Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
Изучают карту, формулируют ответы
Составляют схемы «Опора королевской власти» и «Методы усиления королевской власти» с помощью учителя (см. Приложение 3)
Слушают учителя, делают записи в тет-радях
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу
Записывают домашнее задание
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
I вариант
1. Дайте определение понятию «крестовые походы».
2. Какова цель Первого крестового похода?
а) Борьба с еретиками; б) освобождение завоеванных христиан; в) Освобождение Гроба Господня.
3. Как в европейских хрониках называли правителя Египта, который нанес сокрушительное поражение крестоносцам в XII в.?
а) Харун ар-Рашид; б) Саладин; в) Магомет.
4. Кого называли «храмовниками»?
а) Тамплиеров; б) госпитальеров; в) тевтонский орден.
5. Что являлось одним из последствий крестовых походов?
а) Освобождение Гроба Господня; б) завоевание Туниса; в) оживление торговли в Средиземноморье.
6. Кто в 1204 г. штурмом взял Константинополь и разграбил храм Святой Софии?
а) Турки-сельджуки; б) крестоносцы; в) арабы.
7. В каком году состоялся Первый крестовый поход?
а) В 1066 году; б) в 1096 году; в) в 1091 году.
8. Кто был организатором Первого крестового похода?
а) Папа римский Урбан II; б) английский король Ричард Львиное Сердце; в) монах-фанатик Доминик Гусман.
9. В каком году состоялся крестовый поход детей?
а) В 1099 году; б) в 1096 году; в) в 1212 году.
10. Соотнесите термины, даты, имена и события.
1) 1096–1099 гг.; а) английский король;
2) Фридрих I Барбаросса; б) Третий крестовый поход;
3) Тевтонский орден; в) захват Иерусалима во время Первого крестового похода;
4) 1099 г.; г) объединение немецких рыцарей;
5) Ричард Львиное Сердце; д) Первый крестовый поход;
6) 1189–1192 гг. е) германский король.
Ответы: 1. Крестовые походы – это военные походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096–1270 гг. для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня. 2. в. 3. б. 4. а. 5. в. 6. б. 7. б. 8. а. 9. в. 10. 1д; 2е; 3г; 4в; 5а; 6б.
Приложение 2
Представителей династии Капетингов не устраивала очевидная слабость королевской власти, поэтому они стали вести борьбу за объединение страны под своим началом. В этой тяжелой борьбе они опирались на различные слои населения.
1) Горожане. В борьбе городов с сеньорами горожане часто обращались за помощью к королю. Этот союз был взаимовыгоден, так как получив грамоту на самоуправление, города обеспечивали короля материальными и людскими ресурсами.
2) Крестьяне. Постоянные междоусобные войны наносили непоправимый вред сельскому хозяйству, а тяжелые подати (высокий денежный оброк) вынуждали крестьян бежать от своих сеньоров. В поисках защиты крестьяне нередко обращались к королю.
3) Мелкие и средние феодалы. Многие переходили на службу к королю, улучшая тем самым свои доходы; некоторым требовалась помощь для того, чтобы вернуть беглецов и удерживать в повиновении свободных крестьян; третьи были недовольны своими сеньорами.
4) Церковь. Осуждала постоянные междоусобные войны внутри страны, результатом которых становились большие потери населения и разорение территорий.
Приложение 3
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФРАНЦИИ
Приложение 4
Первоначально короли Франции усиливали свою власть внутри собственного домена. XII в. можно назвать переломным в этом отношении. Людовик VI смог одержать победу в борьбе с крупными феодалами. Его преемник Людовик VII продолжил начатое, значительно увеличив территорию своего домена. Филипп II Август в 1202–1204 гг. завоевал Нормандию, а позже и часть земель на севере страны. Позднее к королевскому домену отошли графство Тулузское и часть Средиземноморских территорий (произошло это при Людовике VIII, после так называемого крестового похода против альбигойцев). В период правления Людовика IX был проведен ряд реформ, которые способствовали централизации Франции и, соответственно, усиливали королевскую власть. К ним можно отнести:
– введение единой денежной единицы для всей страны; – усиление полномочий королевского суда (Парижский парламент становится верховной судебной инстанцией королевства); – ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля» – в этот период феодалы, которые оказывались на грани военного конфликта, могли обратиться за помощью к королю); – издание законов, действовавших на территории всей страны.
Завершающий этап в объединении Франции приходится на правление Филиппа IV Красивого. Он продолжил политику своих предшественников, хотя порой использовал для укрепления своей власти отнюдь не благочестивые методы. Благодаря удачному браку с Жанной I он присоединил к своему домену Наварру и Шампань. Постоянный дефицит бюджета король решил исправить с помощью порчи королевской монеты. Он заменил в ней часть серебра на более дешевый металл, что привело к ее обесцениванию, зато налоги требовал вносить полноценной монетой. За подобное мошенничество он получил прозвище «король-фальшивомонетчик».
Приложение 5
Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII–XIV вв. в ходе объединения земель и централизации государств.
Генеральные штаты – орган сословно-представительной монархии во Франции, впервые созванный в 1302 году. В его состав входили представители сословий: духовенства, дворянства и горожан.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.