Обобщающая таблица «Научные знания в странах Арабского халифата»
| Предлагает составить обобщающую таблицу на основе § 10 по следующим аспектам:
1) Какие научные области получили развитие в этот период?
2. Какие открытия были сделаны? (Пример таблицы см. в Приложении 1.)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание
| Работа в парах
| Анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки
| Познавательные: представляют результаты своей деятельности в табличной форме.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
| Таблица
| Рассказ учителя
| Акцентирует внимание на основных моментах:
– В этот период составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. У арабов существовала богатая поэзия. Особых успехов она достигла в Иране и Средней Азии. Здесь поэты писали на таджикско-персидском языке – фарси.
Один из самых известных поэтов этого времени – Фирдоуси (934–1020 гг.). Он создал знаменитую поэму «Шахнаме» («Книга царей»).
– Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания? (Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов заинтересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.)
| Слушают учителя, делают записи в тетради. С помощью учителя отвечают на проблемный вопрос
| Фронтальная
| Характеризуют достижения арабской литературы
| Познавательные: выделяют мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале.
Регулятивные: самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
| Устные ответы, записи в тетради
|
Презентация «Искус-ство стран Арабского халифата»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
1. Из всех видов искусства наибольшее развитие получила архитектура. Ярким примером служит Альгамбра – дворец эмира в городе Гранада.
2. Возводили дворцы, гробницы, крепости и мечети (около мечети обязательно строились минареты).
3. Арабские постройки богато украшались резьбой по камню, изразцами, мозаикой. 4. Стены зданий покрывались арабесками – сложными геометрическими узорами.
– Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.
| Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях
| Фронтальная
| Характеризуют искусство стран Арабского хали-фата
| Личностные: проявляют чувство прекрасного и другие эстетические чувства на основе знакомства с арабской культурой.
Регулятивные: осуществляют самоконтроль учебной деятельности
| Записи в тетрадях
|
Работа с учебником
(с. 83)
| – Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира.
– Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учебе? (В своих ответах учащиеся могут опираться на материал, использованный при составлении таблицы, и записи в тетрадях.)
| Читают текст, анализируют полученную информацию, формулируют ответы
| Индивидуальная
| Применяют исторические знания для оценки явлений современного мира
| Регулятивные: нацеливают себя на выполнение поставленной задачи.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникационных задач
| Устные ответы
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Задание по карточке
(см. Приложение2)
| Класс делится на группы. Каждой группе дается карточка с заданием
| Вставляют пропущенные слова
| Работа в группах
| Соотносят историческое описание с изученными понятиями
| Коммуникативные: оказывают друг другу в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностные: осознают ответственность за общее дело
| Устный опрос
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учебник, § 10; записи в тетрадях.
Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник» (с. 85).
Групповой творческий проект «Дворец халифа» (с. 85)
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
Область знаний
| Открытия и достижения
|
Математика
| Создали алгебру.
Пользовались индийскими цифрами, которые впоследствии стали называться арабскими
|
Астрономия
| Приблизительно вычислили окружность Земли.
Описали положение видимых звезд на небе.
Аль-Бируни высказал догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него
|
История
| Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам.
Историки прославляли завоевания арабов, кратко излагали историю римских, византийских и иранских правителей
|
География
| Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы.
Составили карты известных арабам стран и морей
|
Медицина
| Ибн Сина написал более ста научных трудов. В одном из своих произведений он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать
|
Приложение 2
КАРТОЧКА
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на ___________ вв. Она имела огромное значение для современников. К примеру, сочинение ___________ по медицине вплоть до XVII в. было настольной книгой европейских врачей.
В этот период сложился известный всему миру сборник сказок __________________________. Значительных успехов достигло развитие архитектуры, в которой наибольшей популярностью пользуются культовые и дворцовые здания, например ____________ в Гранаде. Больших успехов достигла философия. От арабов европейцы получили не только _________ и новую систему счета, но и знания по астрономии, математике, медицине.
Слова для заполнения пропусков: VIII–IX вв., Авиценна, «Тысяча и одна ночь», дворец Альгамбра, цифры.