IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рассказ учителя «Природа и занятия населения Аравии» – Большую часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы – бедуины («степняки»). Они занимались скотоводством – разводили верблюдов, овец и лошадей. Через Аравию проходили важнейшие торговые пути – из Византии в Африку и Индию. Здесь возник город Мекка, где и поныне находится древнее святилище – храм Кааба. (Учитель сопровождает свой рассказ показом на карте.) – Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни ее населения? (Природа повлияла на основные занятия жителей. Земледелием занимались лишь в оазисах, большая часть населения была скотоводами.) Слушают учителя. Делают краткие записи в тетради Фронтальная Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата Записи в тетради Презентация «Ислам и его роль в объединении арабских племен» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Ислам – одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII в. среди арабов. Главный догмат ислама – вера в единого бога Аллаха. Основатель ислама – пророк Мухаммед, он стал главой Арабского государства. Священная книга мусульман – Коран (состоит из 114 глав, которые называются суры). Хиджра (622 г.) – это начало мусульманского летоисчисления. Шариат – мусульманский суд («правильный путь»). Кади – духовные судьи.   Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях Фронтальная Знают основные положения учебного материала Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Записи в тетради Работа с дополнительным материалом «Основные обязанности мусульманина» (с. 72) – Прочитайте текст и перечислите основные обязанности мусульманина. (У мусульманина 5 основных обязанностей: 1) верить, что существует единый бог – аллах, а его пророк – мухаммед; 2) молиться 5 раз в день; 3) соблюдать пост – рамадан; 4) тратить пятую часть доходов на милостыню; 5) совершить хадж – паломничествов Мекку и Медину.) Читают текст, анализируют полученную информацию Работа в парах Знают основные обязанности мусульманина, овладевают целостным представлением о различии пути отдельных народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества Познавательные: владеют умением работать с учебной информацией. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Устные ответы Работа с карта- ми (с. 74, 76)   Предлагает изучить карты «Завоевания арабов» и «Распад халифата» и ответить на следующие вопросы: – Какие выгоды давало географическое положение Аравии? (Через Аравию проходили важнейшие торговые пути из Византии в Африку и Индию.) – Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.? – Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере. – Какие государства образовались на месте распавшегося халифата? (Иран, Персия, Сирия, Египет, Кордовский халифат.) Работают с картой, формулируют уст- ные ответы, показывают территории, завоеванные арабами Работа в группах Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: строят монологические высказывания Устные ответы, работа с картой Работа с учебником (п. 5–7, с. 73–77) Задание: прочтите текст учебника и письменно ответьте на следующие вопросы: – Объясните причины военных успехов арабов. (Арабы обладали стремительной и легкой конницей; их противники были истощены длительной войной друг с другом. В VIII в. у арабов была сильная воинская организация, а их соседи были ослаблены политической раздробленностью.) – Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошел его распад? (Временем расцвета Арабского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768–809 гг.). Халифат распался из-за притеснения немусульман, народных восстаний.) Читают текст, анализируют полученную информацию, формулируют свой ответ, задают уточняющие вопросы Индивидуальная Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий и явлений Познавательные: умеют строить логические рассуждения в письменной форме. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Письменные ответы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Проблемный вопрос – Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан? (И христиане и мусульмане: 1) верят в единого Бога; 2) обличают несправедливость; 3) призывают помогать бедным и сиротам; 4) верят, что мир был создан Богом за 6 дней, что первым человеком был Адам, а из его ребра была создана Ева, и пр.) Рассуждают, отвечают на вопрос Фронтальная Сравнивают религиозные представления мусульман и христиан Познавательные: устанавливают аналогии. Коммуникативные: умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения. Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности Записи в тетрадях VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа     Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учебник, § 9; записи в тетрадях Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние   Записывают домашнее задание Фронтальная     Индивидуальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

Ресурсный материал к уроку

1. Соотнесите: 1) западные славяне     а) болгары, сербы, хорваты; 2) южные славяне        б) русские, украинцы, белорусы; 3) восточные славяне   в) чехи, поляки, словаки.   2. В каком веке возникло Болгарское царство? а) V в.; б) VII в.; в) IX в.   3. Великоморавская держава была государством какой ветви славянства? а) западной; б) южной; в) восточной.   4. Кто был создателем славянской письменности? а) славяне; б) Симеон; в) Кирилл.   5. Кто был основателем первого Болгарского царства? а) хан Аспарух; б) Симеон; в) Василий II. 6. Когда образовалось Древнерусское государство? а) X в.; б) IX в.; в) XI в.   7. Когда образовалось Чешское государство? а) X в.; б) IX в.; в) XI в.   8. Когда образовалось Польское государство? а) X в.; б) IX в.; в) XI в.   9. Какой город был столицей Польши? а) Краков; б) Прага; в) Киев.   10. Какой город был столицей Чехии? а) Краков; б) Прага; в) Киев.

 Ответы: 1. 1в, 2а, 3б. 2. б. 3. а. 4. в. 5. а. 6. б. 7. а. 8. в. 9. а. 10. б.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.