IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рассказ учителя – Что способствовало развитию торговли в Византии? (Это государство находилось на пересечении торговых путей. Здесь сохранились большие города, где были развиты ремесленное производство и торговля. К тому же в Византии сохранился торговый обмен между городом и деревней.) Рассказывает о торговле в Европе в Средние века (см. Приложение 1)

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Фронтальная Раскрывают смысл понятий гильдия, банк, ярмарка Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные:  проявляют учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Устный опрос Работа с картой «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.» (с. 114– 115) – В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. – Найдите на карте места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. – Какие торговые города соперничали на Средиземном море? – Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз? – Где проходили важнейшие сухопутные и морские пути?

Работают с исторической картой

Работа в группах Читают историческую карту с опорой на легенду Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебной задачи. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий по результату Устные ответы Работа с текстом учебника (п. 2, с. 112– 113) – Прочитайте текст и выполните задания: 1) Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле. 2) Какие города контролировали торговые пути в Европе и связи с Востоком? (см. Приложение 2)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Знают о расширении торговых связей в Средние века Познавательные: используют смысловое чтение. Личностные: проявляют настойчивость в достижении поставленной цели Устный опрос Рассказ учителя См. Приложение 3

Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадях

Индивидуальная Знают о роли торговли в жизни средневекового города Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Записи в тетради Презентация «Горожане и их образ жизни» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – Средневековый город отличался от современного. Большими считались города в 40–50 тыс. жителей (Любек, Гамбург). (Для сравнения: сейчас в этих же городах живет по нескольку млн человек.) И хотя главным занятием горожан были ремесла, они не порывали с сельским хозяйством – за городом имелись поля, огороды, сады, пастбища. Дома были в основном 2–3-этажными, деревянными, улицы – узкими, не более 1–2 метров шириной. Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Весь мусор выбрасывали прямо на улицы, в реки и рвы. Центром города была рыночная площадь, рядом стояла городская церковь – собор. Здесь же находилась ратуша – здание городского совета. Население города было неоднородным. Существовала городская знать – патриции. Они управляли городом (составляли городской совет) и в повседневной жизни подражали феодалам, но при этом не гнушались заниматься торговлей. С другой стороны, в городах было много бедняков. Они не раз устраивали мятежи, которые жестоко подавлялись

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Могут составить описание средне-векового города, сравнить его с современным городом Познавательные: структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия, выделенные учителем, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач Записи в тетрадях

V. Первичное

осмысление
и закрепление знаний

Таблица «Состав городского населения» Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 4)

Заполняют таблицу

Фронтальная Знают состав городского населения и кратко характеризуют его Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания Таблица Творческое задание – Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город. Речь должна идти о преимуществах и трудностях жизни в городе

Участвуют
в диалоге: формулируют вопросы и ответы, приводят примеры

Фронтальная Перечисляют преимущества и трудности городской жизни Познавательные: представляют результаты своей деятельности в игровой форме. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Диалог

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа Закончите предложения: • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я • Урок показался мне… • За урок я… • Мое настроение… • Материал урока мне был…

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние

на уроке

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оцени-вание
работы учащихся на уроке

Домашнее задание Учебник, § 14–15; записи в тетрадях.  Учебная игра «На ярмарку в Шампань» (с. 126)

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная                  


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Торговля в Средние века была выгодным, но трудным делом. Поэтому купцы объединялись в торговые союзы – гильдии (от германского слова «гилле» – пир).

Причины объединения: 1) плохие дороги, 2) грабежи разбойников, 3) высокие пошлины, установленные феодалами.

Члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны ремонтировали дороги, помогали друг другу.

В Европе еще сохранялось натуральное хозяйство, но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделие производилось для продажи. Оживление торговли повлекло за собой ряд изменений, таких как: 1) улучшение качества дорог, 2) использование повозок, 3) совершенствование парусного флота, 4) строительство мостов, 5) увеличение количества ярмарок, 6) появление банков.

Банк – хранилище для больших сумм денег.

Ярмарка – периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.

Приложение 2

1. В XIV в. купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах, например существовали ее отделения в Новгороде, Лондоне, Бергене. Иногда силой оружия Ганза добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, боролась с пиратами. До конца XV в. Ганза господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.

2. Торговыми путями на Восток (к портам Сирии, Египта, Крыма, Кавказа) владели купцы Венеции и Генуи. Эти города были самостоятельными городами-республиками, которые владели целыми флотилиями кораблей. На Востоке обычно приобретались предметы роскоши, пряности.

Торговые пути по Северному и Балтийскому морям к Восточной Европе обеспечивали жителей Западной Европы солью, мехом, шерстью, воском, мясом, железом. Центром северной торговли был город Брюгге, в котором находилась огромная международная ярмарка.

Приложение 3

ЯРМАРКИ

Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки.

Наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань (Франция), в Брюгге.

На ярмарках, помимо купцов из разных стран, были менялы, которые занимались обменом денег и давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками.

Из менял и ростовщиков уже к XIV–XV вв. вышли первые владельцы банков (в северной Италии, в Ломбардии). Таким образом, теперь помимо недвижимой собственности (земля и постройки на ней) все большее значение приобретает движимая собственность (деньги, товары и пр.).

Приложение 4

СОСТАВ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Богатые горожане: купцы, владельцы городских земель и больших домов Управляли городом
Средний слой: мелкие торговцы, цеховые мастера, владельцы лавок Владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправлении
Бедные горожане: чернорабочие, «вечные» подмастерья, нищие К управлению не допускались, ничего не имели

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.