| Рассказ учителя | – В первые столетия Средних веков
 в Европе было мало городов, однако
 с X–XI вв. их число неуклонно растет. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие изменения произошли в это время в сельском хозяйстве. (Появляются железные орудия труда, водяные и ветряные мельницы, применяется колесный плуг с большими лемехами, начинают использовать лошадь для перевозки грузов и ускорения обработки земли.)
 Подводит учащихся к выводу, что развитие сельского хозяйства повлекло за собой развитие ремесла, так как для изготовления новых орудий труда требовались люди, обладающие специальными навыками.
 – Действительно, рост населения, использование более совершенных орудий труда из железа повлекли за собой более высокие урожаи и, соответственно, возрастающий спрос на орудия труда. Для их изготовления требовался металл, поэтому в Европе в это время появляются шахты, где добывалось железо, совершенствуются плавка и обработка металлов. Если примитивные орудия труда не требовали специальных знаний, то колесный плуг, к примеру, сделать было не так-то просто. Здесь нужен был не просто опыт, а особые знания и навыки. Те, кто их приобретал, постепенно отходили от сельского хозяйства, и ремесло становилось их основным занятием. Многие ремесленники покидали деревню. Как вы думаете, с чем это было связано? (Ремесленники убегали от своих феодалов.)
 – Правильно, одной из причин ухода ремесленников из поместий были высокие налоги, которые феодал собирал со всех, кто жил на его земле. Вторая причина – это поиск покупателей, которые бы приобретали изделия, изготовленные ремесленником | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Называют причины роста городов во второй половине Средневековья | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; выполняют действия по алгоритму.
 Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразуют
 практическую задачу в познавательную.
 Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
 Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Ответы на вопросы |  | Работа с историческим источ-ником «Хронист о возникновении
 города
 Брюгге»
 (с. 109) | – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: где возникали города? (Города возникали возле феодального замка, моста.)
 – Действительно, средневековые города возникали в людных местах: у стен монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области, у речных переправ, морских гаваней или на перекрестках дорог. Здесь могли приобрести нужные вещи и господа и крестьяне, а ремесленни-
 ки – реализовать свою продукцию и купить необходимое сырье у торговцев, которые сбывали привезенный товар и покупали здесь новый. Численность горожан росла, увеличивалось количество самих городов.
 Таким образом, город – это центр ремесла и торговли. (Можно показать на карте крупные европейские города.)
 – Почему в Европе наблюдается рост количества городов? (Во-первых, потому что из сельского хозяйства выделилось ремесло; во-вторых, ремесленники покидали свои деревни в поисках покупателей.) | Осмысленно читают текст, формулируют устные ответы | Индивидуальная | Перечисляют места расположения городов | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи.
 Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную | Устные ответы | 
  | Презентация «Борьба городов с сеньорами» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Записи в тетради | 
  | Работа с иллюстрациями
 (с. 107) | – Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (На рисунках изображены ремесленные мастерские.)
 – Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.)
 – Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.)
 Объяснение учителя (см. Приложе-
 ние 2) | Изучают иллюстрации, формулируют ответы | Индивидуальная | На основе иллюстраций учебника составляют описание технологий изготовления определенных ремесленных изделий | Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения | Устные ответы | 
  | Работа с текстом учебника
 (п. 5–6,
 с. 108–
 110) | – Прочитайте текст. Что такое цех?
 (Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.)
 – Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
 (У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цехи, а цехи – в гильдии. Цехи стремились не допустить конкуренции между мастерами, при которой одни богатели бы, а другие разорялись. Помимо этого, цех заботился о качестве производимых изделий.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Раскрывают
 смысл понятий: «цех», «гильдия» | Познавательные: выделяют существенную информацию из текста, осо-знанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Ответы на вопросы | 
  | V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Проблемный вопрос | – Оба утверждения – «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» – правильны. Но ведь одно противоречит другому. Как разрешить это противоречие? | Аргументируют свою точку зрения | Фронтальная | Сравнивают исторические факты | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
 Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу | Аргументированные ответы | 
  | VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке?
 – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения?
 – Каким образом вы их преодолели?
 – Что в новом материале вас заинтересовало?
 – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на во-просы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная |  | Регулятивные: адек-ватно воспринимают оценку учителя.
 Личностные: способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке | 
  | Домашнее задание | Учебник, § 13; записи в тетрадях.
  Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях» (с. 126) | Записывают домашнее
 задание
 | Индивидуальная |  | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |  | 
  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
						Ресурсный материал к уроку
						Приложение 1
 Возникающие города находились под властью феодалов, которые сначала покровительствовали «своим» городам, но по мере роста и увеличения богатства городов сеньоры стали облагать их все большими налогами. Поэтому в XII–XIII вв. в Европе шла борьба городов с сеньорами. Те города, которые одерживали в ней победу, назывались коммунами (от латинского коммунис – общий).
 Коммуна – независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить свою монету.
  
 СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
 Результат борьбы с сеньорами – освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Недаром в то время появилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Достаточно было прожить в городе «год и день», как крестьянин становился свободным человеком.
 Приложение 2
 Ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем доме. Все делалось вручную. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер. Ему помогали ученики и подмастерья.
 Подмастерье – это работник, уже изучивший ремесло, за свой труд он получал зарплату. Накопив денег либо женившись на хозяйской дочери, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать экзамен – на собственные средства изготовить шедевр.
 Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.
 Ученики обучались мастерству от 2 до 8 лет. Они жили в доме мастера и помимо прочего выполняли подсобные работы.