IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Презентация «Византийская империя в VI– XI вв.» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь Индивидуальная Определяют особенности феодализма в Византии, понимают, какой властью обладал император Византийской империи, знают основные понятия и термины: ромеи, Сенат, василевс, автократия Познавательные: умеют работать с учебным материалом, используя знаково-символические средства, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем, для корректировки своих действий Записи в тетради Работа с картой «Византийская империя в IX веке и славяне в VI– XI вв.» Предлагает изучить историческую карту и ответить на следующие вопросы: – Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь? (Столицу Римской империи в Константинополь перенес император Константин I в 330 году.) – Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную? (Римская империя разделилась на Западную и Восточную в 395 г.) – Покажите на карте страны и области, входящие в состав Восточной Римской империи. – Покажите территорию Византийской империи при Юстиниане и после его смерти Изучают карту, выполняют задания Фронтальная Работают с исторической картой, знают итоги внешней политики, проводимой Юстинианом Познавательные: проводят поиск необходимой информации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий Устный опрос Работа с текстом учебника (п. 5, с. 52) Предлагает прочитать о вторжениях славян и арабов в Византию и письменно ответить на вопросы: – Какие народы вторгались на территорию Византии после смерти Юстиниана? (Сначала, в VI в., на Византию нападали славяне, а в VII в. с юга стали вторгаться арабы.) – Какие территории были ими захвачены? (Славяне от вторжений перешли к заселению империи: сначала заняли север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. Арабы захватили Палестину, Сирию и Египет.) Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания Индивидуальная работа Знают о вторжении славян и арабов в Византию Познавательные: овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки Письменные ответы на вопросы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Проблемный вопрос Рассказывает о Юстиниане I (см. Приложение 2). – Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем? Аргументируйте свою точку зрения Слушают рассказ, отвечают на вопрос Фронтальная Проводят оценку исторической личности Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в процессе общения для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: проявляют способность к определению своей позиции Ответы на вопрос VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учебник, § 6; записи в тетрадях Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Записывают домашнее задание Фронтальная   Индивидуальная   Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

Ресурсный материал к уроку

 Приложение 1

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В VI–XI ВВ.

Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г., после распада Римской империи на Западную и Восточную. Столицей империи был г. Константинополь, который получил свое название от имени своего основателя императора Константина I. Византия находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, которые связывали Европу и страны Востока. Император обладал почти неограниченной властью. Он издавал законы, был высшим судьей, главнокомандующим армии, главой церкви. Однако император обязан был подчиняться закону, он не был собственником всех земель империи.

Своего наивысшего расцвета Византия достигла во времена правления императора Юстиниана I (527–565 гг.). Он провел ряд важнейших реформ, к примеру ограничил власть вельмож, усилил армию и смог укрепить внешние границы своего государства. Юстиниан ввел единые для всей страны законы – «Свод гражданского права». При нем в состав Византии вошли Италия, Северная Африка и даже юго-западная часть Испании.

Приложение 2

ЮСТИНИАН I

Мнения современников о Юстиниане были весьма различны. Даже в оценке византийского историка Прокопия, служащего главным источником для изучения деятельности императора, встречаются противоречия: в одних сочинениях («Войны» и «Постройки») он восхваляет успехи широких и смелых завоевательных предприятий Юстиниана и преклоняется перед его художественным гением, а в других («Тайная история») резко чернит его память, называя императора «злым глупцом».

В личности Юстиниана негармонично переплетались умственные и нравственные контрасты. Он замышлял обширнейшие планы увеличения и усиления государства, но не обладал достаточными творческими силами для того, чтобы их цельно и полно воплотить; он претендовал на роль реформатора, а мог только хорошо усваивать не им выработанные идеи. Он был прост, доступен и воздержан в своих привычках – и вместе с тем, вследствие высокого самомнения, выросшего из успеха, окружил себя напыщенным этикетом и небывалой роскошью. Прямота и известное добросердечие исказились у него мало-помалу коварством и лживостью правителя, принужденного постоянно отстаивать удачно захваченную власть от всякого рода опасностей и покушений. Благожелательность к людям, которую он проявлял нередко, портилась частой местью врагам. Щедрость по отношению к бедствующим классам совмещалась в нем с алчностью и неразборчивостью в средствах добывания денег для обеспечения представительства, соответствующего его понятиям о собственном достоинстве. Стремление к справедливости, о которой он постоянно говорил, подавлялось непомерной жаждой господства и вырастающим на такой почве высокомерием. Он заявлял притязания на безграничный авторитет, но в опасные минуты часто был слабоволен и нерешителен, из-за чего подпадал под влияние не только более сильной характером своей жены Феодоры, но иногда даже ничтожных людей, обнаруживая тем самым трусость.

Все эти добродетели и пороки мало-помалу объединялись около выступавшей на первый план, ярко выраженной склонности к деспотизму. Под ее влиянием его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Все это приводило к результатам очень смешанного достоинства, и ими одними трудно объяснить, почему Юстиниан сопричислен к разряду «великих», а царствование его приобрело такое крупное значение. Дело в том, что помимо указанных свойств Юстиниан обладал замечательным упорством в проведении принятых мер и положительно феноменальной трудоспособностью. Он хотел, чтобы каждое мельчайшее распоряжение, касающееся политической и административной, религиозной и умственной жизни империи исходило от него лично и всякий спорный вопрос в тех же областях к нему возвращался.

Урок 8. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о важнейших достижениях византийской культуры; познакомить с понятиями: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера
Тип урока Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты Предметные: имеют представление о достижениях византийской культуры, знают основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, развивают аналитические способности, учатся структурировать знания. Регулятивные: осознают качество и уровень ранее усвоенного материала, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, формируют собственный алгоритм решения учебной задачи, прогнозируют ожидаемый результат, сопоставляют полученный результат с имеющимся уровнем знаний, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, вступают в речевое общение, активно участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к культуре других народов, понимают культурное многообразие мира, проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Образовательные ресурсы Сайт о Византии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.byzantium.ru/ История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель. Презентация «Искусство Византии», подготовленная учителем
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание, понятия и термины Образование и научные знания в Византии. Искусство Византии: архитектура, живопись. Культурные связи Византии. Икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера

Дата: 2019-03-05, просмотров: 190.