Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах раздробленности Германии и Италии; познакомить с понятиями булла, курфюрст, тирания, городская республика, гвельфы, гибеллины |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: перечисляют причины феодальной раздробленности Германии, находят путем анализа и обобщения объективные связи между историческими фактами, характеризуют события, происходившие в Германии в XII–XV вв., раскрывают смысл, значение исторических понятий коммуна, гвельфы, гибеллины, тирания, соотносят термины и описания исторических событий. Познавательные: структурируют знания, используют ориентиры, выделенные учителем в новом материале, строят логические рассуждения, разбивают материал на смысловые части, составляют конспект. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Политическая раздробленность в Италии», подготовленная учителем. Италия в XI–XV вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/srednie-veka/1437-italiya-v-xixv-vv.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове» |
Основное содержание, понятия и термины | Германия в XII–XV вв. Италия в XII–XV вв. Булла, курфюрст, тирания, городская республика, гвельфы, гибеллины |
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. |
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
Отвечают
на вопросы
Формулируют учебные задачи
IV. Изучение нового
Материала
Слушают учителя, делают записи в тетрадях, задают уточняющие вопросы
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
Слушают учителя, делают записи в тетрадях
Слушают учителя, составляют конспект
Формулируют ответы
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Феодальная раздробленность в Средние века существовала не только во Франции, Англии и на Пиренейском полуострове. Ее переживала и Германия, однако, в отличие от перечисленных государств, преодолеть ее она смогла лишь гораздо позже. Тому способствовал ряд причин. Как и повсеместно в Европе, в Германии с XI века начинается заметный рост хозяйства, увеличивается количество городов, расширяется торговля. Все эти факторы, как вы помните, способствовали процессу централизации власти и объединению государств под эгидой короля. Здесь же существовало несколько отличий, которые и стали препятствием в дальнейшем объединении страны. Дело в том, что в отличие от изученных нами государств в Германии расширялись не внутренние торговые связи, а внешние, что напрямую отразилось на настроениях городского населения – оно меньше стремилось к созданию единого государства, чем горожане, к примеру, Франции. Да и мелкие и средние феодалы здесь не обладали достаточной силой, чтобы оказывать заметную поддержку центральной власти. Поэтому в Германии образовалось множество небольших централизованных княжеств, независимых друг от друга.
Приложение 2
Императорская власть в Священной Римской империи постепенно утрачивала свою силу. В XII–XIII веках семь наиболее крупных феодальных сеньоров (в Германии они назывались курфюрстами) присвоили себе право выбора императора.
В период правления Карла IV из династии Люксембургов феодальная раздробленность была юридически закреплена изданием в 1356 году так называемой Золотой буллы. (Булла – грамота, содержащая закон императора или послание папы.) Этот документ подтверждал сложившийся порядок избрания императора. В коллегию выборщиков входило семь курфюрстов: трое церковных и четверо светских. Выборы должны были проходить во Франкфурте-на-Майне, а избрание проводилось большинством голосов. Булла закрепила не только старые привилегии князей, но и новые. К ним относились:
– право вершить суд; – право чеканить собственную монету;
– право взимать таможенные пошлины и прочие налоги; – право вести «законно объявленные войны» (в то время как союзы городов категорически запрещались!).
Таким образом, Золотая булла окончательно закрепила в Германии феодальную раздробленность.
Приложение 3
Италия, подобно Германии, осталась политически раздробленным государством. Однако она обладала одной отличительной особенностью – на сравнительно небольшой территории насчитывалось огромное количество городов. Поэтому ее по праву можно называть страной городов и городской культуры.
Многие богатые города Италии добились прав коммуны.
Коммуна – городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города.
Постепенно коммуны становятся республиканскими городами-государствами. Их появление не уничтожает феодальную структуру отношений, сложившуюся в обществе. Просто город заменяет собой феодальных сеньоров. Он освобождал крестьян от личной зависимости, держал на своей территории вассалов, укреплял корпоративный цеховой строй и даже вел войны с другими городами-коммунами.
Характерной чертой политической жизни средневековой Италии было противостояние двух политических групп, которые образовались во времена противостояния пап с императорами – гвельфов и гибеллинов.
Гвельфы – сторонники папы, их социальной опорой были торговцы и ремесленники. Гибеллины – сторонники императора, были представлены в основном дворянами.
К XV веку города-государства Италии утрачивают свой республиканский строй. Вместо него чаще всего устанавливалась такая форма правления как тирания.
Тирания – форма государственной власти, основанная на единоличном правлении.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 666.