IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Презентация по теме «Территория и образ жизни славян» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях Фронтальная Усваивают основные понятия и термины: вече, князья, союз племен Познавательные: структурируют учебный материал. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Конспект Работа с историческим источником (с. 62) Предлагает прочитать «Византийский военный трактат VI–VII веков о славянах». – На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство? (У славян было много разнообразного скота и «плодов земных», в особенности проса и пшеницы. Это говорит о том, что они занимались земледелием и скотоводством.) – Что может сообщить документ об устройстве и управлении славянских племен в то время? (Славяне не имели над собой главы и враждовали друг с другом, не умели сражаться на открытой местности, предпочитая действовать в лесах.) Работают с историческим источником, отвечают на вопросы Индивидуальная Самостоятельно извлекают информацию из исторических источников   Регулятивные: выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строят монологические высказывания Ответы на вопросы Рассказ учителя «Болгарское цар- ство» (см. Приложение 2) – Когда образовалось Болгарское государство? (Первое Болгарское царство было образовано в VII в.) – Каких правителей Болгарии вы знае- те? Чем они знамениты? (Хан Аспарух – основатель первого Болгарского царства, обложил данью Византию; князь Симеон воевал с Византией, захватил Сербию.) – Какие отношения были у Болгарского государства с Византией? (С одной стороны, они постоянно воевали друг с другом; с другой, между ними происходил культурный обмен – болгары приняли христианство от Византии.) Слушают рассказ учителя, конспектируют материал Индивидуальная Имеют представление об образовании ранних славянских государств Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Конспект, устные ответы Работа с картой (с. 61) Предлагает изучить карту «Болгарское государство в VII–X вв.». – Покажите территорию Болгарского государства. – Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX вв.? – Какие земли завоевал князь Симеон? Работают с картой, формулируют ответы   Индивидуальная Читают историческую карту с опорой на легенду Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Работа с картой, устные ответы Работа с учебни- ком (п. 4, с. 63–64) Предлагает прочитать о создании Велико-моравской державы и письменно ответить на вопросы: – Когда и где возникла Великоморавская держава? (Великоморавская держава возникла в первой половине IX в. в долине реки Моравы.) – Кто такие Кирилл и Мефодий? В чем их заслуга? (Кирилл и Мефодий – первые славянские просветители. Они были создателями славянской письменности.) – Каковы причины распада Великоморавской державы? (Великоморавскую державу ослабила длительная борьба с Германией.) Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания Индивидуальная Знают о Великоморавской державе и создателях славянской письменности Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: формируют представление о динамике развития современных форм общественной жизни Письменные ответы Рассказ учителя «Образование славянских государств» Акцентирует внимание учащихся на основных моментах: • В последней четверти IX в. образовалось Древнерусское государство. • В X в. образовалось Чешское государство. • Во второй половине X в. было образовано Польское государство Слушают рассказ учителя, записывают тезисы в тетрадь Фронтальная Знают хронологические рамки образования славянских государств Познавательные: умеют составлять тезисы на основе учебного материала. Личностные: формируют картину мира на основе сопричастности истории своей страны общемировому историческому процессу Записи в тетради Работа с картой (с. 65) Предлагает изучить карту «Образование славянских государств в IX–XI вв.» и ответить на следующие вопросы: – Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. – Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам? (Половцы, пруссы, авары.) Работают с картой, формулируют ответы Работа в парах Читают историческую карту с опорой на легенду Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Устные ответы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Работа с учебником (§ 8) Класс делится на группы. – Составьте развернутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите ее Составляют развернутый план параграфа Работа в группах Различают факт (событие) и его описание Познавательные: осваивают смысловое чтение, владеют умением составлять развернутый план. Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути ее решения, корректируют свою деятельность. Коммуникативные: умеют вести диалог в совместной деятельности Развернутый план VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа Домашнее задание – Закончите предложения: • Я приобрел…   • Я научился… • Я смог…           • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Мне понравилось… Учебник, § 8; записи в тетрадях.  Информационный проект «Создание славянской азбуки» (с. 67) Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание Фронтальная Индивидуальная Коммуникативные: умеют выслушивать мнения других. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

ТЕРРИТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СЛАВЯН

Территория расселения славянских племен в VI–VII вв. довольно велика: от Эльбы на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Со временем славянские племена разделились на 3 ветви: • западные славяне – чехи, поляки, словаки;  • южные славяне – болгары, сербы, хорваты;

• восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Основными занятиями древних славян были земледелие, скотоводство, ремесла. Управление племенем у славян осуществляло вече – народное собрание. Во главе племен находились князья – военные вожди. Для защиты от внешних врагов племена славян объединялись в союзы племен.

Приложение 2

БОЛГАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО

В 623 г. хан Кубрат объединил тюркские племена, образовав на Волге государство Великая Булгария. После нашествия хазар это государство распалось, и часть тюрков-булгар во главе с ханом Аспарухом отправилась на Балканы. Здесь ими было образовано первое Болгарское царство. Тюрки смешались с местным славянским населением, образовав новый народ – болгар.

Так в VII в. возникло первое Болгарское царство. Оно простиралось по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта. В период своего наивысшего могущества оно имело выход к трем морям и охватывало территорию всего Балканского полуострова.

Вновь образованное государство было таким сильным, что в 681 г. хан Аспарух разгромил войска византийского императора Константина IV и обложил Византию ежегодной данью. В середине IX в. Болгария принимает христианство по византийскому образцу. Одним из знаменитых правителей Болгарии был князь Симеон. При нем не раз осаждалась столица Византии, была захвачена Сербия. Однако после его смерти Болгария переживает кризис. В XI в. византийский император Василий II Болгаробойца совершал походы на Болгарию. Однажды он приказал ослепить 14 тысяч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю и, для устрашения, отпустил домой. (И это совершил правитель «культурной» Византии!) В 1018 г. Болгария окончательно теряет самостоятельность, захваченная Византией.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.