IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Беседа Изучение нового материала начинается с наводящих вопросов: 1) Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь? 2) Каково было положение немусульман в Арабском халифате? В ходе беседы учащиеся должны вспомнить следующие факты (см. Приложение 1)

Участвуют
в диалоге

Фронтальная Характеризуют положение немусульман в Арабском халифате Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи Ответы на во-просы Работа с историческим документом «Из выступления папы Урбана II в Клермоне» (с. 137) – Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн – борьбы христианства против мусульман. 18 ноября 1095 года папа Урбан II созвал церковный собор в городе Клермоне (Франция), на котором призвал верующих к освобождению «Гроба Господня». Прочитайте отрывок из выступления папы Урбана II в Клермоне и ответьте на следующие вопросы: – К кому обращался папа Урбан II? (К верующим христианам, то есть. фактически ко всем жителям Европы.) – К чему он призывал верующих? (Он призывал освободить Гроб Господень,то есть вернуть Иерусалим и другие территории, принадлежавшие когда-то христианам.) – Как вы думаете, почему этот призыв был поддержан слушателями? (Участникам похода папа обещал полное отпущение грехов.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Индивидуальная Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике Познавательные: владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач Работа с историческим источником Рассказ учителя См. Приложение 2 «Причины крестовых походов»

Слушают учителя, делают записи в тетради

Индивидуальная Называют причины крестовых походов Познавательные: выделяют основную и второстепенную информацию Записи в тетради Презентация и составление обобщающей таблицы Предлагает в ходе просмотра презентации «Крестовые походы» заполнить обобщающую таблицу  (см. Приложение 3)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов Познавательные: структурируют знания, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения Таблица

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Работа с учеб-ником (п. 4, c. 139– 142) Задание: прочитайте текст в учебнике и ответьте на следующие вопросы: – Что такое духовно-рыцарский орден? (Духовно-рыцарский орден – организация воинов-рыцарей, давших монашеские обеты (обет – клятвенное обещание).) – Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены? (Духовно-рыцарские ордены были созданы для обороны и расширения владений крестоносцев в Палестине вскоре после Первого крестового похода.) – Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев? (Духовно-рыцарские ордены были созданы с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений на Востоке, а также для новых территориальных захватов в Европе под предлогом обращения нехристианского населения в «истинную веру».)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений Познавательные: произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Устный опрос Беседа – Так каковы же были последствия крестовых походов? Как мы с вами уже выяснили, постепенно крестоносцы покидали завоеванные территории, и к 1291 г. пала последняя крепость рыцарей – Акра. Однако необходимо отметить, что в целом крестовые походы не прошли для Европы бесследно. И, как ни странно, их последствия в большинстве своем были благотворны. К примеру, в Европе появились горячие бани, ветряные мельницы, новые сельскохозяйственные культуры (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы и пр.). Все эти усовершенствования были заимствованы на Востоке. В моду вошли богатые восточные ткани. Европейцы научились изготавливать стеклянные зеркала, шелковую ткань, повысился уровень обработки металлов. Прямым следствием крестовых походов стало оживление торговли в Средиземноморье, где неоспоримое первенство стало принадлежать итальянским городам Венеции и Генуе

Участвуют
в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры

Индивидуальная Выделяют и перечисляют послед-ствия крестовых походов Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений. Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию Устные ответы VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Закончите предложения: • Я приобрел…      • Я научился… • Я смог…                • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Мне понравилось… Учебник, § 17; записи в тетрадях.  Образное сочинение (с. 150).  Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена» (с. 150– 151)

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная     Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: проявляют способность к определению своей позиции Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

1) Католическая церковь всеми силами боролась против различного рода еретических учений, которые в это время возникали в Европе. Наиболее широко известен так называемый крестовый поход против альбигойцев, организованный Иннокентием III в 1209 году. «Поводом для него послужила смерть папского легата и инквизитора Петра Кастельно, который свою основную задачу видел в полном уничтожении еретиков. Фактически же католическая церковь стремилась присвоить себе богатые владения графа Тулузского»*.

2) Арабский халифат, как и всякое другое средневековое государство, в период своего расцвета вел активную завоевательную политику, в результате чего в его владениях оказалась значительная часть византийских территорий. Все немусульмане, проживающие на территории Арабского халифата, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.

Вывод: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, Палестина (святая земля по представлениям верующих, где жил и был распят Иисус Христос) была захвачена мусульманами. Этим воспользовалась католическая церковь, которая решила организовать против «неверных» крестовый поход.

Приложение 2

ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Помимо религиозных мотивов, участниками крестовых походов двигали и другие причины.

1) Европа в этот период переживала весьма трудные времена: небывалые морозы, наводнения, несколько лет подряд были неурожаи, что повлекло за собой голод и падеж скота, а также массовые эпидемии «горячки» и чумы. А восточные страны в тот период, напротив, переживали полосу расцвета, и европейцы были наслышаны о богатых землях на Востоке.

2) Еще одной причиной крестовых походов был недостаток земли (его испытывали бедные крестьяне, разорившиеся рыцари, младшие сыновья феодалов, которые не получали в наследство ничего, кроме лошади и оружия). Демографический рост, который переживала Европа, обострил и без того напряженные отношения между различными социальными слоями.

3) Существовали и политические причины. Успехи арабов в завоевании Египта, Сирии, Северной Африки, Испании, Палестины и др. территорий вполне оправданно волновали европейцев. Крестовые походы были возможностью остановить дальнейшую экспансию ислама.

4) Генуя, Венеция и Пиза поддержали крестовые походы в силу экономической необходимости. Они уже давно соперничали с арабами в торговле в Средиземноморье, поэтому крестовые походы стали лишь еще одной формой продолжения этой борьбы.

 

 

Приложение 3

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Дата Участники похода Основные события Итоги
Первый крестовый поход (1096–1099 гг.) Крестьяне, феодалы, рыцари   Весна 1096 г. – состоялся крестовый поход бедноты. Позже к ним присоединились рыцари. Были захвачены: 1097 г. – Никея, 1098 г. – Эдесса, Антиохия, 1099 г. – Иерусалим Двадцатипятитысячное крестьянское ополчение было уничтожено. Рыцарями были образованы Иерусалимское государство, государство Триполи, княжество Антиохское и графство Эдесское
Второй крестовый поход (1147–1149 гг.) Возглавили: германский император Конрад III и французский король Людовик VII Немецкие крестоносцы были разбиты турками-сельджуками в Малой Азии, французские крестоносцы после безуспешных попыток захватить Дамаск вернулись в Европу Поражение крестоносцев
Третий крестовый поход («Поход трех королей»)  (1189–1192 гг.) Возглавили: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное Сердце В 1187 г. султан Саладин (правитель объединенного Египта) захватил Иерусалим. Немецкие крестоносцы не достигли даже Палестины, повернув обратно после того, как Фридрих I утонул при переправе через небольшую речку. Французские и немецкие крестоносцы враждовали между собой Поражение крестоносцев. Англичане захватили о. Кипр и овладели Акрой (1191 г.). Иерусалим вернуть не смогли
Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.) Организовал папа Иннокентий III. Участвовали преимущественно французы и венецианцы Обострение противоречий между Византией и западно-европейскими странами. В 1203 г. Константинополь был осажден крестоносцами, которые посадили на престол Исаака II. После того как он не смог уплатить им сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в 1204 г. штурмовали город и разграбили его Византия перестает существовать как государство. На ее территории создаются Латинская и Никейская империи, Эпирский деспотат и Трапезундская империя
Пятый крестовый поход (1217–1221 гг.) Немецкие, английские, голландские и венгерские крестоносцы Сумели взять крепость Дамьетту (в Египте), но в дальнейшем поход был неудачен, и крестоносцы заключили мир В 1221 г. крестоносцы заключили мир с аль-Камилем, по которому утратили все свои завоевания в Египте
Шестой крестовый поход (1228–1229 гг.) Возглавил император Фридрих II. В его войско входили немецкие, английские, французские и итальянские рыцари Фридрих II добился своих целей не войной, а дипломатией Заключен договор с мусульманами, по условиям которого Фридрих II получал Иерусалим
Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.) Возглавил французский король Людовик IX Захватили Дамьетту и направились к Каиру, где армия Людовика была разгромлена, а сам король попал в плен Был заплачен огромный выкуп, утрачены все завоевания
Восьмой крестовый поход (1270 г.) Возглавил французский король Людовик IХ. Участвовали, кроме французов, сицилийцы Осада Туниса. Король Людовик IX умер от дизентерии, вслед за одним из своих сыновей. Вскоре прибыл король Сицилии Карл I Анжуйский, который заключил перемирие с правителем Туниса Заключено перемирие, по условиям которого Тунис был обязан платить дань сицилийскому королю. Вскоре пали последние христианские города – Триполи, Акра и Лаодикея

 

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI–XV вв.)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.