Рассказ учителя
| – Что способствовало развитию торговли в Византии? (Это государство находилось на пересечении торговых путей. Здесь сохранились большие города, где были развиты ремесленное производство и торговля. К тому же в Византии сохранился торговый обмен между городом и деревней.)
Рассказывает о торговле в Европе в Средние века (см. Приложение 1)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге
| Фронтальная
| Раскрывают смысл понятий гильдия, банк, ярмарка
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявляют учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
| Устный опрос
| Работа
с картой «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»
(с. 114–
115)
| – В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему.
– Найдите на карте места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника.
– Какие торговые города соперничали на Средиземном море?
– Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?
– Где проходили важнейшие сухопутные и морские пути?
| Работают с исторической картой
| Работа в группах
| Читают историческую карту с опорой на легенду
| Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебной задачи.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий по результату
| Устные ответы
|
Работа
с текстом учебника
(п. 2,
с. 112–
113)
| – Прочитайте текст и выполните задания:
1) Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.
2) Какие города контролировали торговые пути в Европе и связи с Востоком?
(см. Приложение 2)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
| Индивидуальная
| Знают о расширении торговых связей в Средние века
| Познавательные: используют смысловое чтение.
Личностные: проявляют настойчивость в достижении поставленной цели
| Устный опрос
|
Рассказ учителя
| См. Приложение 3
| Слушают учителя, делают краткие записи в тетрадях
| Индивидуальная
| Знают о роли торговли в жизни средневекового города
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
| Записи в тетради
|
Презентация «Горожане и их образ жизни»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
– Средневековый город отличался от современного. Большими считались города в 40–50 тыс. жителей (Любек, Гамбург). (Для сравнения: сейчас в этих же городах живет по нескольку млн человек.) И хотя главным занятием горожан были ремесла, они не порывали с сельским хозяйством – за городом имелись поля, огороды, сады, пастбища.
Дома были в основном 2–3-этажными, деревянными, улицы – узкими, не более 1–2 метров шириной. Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Весь мусор выбрасывали прямо на улицы, в реки и рвы.
Центром города была рыночная площадь, рядом стояла городская церковь –
собор. Здесь же находилась ратуша – здание городского совета. Население города было неоднородным. Существовала городская знать – патриции. Они управляли городом (составляли городской совет) и в повседневной жизни подражали феодалам, но при этом не гнушались заниматься торговлей.
С другой стороны, в городах было много бедняков. Они не раз устраивали мятежи, которые жестоко подавлялись
| Слушают учителя, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Могут составить описание средне-векового города, сравнить его с современным городом
| Познавательные: структурируют знания, извлекают необходимую информацию из услышанного, строят логическую цепочку рассуждений.
Регулятивные: сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия, выделенные учителем, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач
| Записи в тетрадях
|
V. Первичное
осмысление и закрепление знаний
| Таблица «Состав
городского населения»
| Предлагает учащимся заполнить таблицу (см. Приложение 4)
| Заполняют таблицу
| Фронтальная
| Знают состав городского населения и кратко характеризуют его
| Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания
| Таблица
|
Творческое задание
| – Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город. Речь должна идти о преимуществах и трудностях жизни в городе
| Участвуют в диалоге: формулируют вопросы и ответы, приводят примеры
| Фронтальная
| Перечисляют преимущества и трудности городской жизни
| Познавательные: представляют результаты своей деятельности в игровой форме.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
| Диалог
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
| Закончите предложения:
• На уроке я работал… • Своей работой на уроке я
• Урок показался мне… • За урок я…
• Мое настроение… • Материал урока мне был…
| Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
на уроке
| Фронтальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оцени-вание работы учащихся на уроке
|
Домашнее задание
| Учебник, § 14–15; записи в тетрадях.
Учебная игра «На ярмарку в Шампань» (с. 126)
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
|
| | | | | | | | |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Торговля в Средние века была выгодным, но трудным делом. Поэтому купцы объединялись в торговые союзы – гильдии (от германского слова «гилле» – пир).
Причины объединения: 1) плохие дороги, 2) грабежи разбойников, 3) высокие пошлины, установленные феодалами.
Члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны ремонтировали дороги, помогали друг другу.
В Европе еще сохранялось натуральное хозяйство, но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделие производилось для продажи. Оживление торговли повлекло за собой ряд изменений, таких как: 1) улучшение качества дорог, 2) использование повозок, 3) совершенствование парусного флота, 4) строительство мостов, 5) увеличение количества ярмарок, 6) появление банков.
Банк – хранилище для больших сумм денег.
Ярмарка – периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.
Приложение 2
1. В XIV в. купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах, например существовали ее отделения в Новгороде, Лондоне, Бергене. Иногда силой оружия Ганза добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, боролась с пиратами. До конца XV в. Ганза господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.
2. Торговыми путями на Восток (к портам Сирии, Египта, Крыма, Кавказа) владели купцы Венеции и Генуи. Эти города были самостоятельными городами-республиками, которые владели целыми флотилиями кораблей. На Востоке обычно приобретались предметы роскоши, пряности.
Торговые пути по Северному и Балтийскому морям к Восточной Европе обеспечивали жителей Западной Европы солью, мехом, шерстью, воском, мясом, железом. Центром северной торговли был город Брюгге, в котором находилась огромная международная ярмарка.
Приложение 3
ЯРМАРКИ
Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки.
Наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань (Франция), в Брюгге.
На ярмарках, помимо купцов из разных стран, были менялы, которые занимались обменом денег и давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками.
Из менял и ростовщиков уже к XIV–XV вв. вышли первые владельцы банков (в северной Италии, в Ломбардии). Таким образом, теперь помимо недвижимой собственности (земля и постройки на ней) все большее значение приобретает движимая собственность (деньги, товары и пр.).
Приложение 4
СОСТАВ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Богатые горожане: купцы, владельцы городских земель и больших домов
| Управляли городом
|
Средний слой: мелкие торговцы, цеховые мастера, владельцы лавок
| Владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправлении
|
Бедные горожане: чернорабочие, «вечные» подмастерья, нищие
| К управлению не допускались, ничего не имели
|