| Рассказ учителя | – Что способствовало развитию торговли в Византии? (Это государство находилось на пересечении торговых путей. Здесь сохранились большие города, где были развиты ремесленное производство и торговля. К тому же в Византии сохранился торговый обмен между городом и деревней.)
 Рассказывает о торговле в Европе в Средние века (см. Приложение 1) | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий гильдия, банк, ярмарка | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
 Личностные:  проявляют учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу | Устный опрос |  | Работа
 с картой «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»
 (с. 114–
 115) | – В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему.
 – Найдите на карте места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника.
 – Какие торговые города соперничали на Средиземном море?
 – Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?
 – Где проходили важнейшие сухопутные и морские пути? | Работают с исторической картой | Работа в группах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебной задачи.
 Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий по результату | Устные ответы | 
  | Работа
 с текстом учебника
 (п. 2,
 с. 112–
 113) | – Прочитайте текст и выполните задания:
 1) Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.
 2) Какие города контролировали торговые пути в Европе и связи с Востоком?
 (см. Приложение 2) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Знают о расширении торговых связей в Средние века | Познавательные: используют смысловое чтение.
 Личностные: проявляют настойчивость в достижении поставленной цели | Устный опрос | 
  | Рассказ учителя | См. Приложение 3 | Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадях | Индивидуальная | Знают о роли торговли в жизни средневекового города | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. | Записи в тетради | 
  | Презентация «Горожане и их образ жизни» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
 – Средневековый город отличался от современного. Большими считались города в 40–50 тыс. жителей (Любек, Гамбург). (Для сравнения: сейчас в этих же городах живет по нескольку млн человек.) И хотя главным занятием горожан были ремесла, они не порывали с сельским хозяйством – за городом имелись поля, огороды, сады, пастбища.
 Дома были в основном 2–3-этажными, деревянными, улицы – узкими, не более 1–2 метров шириной. Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Весь мусор выбрасывали прямо на улицы, в реки и рвы.
 Центром города была рыночная площадь, рядом стояла городская церковь –
 собор. Здесь же находилась ратуша – здание городского совета. Население города было неоднородным. Существовала городская знать – патриции. Они управляли городом (составляли городской совет) и в повседневной жизни подражали феодалам, но при этом не гнушались заниматься торговлей.
 С другой стороны, в городах было много бедняков. Они не раз устраивали мятежи, которые жестоко подавлялись | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Могут составить описание средне-векового города, сравнить его с современным городом | Познавательные: структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений.
 Регулятивные: сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия, выделенные учителем, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
 Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач | Записи в тетрадях | 
  | V. Первичное осмыслениеи закрепление знаний
 | Таблица «Состав
 городского населения» | Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 4) | Заполняют таблицу | Фронтальная | Знают состав городского населения и кратко характеризуют его | Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания | Таблица | 
  | Творческое задание | – Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город. Речь должна идти о преимуществах и трудностях жизни в городе | Участвуют в диалоге: формулируют вопросы и ответы, приводят примеры
 | Фронтальная | Перечисляют преимущества и трудности городской жизни | Познавательные: представляют результаты своей деятельности в игровой форме.
 Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Диалог | 
  | VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Закончите предложения:
 • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я
 • Урок показался мне… • За урок я…
 • Мое настроение… • Материал урока мне был… | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная |  | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке
 | 
  | Домашнее задание | Учебник, § 14–15; записи в тетрадях.
  Учебная игра «На ярмарку в Шампань» (с. 126) | Записывают домашнее
 задание
 | Индивидуальная | 
  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
						Ресурсный материал к уроку
						Приложение 1
 Торговля в Средние века была выгодным, но трудным делом. Поэтому купцы объединялись в торговые союзы – гильдии (от германского слова «гилле» – пир).
 Причины объединения: 1) плохие дороги, 2) грабежи разбойников, 3) высокие пошлины, установленные феодалами.
 Члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны ремонтировали дороги, помогали друг другу.
 В Европе еще сохранялось натуральное хозяйство, но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделие производилось для продажи. Оживление торговли повлекло за собой ряд изменений, таких как: 1) улучшение качества дорог, 2) использование повозок, 3) совершенствование парусного флота, 4) строительство мостов, 5) увеличение количества ярмарок, 6) появление банков.
 Банк – хранилище для больших сумм денег.
 Ярмарка – периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.
 Приложение 2
 1. В XIV в. купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах, например существовали ее отделения в Новгороде, Лондоне, Бергене. Иногда силой оружия Ганза добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, боролась с пиратами. До конца XV в. Ганза господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.
 2. Торговыми путями на Восток (к портам Сирии, Египта, Крыма, Кавказа) владели купцы Венеции и Генуи. Эти города были самостоятельными городами-республиками, которые владели целыми флотилиями кораблей. На Востоке обычно приобретались предметы роскоши, пряности.
 Торговые пути по Северному и Балтийскому морям к Восточной Европе обеспечивали жителей Западной Европы солью, мехом, шерстью, воском, мясом, железом. Центром северной торговли был город Брюгге, в котором находилась огромная международная ярмарка.
 Приложение 3
 ЯРМАРКИ
 Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки.
 Наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань (Франция), в Брюгге.
 На ярмарках, помимо купцов из разных стран, были менялы, которые занимались обменом денег и давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками.
 Из менял и ростовщиков уже к XIV–XV вв. вышли первые владельцы банков (в северной Италии, в Ломбардии). Таким образом, теперь помимо недвижимой собственности (земля и постройки на ней) все большее значение приобретает движимая собственность (деньги, товары и пр.).
 Приложение 4
 СОСТАВ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
   | Богатые горожане: купцы, владельцы городских земель и больших домов | Управляли городом | 
  | Средний слой: мелкие торговцы, цеховые мастера, владельцы лавок | Владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправлении | 
  | Бедные горожане: чернорабочие, «вечные» подмастерья, нищие | К управлению не допускались, ничего не имели |