Участвуют
в диалоге
Слушают учителя, составляют сравнительную таблицу
V. Первичное осмысление
и закрепление знаний
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют
задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Работают с историческим источником, дают ответы на вопросы
Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Чертят логическую схему «Католическая церковь и еретики, методы борьбы»
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Средневековое общество делилось на 3 сословия:
1) «те, кто молится» (монахи и священники), 2) «те, кто воюет» (светские феодалы), 3) «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).
Сословие – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.
Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.
Она взимала десятину со всего населения Западной Европы – это особый налог на содержание духовенства и храмов.
Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, – продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.
Приложение 2
ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКВИ
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) – константинопольскому патриарху.
Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») – во главе с византийским патриархом.
Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви – это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной – на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).
На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке – только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
Западная церковь | Восточная церковь |
Богослужение велось на латинском языке | Богослужение велось на греческом языке |
Запрещалось вступать в брак всему духовенству | Запрещалось вступать в брак только монахам |
Брили бороды и выстригали волосы на темени | Не брили бороды, не выстригали волосы на темени |
Приложение 3
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Еретик – это противник господствующего вероучения церкви. На Средневековье приходится расцвет ересей. В целом взгляды еретиков сводились к критике существующей католической церкви. Они требовали ограничения богатств церкви, упрощения обрядов, выступали против продажи индульгенций, разоблачали жадность и стяжательство духовенства и в конечном итоге были направлены на установление социального и имущественного равенства, предсказывая «Царство Божие на земле».
Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:
1) отлучение от церкви (анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;
2) интердикт – это запрет исполнять обряды и проводить богослужения на определенной территории (город либо целая страна);
3) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции, когда практически все население провинции было перебито, так как позиция церкви была однозначна: «Убить всех, а Бог разберется, кто еретик, а кто праведник»;
4) инквизиция – специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры – вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.
В XIII в. появляется множество нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов.
Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.
К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.
Доминик Гусман основал орден доминиканцев, что в переводе с латинского означает «псы господни». Своей главной целью этот орден считал борьбу с еретиками; именно доминиканцы в основном были инквизиторами
Урок 17. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах, целях и результатах крестовых походов; показать роль католической церкви в организации крестовых походов на Восток; познакомить с понятиями: крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, характеризуют цели, обстоятельства, участников крестовых походов, перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений, выделяют и перечисляют последствия крестовых походов. Метапредметные: Познавательные: моделируют логические схемы, владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, устанавливают причинно-следственные связи, произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеют диалогической формой речи, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют свое мнение и позицию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции |
Образовательные ресурсы | Презентация «Крестовые походы», подготовленная учителем. Альбигойцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.krestonos.ru/monah/main/albigojtsj.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Крестовые походы» |
Основное содержание, понятия и термины | Причины крестовых походов. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордены. Последствия крестовых походов. Крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.