| Презентация «Средневековое искусство» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Характеризуют готический и романский стили в архитектуре. Представляют описание памятников средневековой культуры | Познавательные: структурируют учебный материал.
 Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
 Личностные: понимают культурное многообразие мира | Записи в тетради |  | Беседа по материалу «Потомки о готических зданиях»
 (с. 232) | Предлагает прочитать в учебнике дополнительную информацию о том, что говорили потомки о готических зданиях, и ответить на следующие вопросы:
 – Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий?
 (В XVI веке считали, что готический стиль лишен соразмерности, а соборы, построенные в этом стиле, – бесформенные. В XIX веке готические по-
 стройки, напротив, вызывали восхищение своей целостностью и величием.)
 – Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? (Вазари утверждает, что готический стиль был изобретен древними готами.)
 – В чем вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями? (Здесь должно прозвучать личное принятие или непринятие подобного архитектурного стиля.) | Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
 | Индивидуальная | Определяют и аргументируют свое отношение к историко-культурным памятникам | Коммуникативные: владеют диалогической формой
 речи.
 Личностные: понимают культурное многообразие мира | Ответы на вопросы | 
  | Работа с учебником (п. 3,
 с. 234) | Предлагает прочитать о развитии изобразительного искусства в Средние века и ответить на следующие вопросы:
 – Какой эффект дает использование витражей в готическом храме? (Благодаря использованию витражей свет, проникавший в храм, отбрасывал на все красочные блики. Это придавало всему убранству храма нарядный и праздничный вид.)
 – Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись? (Миниатюры и фрески XV века отражают новое отношение людей к природе – желание любоваться ее красотой. Помимо этого, новым было изображение людей в минуты труда и отдыха, игра света и тени.) | Читают текст, отвечают на вопросы
 | Работа в парах | Раскрывают смысл понятий витраж, фреска, книжная миниатюра | Познавательные: анализируют текстовый материал, выделяя в нем существенное и несущественное.
 Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
 Коммуникативные: задают вопросы; умеют договариваться с партнером в ходе совместной деятельности | Устные ответы | 
  | V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Работа со сравнительной таблицей | Предлагает в качестве закрепления изученного материала разработать таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству (см. Приложение 2) | Заполняют таблицу | Индивидуальная | Характеризуют памятники средневековой культуры, их назначение, художественные особенности и др. | Познавательные: используют знаково-символические средства для структуризации материала.
 Личностные: принимают ценности других народов | Таблица | 
  | VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что нового вы узнали на уроке?
 – Что запомнилось больше всего?
 – Какой материал вызвал у вас затруднение?
 – Какие памятники средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
 – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
 | Фронтальная |   | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, осознают уровень усвоения нового материала; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке | 
  | Домашнее задание | Учебник, § 28; записи в тетрадях; написать сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор (вопрос 5, с. 235).
 Подготовить презентацию (5–7 слайдов) о живописи эпохи раннего Возрождения, о картинах Сандро Боттичелли | Записывают домашнее
 задание
 | Индивидуальная | 
  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
						Ресурсный материал к уроку
						Приложение 1
 В Западной Европе в Средние века сменилось два архитектурных стиля – романский (XI–XII вв.) и готический (XII–XV вв.).
 Наиболее известными памятниками романской архитектуры являются соборы в Пуатье и Арле, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция), соборы в Вормсе и Майне (Германия), Уинчестерский собор (Англия). Для этого стиля характерно наличие практически гладких стен, узких проемов окон в виде полукруглой арки, ступенчато-углубленных порталов. В плане сооружения подобного типа имеют крестообразную форму. В центре «креста» находится башня-донжон, которая завершается пирамидой.
 Украшали романские храмы рельефами и статуями, изображавшими Бога, апостолов, святых, епископов и королей. Статуи больше показывали прекрасный внутренний мир человека, чем его внешнюю красоту. В искусстве сохранялось наследие языческих времен: в храмах изображались различные сказочные существа – кентавры и химеры.
 На смену романскому стилю пришел так называемый готический стиль. Наиболее известными памятниками готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия), Миланский собор (Италия).
 Сооружения, построенные в готическом стиле, поражают своим величием. Они имеют огромную высоту и в то же время сохраняют легкость благодаря колоннам, резным стенам, огромным окнам. Чтобы подобная конструкция держалась, использовали нововведение – контрфорсы (вертикальная конструкция, которая предназначалась для усиления несущей стены).
 В готических статуях предпочтение отдается показу фигур святых в движении. Главным украшением любого храма по-прежнему остается святое распятие.
 Приложение 2
   | Критерии сравнения | Романский стиль | Готический стиль | 
  | Время появления архитектурного стиля | XI–XII вв. | XII–XV вв. | 
  | Внутренний декор храма | Лаконичный, почти гладкие массивные стены | Просторные залы, богато украшенные живописью, резьбой, барельефами | 
  | Очертание арки | Полукруглая | Стрельчатая | 
  | Статуи | Скульпторы стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни | В готических статуях больше движения. Они лучше передают подлинный облик людей | 
  | Живопись | Роспись стен | Вместо росписей, для которых здесь не было достаточно места, огромные окна заполняли витражами |