III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная   Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

IV. Изучение

Нового материала

Работа с учебником (п. 1, с. 214) Предлагает познакомиться с представлениями средневекового человека о мире и выполнить следующее задание: – Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья. (Учащиеся главным образом должны показать схематичность представлений людей Средневековья: нарисовать карту Земли, где центр Земли – Иерусалим. Восток должен быть размещен наверху, показана гора, где находится рай, из рая должны вытекать реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.) – Как менялись представления человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это связано? (Представления средневекового человека менялись с развитием городов и торговли, с расширением дипломатических связей, а также во время завоевательных походов. Люди воочию смогли убедиться в разнообразии мира, больше узнали о жизни людей в других странах, об особенностях климата, географии и пр.)

Читают текст
в учебнике, рисуют в тетрадях карту Земли в представлении средневековых европейцев, отвечают на вопросы

Индивидуальная Характеризуют представления средневековых европейцев о мире Познавательные: используют знако- во-символические средства, в том числе схемы, для структуризации материала. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Карта, ответы на вопросы Рассказ учителя (см. Приложение 1) По ходу рассказа задает учащимся вопрос: – Вспомните, что подразумевает под собой обучение на основе «семи свободных искусств»? («Семь свободных искусств» – это науки тривиума и квадривиума. Тривиум – первая ступень – включает в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования – квадривиум – входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только после этого приступали к изучению «царицы наук» – богословия.) Если учащиеся не могут вспомнить, о чем идет речь, можно направить их к п. 5 из § 2, с. 26

Слушают учителя, делают записи в тетрадях, отвечают на вопрос

Фронтальная Знают основные понятия: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Конспект Презентация «Развитие философии в Средние века» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Раскрывают смысл понятий схоластика, мистика. Знают философов средневекового общества Познавательные: строят речевые высказывания в письменной форме. Личностные: понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру Записи в тетради Работа с историческим источ-ником «Из сочинения Роджера Бэкона» (с. 222) Предлагает прочитать отрывок из сочинения Роджера Бэкона и ответить на следующие вопросы: – Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? (Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, что необходимы наблюдения и опыт.) – Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон? (Роджер Бэкон предвидел появление двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолетов, телескопа и микроскопа, очков.)

Изучают текст, формулируют ответы

Индивидуальная Проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике Познавательные: самостоятельно создают способы решения задач поискового характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения Устные ответы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Обобщающая таблица «Знаменитые ученые европейского Средневековья» (с. 223) Предлагает заполнить обобщающую таблицу, чтобы закрепить пройденный материал. В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 3)

Заполняют таблицу

Фронтальная Проводят группировку исторических фактов Познавательные: осуществляют синтез полученной информации в табличной форме. Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Записи в тетрадях VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Закончите предложения: • Я приобрел… • Я научился… • Я смог… • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Мне понравилось… Учебник, § 26; записи в тетрадях; письменно ответить на вопрос: мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?  Подготовить сообщения о Франсуа Виньоне и Данте Алигьери

Оценивают свою работу на уроке

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная     Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: оценивают успешность собственной учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

В Средние века в Европе начинает развиваться школьное образование. Школы того времени делятся на два типа: церковно-монастырские и школы при епископских кафедрах. В первых обучение сводилось в основном к изучению Священного Писания на латинском языке, так как в католических церквях богослужение велось только на этом языке. (Что и послужило в последующем поводом для преобразования церкви, например в Чехии. Простые прихожане просто не понимали ни слова из молитв и проповедей священника.) В школах второго типа обучение основывалось на изучении «семи свободных искусств».

Помимо школ в Средние века основываются университеты. К примеру, во Франции в 1200 г. появляется Парижский университет. Иногда роль университетов играли так называемые высшие школы, например Болонская юридическая школа, Салернская медицинская школа. В XIII в. университеты появляются в Англии (Оксфордский и Кембриджский университеты, которые существуют до сих пор), Испании, Италии. К XV в Европе насчитывалось уже более 65 университетов. Обучение везде велось на латинском языке.

Средневековое общество было корпоративным.

Корпорация – обособленная группа людей, которые заняты общим делом, подчиняются особым правилам. Так, университеты были корпорацией людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. слова «студере» – усердно заниматься, изучать).

Учебные заведения имели факультеты (объединения преподавателей по предметам, возглавляемые деканом): богословский, юридический и медицинский. Главой университета был ректор, которого выбирали и студенты, и профессора.

Занятия проводились магистром или профессором в форме лекций (в переводе с латыни – чтение) и дополнялись диспутами – словесными поединками.

Приложение 2

В Средние века появляется новое религиозно-философское учение – схоластика, суть которого сводится к познанию мира и Бога через логические рассуждения.

Наиболее известным философом-схоластом был Пьер Абеляр (1079–1142). В своих лекциях он утверждал, что источником человеческого познания является окружающий нас мир, который мы воспринимаем и обобщаем разумом. Этой точки зрения придерживались последователи такого направления философской мысли, как рационализм – опора на разум.

Основным идейным противником Абеляра был Бернар Клервоский (1090–1153). Он и его последователи принадлежали ко второму направлению средневековой мысли – мистике и считали, что опорой для любого знания являются сверхъестественные силы.

XIII век подарил миру выдающегося схоласта – Фому Аквинского (1225–1274). В своем знаменитом труде «Сумма богословия» он создал картину всей христианской Вселенной. После смерти Фома Аквинский был причислен к лику святых.

Знаменитым ученым того времени является англичанин Роджер Бэкон. Он впервые стал утверждать, что для получения истинного знания необходимы наблюдение и опыт. Его сочинение «Большой труд» содержит множество удивительных догадок, которые намного опережают свое время.

Приложение 3

ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Имя и годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр (1079–1142) Разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нужно понимать, чтобы верить»
Бернар Клервоский (1090–1153) Отвергал необходимость разумного подхода к вере. В своих рассуждениях делал опору на сверхъестественные силы. «Нужно верить, а не рассуждать»
Фома Аквинский (1225–1274) Основной труд – «Сумма богословия», в котором он создал картину христианской Вселенной, где у всего сущего есть свое место и роль, предназначенные ему Богом
Роджер Бэкон (1214–1294) Основная работа – «Большой труд» – содержит догадки, опережающие его время, где он доказывает необходимость применения наблюдений и опыта как методов познания

 

   

Урок 27. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о достижениях средневековой литературы; познакомить с понятиями хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: раскрывают смысл понятий хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты; перечисляют особенности рыцарской литературы; знают основные достижения средневековой литературы, определяют ее значение для мировой культуры. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, вносят необходимые коррективы в свои действия для решения учебной задачи, оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументируют свое мнение в коммуникации, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к литературе других народов, понимают важность сохранения культурного наследия; проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала, проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Образовательные ресурсы Страница из средневековой рукописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://traditio-ru.org/wiki Первая страница рукописи «Беовульф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Beowulf.firstpage.jpeg?uselang=ru Страница рукописи «Песнь о Нибелунгах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://commons.wikimedia.org/wiki/
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание, понятия и термины Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Поэзия. Хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, куртуазность, ваганты

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.