IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рассказ учителя – В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, однако с X–XI вв. их число неуклонно растет. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие изменения произошли в это время в сельском хозяйстве. (Появляются железные орудия труда, водяные и ветряные мельницы, применяется колесный плуг с большими лемехами, начинают использовать лошадь для перевозки грузов и ускорения обработки земли.) Подводит учащихся к выводу, что развитие сельского хозяйства повлекло за собой развитие ремесла, так как для изготовления новых орудий труда требовались люди, обладающие специальными навыками. – Действительно, рост населения, использование более совершенных орудий труда из железа повлекли за собой более высокие урожаи и, соответственно, возрастающий спрос на орудия труда. Для их изготовления требовался металл, поэтому в Европе в это время появляются шахты, где добывалось железо, совершенствуются плавка и обработка металлов. Если примитивные орудия труда не требовали специальных знаний, то колесный плуг, к примеру, сделать было не так-то просто. Здесь нужен был не просто опыт, а особые знания и навыки. Те, кто их приобретал, постепенно отходили от сельского хозяйства, и ремесло становилось их основным занятием. Многие ремесленники покидали деревню. Как вы думаете, с чем это было связано? (Ремесленники убегали от своих феодалов.) – Правильно, одной из причин ухода ремесленников из поместий были высокие налоги, которые феодал собирал со всех, кто жил на его земле. Вторая причина – это поиск покупателей, которые бы приобретали изделия, изготовленные ремесленником

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная Называют причины роста городов во второй половине Средневековья Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; выполняют действия по алгоритму. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразуют практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям Ответы на вопросы Работа с историческим источ-ником «Хронист о возникновении города Брюгге» (с. 109) – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: где возникали города? (Города возникали возле феодального замка, моста.) – Действительно, средневековые города возникали в людных местах: у стен монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области, у речных переправ, морских гаваней или на перекрестках дорог. Здесь могли приобрести нужные вещи и господа и крестьяне, а ремесленни- ки – реализовать свою продукцию и купить необходимое сырье у торговцев, которые сбывали привезенный товар и покупали здесь новый. Численность горожан росла, увеличивалось количество самих городов. Таким образом, город – это центр ремесла и торговли. (Можно показать на карте крупные европейские города.) – Почему в Европе наблюдается рост количества городов? (Во-первых, потому что из сельского хозяйства выделилось ремесло; во-вторых, ремесленники покидали свои деревни в поисках покупателей.)

Осмысленно читают текст, формулируют устные ответы

Индивидуальная Перечисляют места расположения городов Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную Устные ответы Презентация «Борьба городов с сеньорами» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают записи в тет-радях

Фронтальная Характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Записи в тетради Работа с иллюстрациями (с. 107) – Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (На рисунках изображены ремесленные мастерские.) – Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.) – Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.) Объяснение учителя (см. Приложе- ние 2)

Изучают иллюстрации,

формулируют ответы

Индивидуальная На основе иллюстраций учебника составляют описание технологий изготовления определенных ремесленных изделий Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения Устные ответы Работа с текстом учебника (п. 5–6, с. 108– 110) – Прочитайте текст. Что такое цех? (Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.) – Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы? (У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цехи, а цехи – в гильдии. Цехи стремились не допустить конкуренции между мастерами, при которой одни богатели бы, а другие разорялись. Помимо этого, цех заботился о качестве производимых изделий.)

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная Раскрывают смысл понятий: «цех», «гильдия» Познавательные: выделяют существенную информацию из текста, осо-знанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Ответы на вопросы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Проблемный вопрос – Оба утверждения – «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» – правильны. Но ведь одно противоречит другому. Как разрешить это противоречие?

Аргументируют свою точку зрения

Фронтальная Сравнивают исторические факты Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу Аргументированные ответы

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на во-просы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная Регулятивные: адек-ватно воспринимают оценку учителя. Личностные: способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Оценивание работы учащихся на уроке   Домашнее задание Учебник, § 13; записи в тетрадях.  Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях» (с. 126)

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения                    

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Возникающие города находились под властью феодалов, которые сначала покровительствовали «своим» городам, но по мере роста и увеличения богатства городов сеньоры стали облагать их все большими налогами. Поэтому в XII–XIII вв. в Европе шла борьба городов с сеньорами. Те города, которые одерживали в ней победу, назывались коммунами (от латинского коммунис – общий).

Коммуна – независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить свою монету.

 

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Результат борьбы с сеньорами – освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Недаром в то время появилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Достаточно было прожить в городе «год и день», как крестьянин становился свободным человеком.

Приложение 2

Ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем доме. Все делалось вручную. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер. Ему помогали ученики и подмастерья.

Подмастерье – это работник, уже изучивший ремесло, за свой труд он получал зарплату. Накопив денег либо женившись на хозяйской дочери, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать экзамен – на собственные средства изготовить шедевр.

Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

Ученики обучались мастерству от 2 до 8 лет. Они жили в доме мастера и помимо прочего выполняли подсобные работы.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.