Работа
с картой
(с. 41)
| Предлагает изучить карту «Англия в раннее Средневековье» и выполнить следующие задания:
– Как на карте обозначены границы королевств англосаксов в VII в.? Покажите на карте эти государства. (Учащиеся должны показать Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс, Восточную Англию, Эссекс, Суссекс и Кент.)
– Какие народы проживали в Англии до вторжения германцев? (Бритты и частично скотты, на севере страны.)
– Сколько англосаксонских королевств образовалось в Англии? Какое из них было самым большим? (В Англии образовалось семь англосаксонских королевств. Самыми большими были Мерсия и Нортумбрия.)
| Изучают карту, формулируют ответы
| Фронтальная
| Читают историческую карту с опорой на легенду
| Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: владеют культурой речи
| Ответы на вопросы, работа с картой
| Рассказ учителя
| – Англия в древности была населена кельтскими племенами – бриттами, которые, по предположениям историков, пришли сюда из Галлии и подарили свое имя Британским островам. До наших дней дошли сказания о легендарном правителе бриттов короле Артуре и его сподвижниках – рыцарях Круглого стола. (Учитель может провести небольшую беседу о том, что учащимся известно о короле Артуре. Возможно, кто-то смотрел художественный фильм, где героем был этот правитель.) Бритты долгое время сражались против завоевателей – англов и саксов, однако в конце концов были частично уничтожены, частично оттеснены на запад, еще часть из них вернулась в Галлию и дала имя полуострову Бретань. Англы и саксы на завоеванных территориях образовали свои королевства, которые постоянно воевали между собой
| Слушают рассказ учителя. Делают краткие записи в тетради
| Фронтальная
| Понимают разницу между историческими фактами и мнениями, знают, какие народы населяли Англию в раннее Средневековье
| Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Познавательные: структурируют учебный материал, владеют умением составлять конспект, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
| Записи в тетради
|
Презентация «Норманны»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение)
| Слушают учителя. Делают записи в тетради
| Индивидуальная
| Усваивают новые понятия и термины: норманны, викинги
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
| Записи в тетради
|
Работа
с учебником
(п. 4,
с. 43–44)
| Предлагает прочитать о том, как проходила борьба англосаксов с норманнами, и ответить на следующие вопросы:
– Кто возглавил борьбу англосаксов против датчан? (Борьбу англосаксов против датчан возглавил Альфред Великий (871–899 гг.).)
– В чем сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого?
(Сходство военных реформ этих правителей в том, что они создали в своих армиях конное войско. Кроме того, Альфред для обороны от датчан сооружал крепости, строил морской флот.)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий. Дают аргументированные ответы на вопросы
| Работа в группах
| Знают о борьбе англосаксов с норманнами, определяют сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого
| Познавательные: выделяют логические части текста и определяют в них главное.
Личностные: учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений
| Устный опрос
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Беседа
| – Почему норманны смогли в течение такого долгого времени держать в страхе население Европы? Аргументируйте свой ответ. (В ответах должно прозвучать понимание того, что норманны были воинственным и суровым народом, а остальная Европа в это время была ослаблена феодальной раздробленностью. Раздираемые на части внутренними конфликтами, многие европейские государства просто не могли оказать достойного сопротивления норманнам, которые были великолепными мореходами и воинами.)
| Формулируют ответы, приводят примеры
| Работа в парах
| Излагают причины неспособности населения Европы противостоять нападениям норманнов
| Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
| Устный опрос
|
VI. Итоги урока. Реф-лексия
| Обобщающая беседа
| – Закончите предложения:
• Я приобрел…
• Я научился…
• Я смог…
• Меня заинтересовало…
• Мне захотелось…
| Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
на уроке
| Фронтальная
|
| Регулятивные: адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оцени-вание работы учащихся на уроке
|
Домашнее задание
| Учебник, § 5; записи в тетрадях.
Создать презентацию «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел» (6–7 слайдов).
Подготовить информационный проект «Средневековый монастырь»
(с. 46–47).
Создать историческую реконструкцию «Путешествие викингов» (с. 47)
| Записывают домашнее задание
| Индивидуальная
|
Ресурсный материал к уроку
НОРМАННЫ
Норманны (викинги) – участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII – середине XI вв. Так называли северных германцев – норвежцев, шведов и датчан, которые занимали территории Скандинавского и Ютландского полуостровов, острова Северного моря и западной Балтики.
Родные места норманнов были малопригодны для земледелия, поэтому основными занятиями местных жителей были скотоводство, рыболовство, а также военные морские походы.
На Руси норманны были известны как варяги. Один из них – Рюрик – основал здесь свою династию Рюриковичей, которая долгое время правила нашим государством.
В IX–XI вв. в Скандинавии образуются королевства Дания, Швеция и Норвегия.
На севере Франции норманны образовали герцогство Нормандию, а в южной Италии и на Сицилии – Сицилийское королевство.
Оседая на новых землях, норманны прекращали разбои и начинали заниматься торговлей.
Один из главных водных торговых путей того времени назывался «Путь из варяг в греки» и проходил от Балтийского моря в Византию через территорию Древней Руси.