Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В VI–XI ВВ.
Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г., после распада Римской империи на Западную и Восточную. Столицей империи был г. Константинополь, который получил свое название от имени своего основателя императора Константина I. Византия находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, которые связывали Европу и страны Востока. Император обладал почти неограниченной властью. Он издавал законы, был высшим судьей, главнокомандующим армии, главой церкви. Однако император обязан был подчиняться закону, он не был собственником всех земель империи.
Своего наивысшего расцвета Византия достигла во времена правления императора Юстиниана I (527–565 гг.). Он провел ряд важнейших реформ, к примеру ограничил власть вельмож, усилил армию и смог укрепить внешние границы своего государства. Юстиниан ввел единые для всей страны законы – «Свод гражданского права». При нем в состав Византии вошли Италия, Северная Африка и даже юго-западная часть Испании.
Приложение 2
ЮСТИНИАН I
Мнения современников о Юстиниане были весьма различны. Даже в оценке византийского историка Прокопия, служащего главным источником для изучения деятельности императора, встречаются противоречия: в одних сочинениях («Войны» и «Постройки») он восхваляет успехи широких и смелых завоевательных предприятий Юстиниана и преклоняется перед его художественным гением, а в других («Тайная история») резко чернит его память, называя императора «злым глупцом».
В личности Юстиниана негармонично переплетались умственные и нравственные контрасты. Он замышлял обширнейшие планы увеличения и усиления государства, но не обладал достаточными творческими силами для того, чтобы их цельно и полно воплотить; он претендовал на роль реформатора, а мог только хорошо усваивать не им выработанные идеи. Он был прост, доступен и воздержан в своих привычках – и вместе с тем, вследствие высокого самомнения, выросшего из успеха, окружил себя напыщенным этикетом и небывалой роскошью. Прямота и известное добросердечие исказились у него мало-помалу коварством и лживостью правителя, принужденного постоянно отстаивать удачно захваченную власть от всякого рода опасностей и покушений. Благожелательность к людям, которую он проявлял нередко, портилась частой местью врагам. Щедрость по отношению к бедствующим классам совмещалась в нем с алчностью и неразборчивостью в средствах добывания денег для обеспечения представительства, соответствующего его понятиям о собственном достоинстве. Стремление к справедливости, о которой он постоянно говорил, подавлялось непомерной жаждой господства и вырастающим на такой почве высокомерием. Он заявлял притязания на безграничный авторитет, но в опасные минуты часто был слабоволен и нерешителен, из-за чего подпадал под влияние не только более сильной характером своей жены Феодоры, но иногда даже ничтожных людей, обнаруживая тем самым трусость.
Все эти добродетели и пороки мало-помалу объединялись около выступавшей на первый план, ярко выраженной склонности к деспотизму. Под ее влиянием его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Все это приводило к результатам очень смешанного достоинства, и ими одними трудно объяснить, почему Юстиниан сопричислен к разряду «великих», а царствование его приобрело такое крупное значение. Дело в том, что помимо указанных свойств Юстиниан обладал замечательным упорством в проведении принятых мер и положительно феноменальной трудоспособностью. Он хотел, чтобы каждое мельчайшее распоряжение, касающееся политической и административной, религиозной и умственной жизни империи исходило от него лично и всякий спорный вопрос в тех же областях к нему возвращался.
Урок 8. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о важнейших достижениях византийской культуры; познакомить с понятиями: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: имеют представление о достижениях византийской культуры, знают основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, развивают аналитические способности, учатся структурировать знания. Регулятивные: осознают качество и уровень ранее усвоенного материала, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, формируют собственный алгоритм решения учебной задачи, прогнозируют ожидаемый результат, сопоставляют полученный результат с имеющимся уровнем знаний, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, вступают в речевое общение, активно участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к культуре других народов, понимают культурное многообразие мира, проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Сайт о Византии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.byzantium.ru/ История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель. Презентация «Искусство Византии», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание, понятия и термины | Образование и научные знания в Византии. Искусство Византии: архитектура, живопись. Культурные связи Византии. Икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.