IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Беседа – К какой ветви славянских народов относятся чехи? (Чехи относятся к западной ветви славян.) – Когда и на каких землях образовалось Чешское королевство? (Чешское государство выделилось из распавшейся Великоморавской державы в первой половине Х века.) Рассказывает о Чехии в XIV веке (см. Приложение 1)

Участвуют
в диалоге,
отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях

Фронтальная Проводят описание Чехии в XIV веке Познавательные: составляют конспект. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Устные ответы, записи в тетрадях Презентация «Жизнь и деятельность Яна Гуса. Гуситы» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2)

Слушают учителя, делают записи в тет-радях

Фронтальная Характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения в Чехии; оценивают деятельность Яна Гуса Познавательные: владеют приемами запоминания различного по характеру учебного материала. Личностные: ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей Конспект Работа с историческим источником «Письмо участника Констанцского собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса» (с. 202)   Предлагает прочитать письмо участника Констанцского собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса и ответить на следующие вопросы: – Почему враги Гуса боялись оставить его в живых? (Проповеди Яна Гуса подрывали власть католической церкви на территории Чехии. Так как его взгляды носили ярко выраженный социальный характер, а критика была справедливой, он привлекал к себе все больше сторонников, что угрожало духовенству потерей авторитета среди населения либо открытым выступлением народа против установленного ими порядка.) – Как вы думаете, кто из предлагавших сохранить Гусу жизнь мог стать гуситом, а кто нет? Объясните свой ответ. (Пан из Хлума мог стать гуситом, он явно во многом соглашался с высказываниями Яна Гуса. Доказательством тому служат следующие фразы «…все римское духовенство… презренная толпа кутил и глупцов», «…чехи страшно отмстят за терзания и смерть Гуса», «…в крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья».)

Изучают текст, формулируют ответы

Индивидуальная Различают исторический факт и его описание Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в тексте. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Устные ответы Работа с исторической картой «Гуситские войны (1419– 1434 гг.)» (с. 205) Формулирует задания: – Найдите на карте территории, куда совершали походы табориты? (Табориты совершили походы в Германию, Австрию, Венгрию, на север, где дошли до Балтийского моря.) – Предположите, с какими целями предпринимались эти походы?

Изучают карту, выполняют задания

Работа в парах Читают историческую карту с опорой на легенду Коммуникативные: стараются координировать различные точки зрения при совместной деятельности Работа с картой Работа с учебни- ком (п. 7, с. 207) – Прочитайте п. 7 и запишите в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии (см. Приложение 3)

Выполняют задание

Индивидуальная Называют последствия гуситского движения в Чехии Познавательные: проводят анализ текстовой инфор-мации Записи в тетрадях V. Первичное осмысление и закрепление знаний Творческое задание Предлагает придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как»

Придумывают

вопросы и записывают их в тетрадь

Индивидуальная Умеют работать с исторической информацией Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Составленные вопросы VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа     Домашнее задание – Закончите предложения: • Самым интересным на уроке для меня было… • Мне понравилось… • Я хотел бы узнать подробнее… • Я считаю, что моя работа на уроке была… • Сегодня я не понял… Учебник, § 24; записи в тетрадях

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

 

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная   Индивидуальная   Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке    

 

                       

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

ЧЕХИЯ В XIV ВЕКЕ

Чехия к XIV веку представляла собой развитое государство, которое переживало хозяйственный подъем. Этому способствовала активная внутренняя колонизация пригодных для земледелия территорий, развитие ремесел, выгодное географическое положение: государство находилось на пересечении важнейших торговых путей. Однако на фоне экономического роста в Чехии постепенно назревало острое недовольство засильем немцев и поборами католической церкви (Чешское государство в этот период было частью Священной Римской империи). Немцы занимали все управляющие должности в государстве, присваивали себе наиболее доходные ресурсы (к примеру, серебряные рудники). Католическая церковь в Чехии владела 1/3 самых плодородных земель. Так, архиепископу Пражскому принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

Приложение 2

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯНА ГУСА. ГУСИТЫ

В начале XV века в Чехии возникло оппозиционное движение против чужеземного засилья и католицизма, руководство которым взял на себя профессор Пражского университета Ян Гус. Он обличал пороки католического духовенства, считал необходимым вести проповеди на родном, чешском языке, выступал за секуляризацию церковной собственности (секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем Средневековье в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским*) и коренную реформу церкви, вплоть до ее полного подчинения государству. Будучи человеком высокообразованным, он осуждал продажу индульгенций и взимание платы за проведение церковных обрядов.

Архиепископ Пражский запретил Гусу проповедовать, а вскоре и вовсе отлучил его от церкви, однако это не остановило деятельности чешского патриота.

Католическое духовенство не могло допустить дальнейшего распространения идей Яна Гуса, он и так приобрел слишком много сторонников.

В 1414 г. его вызвали на Констанцкий церковный собор. Король Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, и несмотря на то что все соратники отговаривали Яна Гуса от этой поездки, так как она грозила ему смертью, тот все же решил прибыть туда, дабы отстоять свои взгляды.

Ян Гус сразу был закован в цепи и брошен в темницу. Ему были предъявлены тяжелейшие обвинения и требование отречься от своих взглядов. Ян Гус этого не сделал. В 1415 г. он был сожжен на костре.

Жестокая расправа над Яном Гусом вызвала огромную волну возмущения по всей Чехии. Его последователи стали называть себя гуситами. Гуситы делились на два течения: умеренные и табориты. К первым принадлежали зажиточные горожане и дворяне. Их взгляды сводились к требованиям упразднить привилегии и земельные владения церкви, упростить обряды и вести богослужение на чешском языке. Вторые требовали более радикальных перемен: реформирования не только церкви, но и всего общества. Они выступали за уничтожение частной собственности, упразднение всех повинностей и налогов, призывали к всеобщему равенству.

В 1419 г. вспыхнуло восстание в Праге. Чехи ворвались в ратушу и выбросили из окон бургомистра с советниками. Восставшие изгоняли немецких богачей, служителей католической церкви, захватывали их земли.

Против гуситов было проведено пять крестовых походов. Все они закончились полным разгромом крестоносцев. Гуситское войско вторглось в Германию, Австрию и Венгрию.

Папа и император Сигизмунд вынуждены были пойти на соглашение с восставшими. В 1433 г. они подписали договор, по которому в Чехии разрешалось богослужение на родном языке, уничтожалась церковная юрисдикция и проводилась секуляризация церковных земель.

Табориты этот договор не признали.

Умеренные выступили против своих союзников и в 1434 г. разбили их основные силы.

Приложение 3

ПОСЛЕДСТВИЯ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

– Среди части населения утвердилась гуситская церковь (на два века);

– нанесен ущерб католической церкви;

– крестьяне перестали платить церковную десятину;

– в управлении Чехией большую роль стал играть сейм – собрание представителей сословий. Следовательно, в Чехии утвердилась сословная монархия.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.