IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Беседа – Вспомните, каковы причины установления феодальной раздробленности в Западной Европе? (Возникновению феодальной раздробленности в Западной Европе способствовал целый комплекс причин: 1) усиление класса феодалов, которые в результате перестают нуждаться в королевской (центральной) власти и, соответственно, больше не оказывают ей поддержки; 2) преобладание натурального хозяйства; 3) хозяйственная замкнутость областей внутри государства.) – Какая династия правила во Франции с конца X века? (С конца X века во Франции правит династия Капетингов.) – Сильна ли была власть первых королей этой династии? (Первые короли этой династии не обладали практически никакой реальной властью, кроме власти над территорией королевского домена, который был весьма скромен. Они считались лишь «первыми среди равных».)

Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры

Фронтальная Знают причины установления феодальной раздробленности в Западной Европе Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений Устный опрос Работа с исторической картой «Франция в XI– XII вв.» (с. 154) – На какие части делилась Франция к концу XII в.? (К концу XII века Франция была раздроблена на следующие области: Нормандия, Бретань, Аквитания, Гасконь, Лангедок, Бургундия, Шампань, Фландрия.) – Какие части от владений крупных французских феодалов и от земель английской короны составляли владения короля Франции? (Королевский домен включал в себя небольшую территорию с городами Париж и Орлеан.)

Изучают карту, формулируют ответы

Фронтальная Читают историческую карту с опорой на легенду Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, анализ объектов изучения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу Устные ответы Рассказ учителя См. Приложение 2

Составляют схемы «Опора королевской власти» и «Методы усиления королевской власти» с помощью учителя  (см. Приложение 3)

Индивидуальная Объясняют, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания Схемы Презентация «Объединение Франции» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 4). – Из-за чего произошел конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII? (Бонифаций VIII сделал попытку поставить церковную власть выше власти светских государей. В ответ Филипп IV обложил церковные земли налогами, тем самым пополнив вечный дефицит королевской казны. Возмущенный подобными действиями, римский папа угрожал отлучить короля от церкви, что, впрочем, последнего ничуть не испугало. Развернувшаяся борьба закончилась победой короля. Папская резиденция была перенесена из Рима во французский город Авиньон и находилась там около 70 лет. В этот период все папы были французами и назначались французским королем.) – Конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII и последующее Авиньонское пленение пап привело к ослаблению власти римских пап и усилению монархической власти в Европе

Слушают учителя, делают записи в тет-радях

Фронтальная Систематизируют материал об объединении Франции Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения Конспект V. Первичное осмысление и закрепление знаний Работа с учеб-ником (с. 156– 157) Задание: прочтите текст учебника и ответьте на следующие вопросы: – С какой целью король созывал собрание представителей сословий – Генеральные штаты? (Филипп IV хотел заручиться поддержкой разных сословий в борьбе против папы римского.) – Как решались дела в этом собрании? (Делегатами от сословий выступали самые влиятельные люди. Представители каждого сословия заседали от- дельно и только для вынесения окончательного решения собирались вместе. При утверждении налогов между сословиями часто возникали разногласия, что ослабляло влияние Генеральных штатов на государственные дела.) – Таким образом, мы с вами можем констатировать, что в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия. Запишите основные определения исторических терминов (см. Приложение 5). – Оцените действия Филиппа IV исходя из интересов государства и с позиции морали. Совпадают ли эти оценки? Почему? Аргументируйте свой ответ

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Объясняют значение понятий сословно-представительная монархия, Генеральные штаты Познавательные: разбивают текст на смысловые части, выделяют существенную информацию. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: аргументируют свою позицию, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Ответы на вопросы VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание Закончите предложения: • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я … • Урок мне показался… • За урок я… • Мое настроение… • Материал урока мне был… Учебник, § 18; записи в тетрадях

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная   Индивидуальная Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

I вариант

1. Дайте определение понятию «крестовые походы».

2. Какова цель Первого крестового похода?

а) Борьба с еретиками; б) освобождение завоеванных христиан;           в) Освобождение Гроба Господня.

3. Как в европейских хрониках называли правителя Египта, который нанес сокрушительное поражение крестоносцам в XII в.?

а) Харун ар-Рашид;    б) Саладин;   в) Магомет.

4. Кого называли «храмовниками»?

а) Тамплиеров;             б) госпитальеров;        в) тевтонский орден.

5. Что являлось одним из последствий крестовых походов?

а) Освобождение Гроба Господня;       б) завоевание Туниса; в) оживление торговли в Средиземноморье.

6. Кто в 1204 г. штурмом взял Константинополь и разграбил храм Святой Софии?

а) Турки-сельджуки;   б) крестоносцы;           в) арабы.

7. В каком году состоялся Первый крестовый поход?

а) В 1066 году; б) в 1096 году; в) в 1091 году.

8. Кто был организатором Первого крестового похода?

а) Папа римский Урбан II;       б) английский король Ричард Львиное Сердце; в) монах-фанатик Доминик Гусман.

9. В каком году состоялся крестовый поход детей?

а) В 1099 году; б) в 1096 году; в) в 1212 году.

10. Соотнесите термины, даты, имена и события.

1) 1096–1099 гг.;                                           а) английский король;

2) Фридрих I Барбаросса;                            б) Третий крестовый поход;

3) Тевтонский орден;                                   в) захват Иерусалима во время Первого крестового похода;

4) 1099 г.;                                                      г) объединение немецких рыцарей;

5) Ричард Львиное Сердце;                         д) Первый крестовый поход;

6) 1189–1192 гг.                                            е) германский король.

Ответы: 1. Крестовые походы – это военные походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096–1270 гг. для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня. 2. в. 3. б. 4. а. 5. в. 6. б. 7. б. 8. а. 9. в. 10. 1д; 2е; 3г; 4в; 5а; 6б.

 

 

Приложение 2

Представителей династии Капетингов не устраивала очевидная слабость королевской власти, поэтому они стали вести борьбу за объединение страны под своим началом. В этой тяжелой борьбе они опирались на различные слои населения.

1) Горожане. В борьбе городов с сеньорами горожане часто обращались за помощью к королю. Этот союз был взаимовыгоден, так как получив грамоту на самоуправление, города обеспечивали короля материальными и людскими ресурсами.

2) Крестьяне. Постоянные междоусобные войны наносили непоправимый вред сельскому хозяйству, а тяжелые подати (высокий денежный оброк) вынуждали крестьян бежать от своих сеньоров. В поисках защиты крестьяне нередко обращались к королю.

3) Мелкие и средние феодалы. Многие переходили на службу к королю, улучшая тем самым свои доходы; некоторым требовалась помощь для того, чтобы вернуть беглецов и удерживать в повиновении свободных крестьян; третьи были недовольны своими сеньорами.

4) Церковь. Осуждала постоянные междоусобные войны внутри страны, результатом которых становились большие потери населения и разорение территорий.

Приложение 3

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФРАНЦИИ

Приложение 4

Первоначально короли Франции усиливали свою власть внутри собственного домена. XII в. можно назвать переломным в этом отношении. Людовик VI смог одержать победу в борьбе с крупными феодалами. Его преемник Людовик VII продолжил начатое, значительно увеличив территорию своего домена. Филипп II Август в 1202–1204 гг. завоевал Нормандию, а позже и часть земель на севере страны. Позднее к королевскому домену отошли графство Тулузское и часть Средиземноморских территорий (произошло это при Людовике VIII, после так называемого крестового похода против альбигойцев). В период правления Людовика IX был проведен ряд реформ, которые способствовали централизации Франции и, соответственно, усиливали королевскую власть. К ним можно отнести:

– введение единой денежной единицы для всей страны; – усиление полномочий королевского суда (Парижский парламент становится верховной судебной инстанцией королевства); – ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля» – в этот период феодалы, которые оказывались на грани военного конфликта, могли обратиться за помощью к королю); – издание законов, действовавших на территории всей страны.

Завершающий этап в объединении Франции приходится на правление Филиппа IV Красивого. Он продолжил политику своих предшественников, хотя порой использовал для укрепления своей власти отнюдь не благочестивые методы. Благодаря удачному браку с Жанной I он присоединил к своему домену Наварру и Шампань. Постоянный дефицит бюджета король решил исправить с помощью порчи королевской монеты. Он заменил в ней часть серебра на более дешевый металл, что привело к ее обесцениванию, зато налоги требовал вносить полноценной монетой. За подобное мошенничество он получил прозвище «король-фальшивомонетчик».

Приложение 5

Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII–XIV вв. в ходе объединения земель и централизации государств.

Генеральные штаты – орган сословно-представительной монархии во Франции, впервые созванный в 1302 году. В его состав входили представители сословий: духовенства, дворянства и горожан.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.