Урок 23. ГОСУДАРСТВА, ОСТАВШИЕСЯ РАЗДРОБЛЕННЫМИ: ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII–XV Веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о причинах раздробленности Германии и Италии; познакомить с понятиями булла, курфюрст, тирания, городская республика, гвельфы, гибеллины
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: перечисляют причины феодальной раздробленности Германии, находят путем анализа и обобщения объективные связи между историческими фактами, характеризуют события, происходившие в Германии в XII–XV вв., раскрывают смысл, значение исторических понятий коммуна, гвельфы, гибеллины, тирания, соотносят термины и описания исторических событий. Познавательные: структурируют знания, используют ориентиры, выделенные учителем в новом материале, строят логические рассуждения, разбивают материал на смысловые части, составляют конспект. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Образовательные ресурсы Презентация «Политическая раздробленность в Италии», подготовленная учителем. Италия в XI–XV вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/srednie-veka/1437-italiya-v-xixv-vv.html
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове»
Основное содержание, понятия и термины Германия в XII–XV вв. Италия в XII–XV вв. Булла, курфюрст, тирания, городская республика, гвельфы, гибеллины

О рганизационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля I. Организационный момент   Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная   Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности   II. Актуализация знаний Беседа по пройденному материалу – Что такое Реконкиста? – Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте? С какой целью они это делали? – Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове? – Чем кортесы Испании отличались от других известных вам органов сословной монархии?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная Характеризуют хронологию, место действия, участников, результаты Реконкисты Коммуникативные : выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Ответы на вопросы III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют учебные задачи

Фронтальная   Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи  

IV. Изучение нового

Материала

Рассказ учителя Рассказывает о причинах феодальной раздробленности Германии (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях, задают уточняющие вопросы

Фронтальная Перечисляют причины феодальной раздробленности Германии: рост хозяйства, увеличение количества городов Познавательные: структурируют знания. Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом материале Записи в тетради Работа с учебником (п. 2, с. 192) – Предлагает прочитать п. 2 и ответить на вопросы: – Что усиливало власть германских князей? (С XII века началось наступление германцев на славян. Этими походами руководили не императоры, а отдельные князья, что расширяло их владения. Эти завоевания усиливали власть князей.) – Приведите примеры завоеваний немецких князей. (Герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев из рода Вельфов захватил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек. Еще один князь – Альбрехт Медведь – захватил славянские земли по среднему течению Эльбы. На землях славянского города Бранибор он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник город Берлин.)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Находят путем анализа и обобщения объективные связи между историческими фактами Познавательные: строят логические рассуждения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации Ответы учащихся Рассказ учителя Знакомит учащихся с текстом (см. Приложение 2). Обращает внимание на юридическое оформление феодальной раздробленности в средневековой Европе

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Характеризуют события, происходившие в Германии в XII–XV вв. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений Записи в тетрадях Презентация Комментирует информацию презентации «Политическая раздробленность в Италии», останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3)

Слушают учителя, составляют конспект

Фронтальная Раскрывают смысл, значение исторических понятий коммуна, гвельфы, гибеллины, тирания Познавательные: разбивают материал на смысловые части, составляют конспект Конспект V. Первичное осмысление и закрепление знаний Работа по карточкам Раздает карточки всем ученикам и просит вставить пропущенные слова (см. Приложение 4)

Формулируют ответы

Индивидуальная Соотносят термины и описания исторических событий Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения Карточка VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание Закончите предложения: • На уроке я работал…• За урок я… • Своей работой на уроке я … • Урок мне показался…• Мое настроение… • Материал урока мне был… Учебник, § 23; записи в тетрадях.  Информационный проект «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы» (с. 199) (можно привлечь взрослых)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Записывают домашнее задание

Фронтальная     Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Феодальная раздробленность в Средние века существовала не только во Франции, Англии и на Пиренейском полуострове. Ее переживала и Германия, однако, в отличие от перечисленных государств, преодолеть ее она смогла лишь гораздо позже. Тому способствовал ряд причин. Как и повсеместно в Европе, в Германии с XI века начинается заметный рост хозяйства, увеличивается количество городов, расширяется торговля. Все эти факторы, как вы помните, способствовали процессу централизации власти и объединению государств под эгидой короля. Здесь же существовало несколько отличий, которые и стали препятствием в дальнейшем объединении страны. Дело в том, что в отличие от изученных нами государств в Германии расширялись не внутренние торговые связи, а внешние, что напрямую отразилось на настроениях городского населения – оно меньше стремилось к созданию единого государства, чем горожане, к примеру, Франции. Да и мелкие и средние феодалы здесь не обладали достаточной силой, чтобы оказывать заметную поддержку центральной власти. Поэтому в Германии образовалось множество небольших централизованных княжеств, независимых друг от друга.

Приложение 2

Императорская власть в Священной Римской империи постепенно утрачивала свою силу. В XII–XIII веках семь наиболее крупных феодальных сеньоров (в Германии они назывались курфюрстами) присвоили себе право выбора императора.

В период правления Карла IV из династии Люксембургов феодальная раздробленность была юридически закреплена изданием в 1356 году так называемой Золотой буллы. (Булла – грамота, содержащая закон императора или послание папы.) Этот документ подтверждал сложившийся порядок избрания императора. В коллегию выборщиков входило семь курфюрстов: трое церковных и четверо светских. Выборы должны были проходить во Франкфурте-на-Майне, а избрание проводилось большинством голосов. Булла закрепила не только старые привилегии князей, но и новые. К ним относились:

– право вершить суд;                 – право чеканить собственную монету;

– право взимать таможенные пошлины и прочие налоги; – право вести «законно объявленные войны» (в то время как союзы городов категорически запрещались!).

Таким образом, Золотая булла окончательно закрепила в Германии феодальную раздробленность.

Приложение 3

Италия, подобно Германии, осталась политически раздробленным государством. Однако она обладала одной отличительной особенностью – на сравнительно небольшой территории насчитывалось огромное количество городов. Поэтому ее по праву можно называть страной городов и городской культуры.

Многие богатые города Италии добились прав коммуны.

Коммуна городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города.

Постепенно коммуны становятся республиканскими городами-государствами. Их появление не уничтожает феодальную структуру отношений, сложившуюся в обществе. Просто город заменяет собой феодальных сеньоров. Он освобождал крестьян от личной зависимости, держал на своей территории вассалов, укреплял корпоративный цеховой строй и даже вел войны с другими городами-коммунами.

Характерной чертой политической жизни средневековой Италии было противостояние двух политических групп, которые образовались во времена противостояния пап с императорами – гвельфов и гибеллинов.

Гвельфы – сторонники папы, их социальной опорой были торговцы и ремесленники. Гибеллины – сторонники императора, были представлены в основном дворянами.

К XV веку города-государства Италии утрачивают свой республиканский строй. Вместо него чаще всего устанавливалась такая форма правления как тирания.

Тирания – форма государственной власти, основанная на единоличном правлении.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 577.