IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Беседа по вопросам – Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья? (Христианская церковь была могущественной, разветвленной организацией, которая была очень богатой и обладала огромным духовным влиянием.) – Вспомните, когда и при каких условиях образовался союз между одним из королей и христианской церковью? (Союз между королем и христианской церковью возник при крещении Хлодвига. После этого король оказывал покровительство христианской церкви, а последняя в свою очередь всеми силами содействовала укреплению власти короля.) – Кто был служителем церкви? (Папа римский, епископы, аббаты, священники, монахи.) Действительно, все они входили в состав духовенства (см. Приложение 1)

Участвуют
в диалоге

Фронтальная Знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуникативные:  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Устный опрос Рассказ учителя и составление сравнительной таблицы Перед началом объяснения нового материала предлагает заполнить сравнительную таблицу «Западная и восточная церковь» по следующим критериям: 1) на каком языке велось богослужение, 2) отношение к браку, 3) внешний облик служителей церкви. В конце рассказа (см. Приложение 2) слушает выступления двух учеников, один из которых озвучивает колонку таблицы, касающуюся католической церкви, а другой – православной. Подводя итог, еще раз подчеркивает, что и католическая и православная церковь – это ветви христианской религии

Слушают учителя, составляют сравнительную таблицу

Фронтальная Проводят сравнение западной и восточной церквей Познавательные: структурируют знания. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения Таблица

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Работа с учебни- ком (п. 4, с. 130– 131) Задание: прочитайте текст учебника и ответьте на следующие вопросы: – Когда борьба пап за светскую власть достигла своего апогея? (Борьба пап за светскую власть достигла своего апогея при правлениях Григория VII и Иннокентия III.) – Сколько лет длилась эта борьба? (Борьба пап за светскую власть длилась около 200 лет.) – Каковы ее результаты? (Борьба шла с переменным успехом. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198–1216). Он расширил границы Папской области, вмешивался во внешнюю и внутреннюю политику европейских государств и даже смещал императоров. Вассалами папы признали себя правители Англии, Польши.)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют
задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Раскрывают суть борьбы пап за светскую власть Познавательные: находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации Устный опрос Работа с историческим документом «Диктат папы», составленным папой Григорием VII (с. 131) – Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа. (Этот документ свидетельствует о том, что папа Григорий VII стремился подчинить всех светских государей папе римскому.) – Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество? (Церковь была крупным землевладельцем, обладала большими богатствами (благодаря взиманию десятины, продаже индульгенций и церковных должностей, взиманию платы за обряды) и авторитетом у массы верующих.) – Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему? (Утверждения, касающиеся назначения епископов, о распоряжении знаками императорского достоинства, об отмене любых решений только папой римским, о том, что никто ему не судья, о том, что не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью, о том, что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам. Таким образом, Григорий VII ставил папу римского выше всех европейских государей, пытаясь подчинить их своей власти.)

Работают с историческим источником, дают ответы на вопросы

Работа в парах Умеют работать с историческим источником, характеризуют положение церкви в средневековой Европе Познавательные: извлекают из текста необходимую информацию, выполняют действия по алгоритму, анализируют учебный материал. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности Ответы на вопросы Презентация «Католическая церковь и еретики» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Чертят логическую схему «Католическая церковь и еретики, методы борьбы»

Фронтальная Характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе Познавательные: структурируют знания, используя знаково- символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Записи в тетради VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа     Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учебник, § 16; записи в тетрадях

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная   Индивидуальная Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Средневековое общество делилось на 3 сословия:

1) «те, кто молится» (монахи и священники),     2) «те, кто воюет» (светские феодалы),                3) «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).

Сословие – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы – это особый налог на содержание духовенства и храмов.

Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, – продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

Приложение 2

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКВИ

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) – константинопольскому патриарху.

Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») – во главе с византийским патриархом.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви – это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной – на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке – только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Западная церковь Восточная церковь
Богослужение велось на латинском языке Богослужение велось на греческом языке
Запрещалось вступать в брак всему духовенству Запрещалось вступать в брак только монахам
Брили бороды и выстригали волосы на темени Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

Приложение 3

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Еретик – это противник господствующего вероучения церкви. На Средневековье приходится расцвет ересей. В целом взгляды еретиков сводились к критике существующей католической церкви. Они требовали ограничения богатств церкви, упрощения обрядов, выступали против продажи индульгенций, разоблачали жадность и стяжательство духовенства и в конечном итоге были направлены на установление социального и имущественного равенства, предсказывая «Царство Божие на земле».

Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:

1) отлучение от церкви (анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;

2) интердикт – это запрет исполнять обряды и проводить богослужения на определенной территории (город либо целая страна);

3) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции, когда практически все население провинции было перебито, так как позиция церкви была однозначна: «Убить всех, а Бог разберется, кто еретик, а кто праведник»;

4) инквизиция – специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры – вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.

В XIII в. появляется множество нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов.

Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.

К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.

Доминик Гусман основал орден доминиканцев, что в переводе с латинского означает «псы господни». Своей главной целью этот орден считал борьбу с еретиками; именно доминиканцы в основном были инквизиторами

 

Урок 17. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о причинах, целях и результатах крестовых походов; показать роль католической церкви в организации крестовых походов на Восток; познакомить с понятиями: крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, характеризуют цели, обстоятельства, участников крестовых походов, перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений, выделяют и перечисляют последствия крестовых походов. Метапредметные: Познавательные: моделируют логические схемы, владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, устанавливают причинно-следственные связи, произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеют диалогической формой речи, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют свое мнение и позицию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции
Образовательные ресурсы Презентация «Крестовые походы», подготовленная учителем. Альбигойцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.krestonos.ru/monah/main/albigojtsj.html
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Крестовые походы»
Основное содержание, понятия и термины Причины крестовых походов. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордены. Последствия крестовых походов. Крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.