IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Презентация   Комментирует информацию презентации «Усиление королевской власти в Англии», останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная Знают основные исторические события изучаемого периода, дают оценку исторической личности – Вильгельму Нормандскому Познавательные: составляют конспект по материалу презентации. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала Конспект Работа с историческим источником (с. 163) Предлагает прочитать извлечение из «Великой хартии вольностей». – Ослабела или усилилась власть английского короля после принятия этого документа? (С принятием этого документа власть короля была ослаблена, так как он должен был соблюдать закон и порядок под угрозой феодальной войны.) – Кому была выгодна Великая хартия вольностей? (В основном она была выгодна баронам, хотя и остальным сословиям гарантировались личная и имущественная свобода от королевского произвола, разрешались свои обычаи и определенные вольности.) – Почему англичане гордятся этим документом и называют его «началом своей свободы»? (Фактически этот документ представлял собой первую конституцию феодальной монархии.)

Работают с историческим
источником, отвечают
на вопросы

Индивидуальная Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Устные ответы Рассказ учителя Рассказ учителя (см. Приложение 2). После объяснения чертит на доске схему «Состав английского парламента» (см. Приложение 3). Функции парламента: •   издает законы, • решает вопрос о налогах, • контролирует использование налогов

Слушают учителя, делают записи в тетрадь

Индивидуальная Объясняют значение понятия парламент, знают состав парламента Англии Познавательные: используют знаково-символические средства при анализе материала Конспект V. Первичное осмысление и закрепление знаний Беседа – Что общего и какие особенности есть в причинах и путях образования централизованных государств во Франции и Англии? – Что означает сословно-представительная монархия? – В чем отличие английского парламента от Генеральных штатов? (см. Приложение 4)

Отвечают
на вопросы

Фронтальная Сравнивают причины и пути образования централизованных государств в Англии и Франции Коммуникативные: высказывают собственное мнение, допускают существование у людей различных точек зрения. Личностные: выявляют причины современного устройства мира на основе анализа исторических событий   VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учебник, § 19; записи в тетрадях.  Презентация (4–5 слайдов) об одном из исторических деятелей Англии XI– XIII веков, не упомянутом в параграфе (например, об Эдуарде Исповеднике или Томасе Бекете) (с. 167)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

 

Записывают домашнее задание

Фронтальная   Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке                  


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

После смерти короля Англии Эдуарда Исповедника свои права на английский престол предъявил Вильгельм, герцог Нормандский. Он заручился поддержкой и папы римского, и своих вассалов. В сентябре 1066 г. его армия переправилась через Ла-Манш и высадилась на юге Англии. Решающая битва произошла в октябре 1066 г. при Гастингсе. Англосаксонское войско потерпело сокрушительное поражение. Состоявшее в основном из крестьянского пешего ополчения, оно не могло противостоять тяжеловооруженному рыцарскому войску и отрядам лучников. Король Англии Гарольд был убит, и вскоре Вильгельм занял его место и вошел в историю под именем Вильгельм I Завоеватель, основатель Нормандской династии.

Первыми шагами нового короля стало укрепление собственной власти. Все земли в Англии были объявлены собственностью короля. В 1086 г. Вильгельм провел всеанглийскую поземельную перепись, целью которой было получить представление о завоеванной стране и упорядочить налогообложение. Данные переписи были сведены в «Книгу Страшного суда». Многие крестьяне, до того свободные, были записаны в крепостные, но часть осталась свободными.

При внуках Вильгельма Завоевателя в стране началась междоусобная война. Однако королевская власть в Англии была значительно сильнее, чем во Франции, поэтому при поддержке духовенства, рыцарства и горожан она одержала победу над крупными феодалами. Во главе государства в 1154 г. встал Генрих II, основатель династии Плантагенетов. Он значительно расширил территорию Английского королевства, в основном за счет французских земель, а также начал завоевание Ирландии.

Для укрепления центральной власти в Англии Генрих II провел ряд реформ, важнейшие из которых – судебная и военная реформы. Суть первой заключалась в том, что отныне каждый человек имел право перенести свое дело из суда местного феодала (где судебный процесс вершился при помощи «Божьего суда») в королевский, где его рассматривал бы суд присяжных. Военная реформа включала в себя введение так называемых «щитовых денег»: военная служба феодалов в пользу короля ограничивалась небольшим сроком, а вместо остальной части феодал должен был внести определенную сумму денег.

Король усилил свою власть на местах путем назначения на должности шерифов – королевских чиновников (в основном это были выходцы из мелких и средних феодалов), которые управляли графствами, то есть собирали налоги, вершили суд, возглавляли ополчение.

После смерти Генриха II на престол вступил его сын – Ричард Львиное Сердце, а после его смерти – его младший брат Иоанн Безземельный. Годы его правления ознаменовались первым этапом политической борьбы в Англии. Длительный конфликт с римским папой Иннокентием III и крайне неудачная внешняя политика Иоанна привели к тому, что после поражений в войне с французским королем Филиппом II он потерял большую часть своих французских владений.

Иоанн Безземельный усилил давление на все слои населения, тем самым вызвав их недовольство, закончившееся мятежом. После чего ему пришлось пойти на значительные уступки и подписать «Великую хартию вольностей».

Приложение 2

Несмотря на то что Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», она так и не была применена на практике. Король не собирался ее исполнять. Заручившись поддержкой папы римского, он начал военные действия против своих противников, однако вскоре умер. Феодалы признали королем его сына – Генриха III. Его правление вызвало еще большее недовольство населения страны. Дело в том, что Генрих III, находясь под влиянием своей жены-француженки, щедро жаловал землю и награды иностранцам, что не могло оставить равнодушными английских баронов. Но это было еще не все. Под влиянием папы римского он начал войну в Италии и потребовал на это 1/3 всех доходов страны. Подобное было неслыханным даже для короля. Ему отказали в средствах. В 1258 г. был созван совет в Оксфорде, получивший название «бешеный», на котором король вынужден был пойти на уступки – решать все важные вопросы только при согласии баронов. Все это вылилось в политический конфликт. Борьбу с королем возглавил Симон де Монфор. В 1265 г. он созвал «совет королевства», на котором помимо епископов и баронов присутствовали представители городов и рыцари. Это и был первый английский парламент.

Приложение 3

Парламентсобрание представителей разных сословий в Англии, орган сословно-представительной монархии.

СОСТАВ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Приложение 4

Для создания централизованных государств необходимы определенные условия, такие как:

• рост городов;

• развитие товарно-денежных отношений;

• обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти;

• поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями;

• создание органа сословного представительства.

Все эти условия сложились в Англии и во Франции. Однако у каждой из этих стран существует и ряд особенностей: централизованное государство в Англии появилось значительно раньше, чем во Франции. Во многом это было связано с норманнским завоеванием и его последствиями – король изначально обладал крупными земельными владениями, и феодалы находились в прямой вассальной зависимости от него. Соответственно, королевская власть здесь была сильнее. Она опиралась на наемное войско, шерифов и обеспечивалась за счет налогов. И хотя представительный орган существовал и во Франции, однако английский парламент все же обладал значительно большими полномочиями и играл более значительную роль на политической арене.

В английском парламенте, так же как и в Генеральных штатах во Франции, в палате общин заседали представители рыцарства и горожан, однако, в отличие от Франции, здесь не было такой розни между сословиями и зачастую они действовали совместно. В Англии парламент участвовал в принятии законов и оказывал гораздо большее влияние на государственные дела, чем Генеральные штаты во Франции.

 

Урок 20. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах Столетней войны, охарактеризовать роль Жанны д’Арк в освобождении Франции, познакомить с понятиями партизанская война, народная освободительная война, с термином арбалет
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: сравнивают парламент и Генеральные штаты, находят сходство и отличия, перечисляют последствия нормандского завоевания, оценивают деятельность Генриха II; указывают хронологические рамки Столетней войны, перечисляют причины военных действий, характеризуют места сражений, обстоятельства, участников Столетней войны; представляют характеристику Жанны д’Арк, объясняют, почему ее имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду, проводят поиск необходимой информации. Познавательные: работают с учебной информацией, составляют конспект, выделяют логические части текста, составляют план на основе презентации и иллюстраций учебника. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеют высказывать собственное мнение, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осмысляют социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции
Образовательные ресурсы Презентация «Жанна д’Арк», подготовленная учителем. Столетняя война [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.medievalmuseum.ru/14wars/medieval_wars_100year_war.htm;
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Англия и Франция во времена Столетней войны»
Основное содержание, понятия и термины Причины Столетней войны. Основные этапы Столетней войны. Героическая роль Жанны д’Арк в освобождении Франции. Арбалет, партизанская война, народная освободительная война

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.