О рганизационная структура (сценарий) урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная   Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности   II. Проверка домашнего задания Устный опрос – Как был устроен средневековый университет? Как в нем проходило обучение? – Что такое схоластика? – Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов?

Формулируют ответы, приводят примеры

Индивидуальная Дают характеристику средневековому образованию, знают основные философские течения того времени Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Устный опрос III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная   Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

IV. Изучение нового мате-
риала

Рассказ учителя (см. Приложение 1) Рассказ сопровождается показом иллюстраций (см. Образовательные ресурсы)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Раскрывают смысл понятий хроники, эпические песни Личностные: проявляют уважение к литературному наследию других народов, понимают важность сохранения культурного наследия в целом Записи в тетради Работа с учебником (п. 2, с. 225) Предлагает прочитать пункт 2 параграфа 27 и ответить на вопросы: – Где и когда возник рыцарский эпос? (Рыцарский эпос возник в XI в. на юге Франции, в Провансе.) – Какие качества человека воспевали рыцарские поэты? (В стихах воспевались верность сеньору, щедрость, благородство, изящество, вежливость и привлекательность. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря, который служит своей Прекрасной Даме.)

Самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Знают, кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, что такое куртуазность. Перечисляют особенности рыцарской литературы Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию в изучаемом материале. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументируют свое мнение в коммуникации Устные ответы Рассказ учителя (см. Приложение 2) На данном этапе урока могут выступить учащиеся, которые подготовили сообщения о Франсуа Виньоне и Данте Алигьери

Слушают учителя или одноклассников, делают записи в тетрадях

Фронтальная Знают основные достижения средневековой литературы, определяют ее значение для мировой культуры Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала Записи в тетрадях, сообщения учащихся V. Первичное осмысление и закрепление знаний Беседа Формулирует вопрос: – Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? (К примеру, рыцарская литература, создателями которой были мелкие и крупные феодалы, воспевала идеального рыцаря, который обладает всеми положительными качествами истинного мужчины, является «благородным мужем», защитником Прекрасной Дамы, борцом за справедливость. Главными героями городской литературы, напротив, были простые горожане и крестьяне, которые, сталкиваясь с несправедливостью феодального общества, находят выход из трудных ситуаций благодаря своей находчивости, ловкости и уму.)

Отвечают на вопрос, приводят примеры

Фронтальная Показывают отражение сословного деления общества в средневековой литературе Познавательные: выделяют необходимую информацию; выбирают наиболее эффективный способ решения учебной задачи. Регулятивные: осознают уровень усвоения нового материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Устные ответы VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа     Домашнее задание – Отметьте на листочке свои достижения: «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; «W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» – не ответил Учебник, § 27; записи в тетрадях.  Подготовить презентацию «Шедевр средневековой литературы» (5–7 слайдов), посвященную какому-либо поэтическому или прозаическому произведению эпохи (с. 229)

Оценивают свою работу на уроке

 

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная   Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия упешности учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

В эпоху раннего Средневековья религия играла важнейшую роль в жизни человека. Поэтому наиболее популярными в это время были Евангелие и жития святых.

С VI–VIII вв. в Западной Европе распространяются хроники – рукописные книги, в которых повествование ведется по годам. Чаще всего хронисты рассказывали об истории народов и о событиях, современниками которых они были. Благодаря подобным записям современные историки получают сведения о жизни, традициях и культуре многих древних народов. Однако следует знать, что хронисты не всегда записывали только достоверную информацию. Зачастую в их произведениях отводится место для легенд и выдумок.

Большую популярность в Средние века имели эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Сначала они передавались из уст в уста и только значительно позже были записаны. Из эпических песен постепенно возникли эпические поэмы (эпосы). Некоторые из этих произведений дошли до наших дней. Примеры:

«Старшая Эдда» – сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории. Впервые песни были записаны во второй половине XIII в.

«Песнь о Нибелунгах» – средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII – начале XIII века и состоящая из 39 частей (песен).

«Беовульф». Основной сюжет англосаксонского эпоса «Беовульф» погружает нас в атмосферу древней Скандинавии, где главный герой, по имени которого произведение получило свое название, побеждает ужасных чудовищ Гренделя и его мать, а также дракона, которые уничтожали население и опустошали страну, держа ее в постоянном страхе.

Приложение 2

В основу многих произведений рыцарского эпоса были положены реальные события. К примеру, в «Песне о Роланде» речь ведется о походе Карла Великого в Испанию. В «Песне о Сиде» рассказывается о Реконкисте – борьбе испанцев за освобождение своей страны от арабов.

В средневековой культуре XII века значительное место принадлежит городской литературе. Ее особенностью был ярко выраженный насмешливый, критический, можно даже сказать сатирический характер. Главным героем здесь чаще всего выступает смышленый крестьянин либо ловкий ремесленник, которому удается провести высокомерных феодалов и жадных монахов.

Именно с городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского – бродяг). Они обычно были студентами, которые путешествовали по Европе в поисках новых учителей. Произведения вагантов носят явно сатирический уклон, они высмеивали обман, лицемерие, жадность, особенно в среде священников. Одним из наиболее известных вагантов был француз Франсуа Вийон.

Самым великим поэтом Средневековья считают Данте Алигьери, создателя «Божественной комедии». В отличие от многих произведений того времени, эта книга была написана на родном языке поэта – итальянском. В ней автор красочно описывает свое путешествие в загробный мир, где он посещает ад, рай и чистилище. Его повествование настолько захватывающе, что многие современники думали, что поэт действительно видел все своими глазами.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.