Презентация «Средневековое искусство»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)
| Слушают учителя, делают записи в тет-радях
| Фронтальная
| Характеризуют готический и романский стили в архитектуре. Представляют описание памятников средневековой культуры
| Познавательные: структурируют учебный материал.
Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
Личностные: понимают культурное многообразие мира
| Записи в тетради
| Беседа по материалу «Потомки о готических зданиях»
(с. 232)
| Предлагает прочитать в учебнике дополнительную информацию о том, что говорили потомки о готических зданиях, и ответить на следующие вопросы:
– Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий?
(В XVI веке считали, что готический стиль лишен соразмерности, а соборы, построенные в этом стиле, – бесформенные. В XIX веке готические по-
стройки, напротив, вызывали восхищение своей целостностью и величием.)
– Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? (Вазари утверждает, что готический стиль был изобретен древними готами.)
– В чем вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями? (Здесь должно прозвучать личное принятие или непринятие подобного архитектурного стиля.)
| Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
| Индивидуальная
| Определяют и аргументируют свое отношение к историко-культурным памятникам
| Коммуникативные: владеют диалогической формой
речи.
Личностные: понимают культурное многообразие мира
| Ответы на вопросы
|
Работа с учебником (п. 3,
с. 234)
| Предлагает прочитать о развитии изобразительного искусства в Средние века и ответить на следующие вопросы:
– Какой эффект дает использование витражей в готическом храме? (Благодаря использованию витражей свет, проникавший в храм, отбрасывал на все красочные блики. Это придавало всему убранству храма нарядный и праздничный вид.)
– Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись? (Миниатюры и фрески XV века отражают новое отношение людей к природе – желание любоваться ее красотой. Помимо этого, новым было изображение людей в минуты труда и отдыха, игра света и тени.)
| Читают текст, отвечают на вопросы
| Работа в парах
| Раскрывают смысл понятий витраж, фреска, книжная миниатюра
| Познавательные: анализируют текстовый материал, выделяя в нем существенное и несущественное.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные: задают вопросы; умеют договариваться с партнером в ходе совместной деятельности
| Устные ответы
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Работа со сравнительной таблицей
| Предлагает в качестве закрепления изученного материала разработать таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству (см. Приложение 2)
| Заполняют таблицу
| Индивидуальная
| Характеризуют памятники средневековой культуры, их назначение, художественные особенности и др.
| Познавательные: используют знаково-символические средства для структуризации материала.
Личностные: принимают ценности других народов
| Таблица
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что запомнилось больше всего?
– Какой материал вызвал у вас затруднение?
– Какие памятники средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
– Оцените свою работу на уроке
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, осознают уровень усвоения нового материала; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Домашнее задание
| Учебник, § 28; записи в тетрадях; написать сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор (вопрос 5, с. 235).
Подготовить презентацию (5–7 слайдов) о живописи эпохи раннего Возрождения, о картинах Сандро Боттичелли
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
|
| | | | | | | | |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
В Западной Европе в Средние века сменилось два архитектурных стиля – романский (XI–XII вв.) и готический (XII–XV вв.).
Наиболее известными памятниками романской архитектуры являются соборы в Пуатье и Арле, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция), соборы в Вормсе и Майне (Германия), Уинчестерский собор (Англия). Для этого стиля характерно наличие практически гладких стен, узких проемов окон в виде полукруглой арки, ступенчато-углубленных порталов. В плане сооружения подобного типа имеют крестообразную форму. В центре «креста» находится башня-донжон, которая завершается пирамидой.
Украшали романские храмы рельефами и статуями, изображавшими Бога, апостолов, святых, епископов и королей. Статуи больше показывали прекрасный внутренний мир человека, чем его внешнюю красоту. В искусстве сохранялось наследие языческих времен: в храмах изображались различные сказочные существа – кентавры и химеры.
На смену романскому стилю пришел так называемый готический стиль. Наиболее известными памятниками готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия), Миланский собор (Италия).
Сооружения, построенные в готическом стиле, поражают своим величием. Они имеют огромную высоту и в то же время сохраняют легкость благодаря колоннам, резным стенам, огромным окнам. Чтобы подобная конструкция держалась, использовали нововведение – контрфорсы (вертикальная конструкция, которая предназначалась для усиления несущей стены).
В готических статуях предпочтение отдается показу фигур святых в движении. Главным украшением любого храма по-прежнему остается святое распятие.
Приложение 2
Критерии сравнения
| Романский стиль
| Готический стиль
|
Время появления архитектурного стиля
| XI–XII вв.
| XII–XV вв.
|
Внутренний декор храма
| Лаконичный, почти гладкие массивные стены
| Просторные залы, богато украшенные живописью, резьбой, барельефами
|
Очертание арки
| Полукруглая
| Стрельчатая
|
Статуи
| Скульпторы стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни
| В готических статуях больше движения. Они лучше передают подлинный облик людей
|
Живопись
| Роспись стен
| Вместо росписей, для которых здесь не было достаточно места, огромные окна заполняли витражами
|