Рассказ учителя «Природа и занятия населения Аравии»
| – Большую часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы – бедуины («степняки»). Они занимались скотоводством – разводили верблюдов, овец и лошадей.
Через Аравию проходили важнейшие торговые пути – из Византии в Африку и Индию. Здесь возник город Мекка, где и поныне находится древнее святилище – храм Кааба. (Учитель сопровождает свой рассказ показом на карте.)
– Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни ее населения? (Природа повлияла на основные занятия жителей. Земледелием занимались лишь в оазисах, большая часть населения была скотоводами.)
| Слушают учителя. Делают краткие записи в тетради
| Фронтальная
| Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения
| Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата
| Записи в тетради
| Презентация «Ислам и его роль в объединении арабских
племен»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
– Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Ислам – одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII в. среди арабов. Главный догмат ислама – вера в единого бога Аллаха.
Основатель ислама – пророк Мухаммед, он стал главой Арабского государства.
Священная книга мусульман – Коран
(состоит из 114 глав, которые называются суры).
Хиджра (622 г.) – это начало мусульманского летоисчисления.
Шариат – мусульманский суд («правильный путь»).
Кади – духовные судьи.
| Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Знают основные положения учебного материала
| Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
| Записи в тетради
|
Работа с дополнительным материалом «Основные обязанности мусульманина»
(с. 72)
| – Прочитайте текст и перечислите основные обязанности мусульманина.
(У мусульманина 5 основных обязанностей:
1) верить, что существует единый бог – аллах, а его пророк – мухаммед;
2) молиться 5 раз в день;
3) соблюдать пост – рамадан;
4) тратить пятую часть доходов на милостыню;
5) совершить хадж – паломничествов Мекку и Медину.)
| Читают текст, анализируют полученную информацию
| Работа в парах
| Знают основные обязанности мусульманина, овладевают целостным представлением о различии пути отдельных народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества
| Познавательные: владеют умением работать с учебной информацией.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
| Устные ответы
|
Работа с карта-
ми (с. 74,
76)
| Предлагает изучить карты «Завоевания арабов» и «Распад халифата» и ответить на следующие вопросы:
– Какие выгоды давало географическое положение Аравии? (Через Аравию проходили важнейшие торговые пути из Византии в Африку и Индию.)
– Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?
– Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.
– Какие государства образовались на месте распавшегося халифата? (Иран, Персия, Сирия, Египет, Кордовский халифат.)
| Работают с картой, формулируют уст-
ные ответы, показывают территории, завоеванные арабами
| Работа в группах
| Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве
| Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные: строят монологические высказывания
| Устные ответы, работа
с картой
|
Работа с учебником
(п. 5–7,
с. 73–77)
| Задание: прочтите текст учебника и письменно ответьте на следующие вопросы:
– Объясните причины военных успехов арабов. (Арабы обладали стремительной и легкой конницей; их противники были истощены длительной войной друг с другом. В VIII в. у арабов была сильная воинская организация, а их соседи были ослаблены политической раздробленностью.)
– Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошел его распад? (Временем расцвета Арабского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида
(768–809 гг.). Халифат распался из-за притеснения немусульман, народных восстаний.)
| Читают текст, анализируют полученную информацию, формулируют
свой ответ, задают уточняющие вопросы
| Индивидуальная
| Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий и явлений
| Познавательные: умеют строить логические рассуждения в письменной форме.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Письменные ответы
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Проблемный вопрос
| – Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?
(И христиане и мусульмане:
1) верят в единого Бога;
2) обличают несправедливость;
3) призывают помогать бедным и сиротам;
4) верят, что мир был создан Богом за 6 дней, что первым человеком был Адам, а из его ребра была создана Ева, и пр.)
| Рассуждают, отвечают на вопрос
| Фронтальная
| Сравнивают религиозные представления мусульман и христиан
| Познавательные: устанавливают аналогии.
Коммуникативные: умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения.
Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности
| Записи в тетрадях
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учебник, § 9; записи в тетрадях
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Ресурсный материал к уроку
1. Соотнесите:
1) западные славяне а) болгары, сербы, хорваты;
2) южные славяне б) русские, украинцы, белорусы;
3) восточные славяне в) чехи, поляки, словаки.
2. В каком веке возникло Болгарское царство?
а) V в.; б) VII в.; в) IX в.
3. Великоморавская держава была государством какой ветви славянства?
а) западной; б) южной; в) восточной.
4. Кто был создателем славянской письменности?
а) славяне; б) Симеон; в) Кирилл.
5. Кто был основателем первого Болгарского царства?
а) хан Аспарух; б) Симеон; в) Василий II.
| 6. Когда образовалось Древнерусское государство?
а) X в.; б) IX в.; в) XI в.
7. Когда образовалось Чешское государство?
а) X в.; б) IX в.; в) XI в.
8. Когда образовалось Польское государство?
а) X в.; б) IX в.; в) XI в.
9. Какой город был столицей Польши?
а) Краков; б) Прага; в) Киев.
10. Какой город был столицей Чехии?
а) Краков; б) Прага; в) Киев.
|
Ответы: 1. 1в, 2а, 3б. 2. б. 3. а. 4. в. 5. а. 6. б. 7. а. 8. в. 9. а. 10. б.