IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рассказ учителя Акцентирует внимание учащихся на основных вопросах: – Государство нуждалось в грамотных чиновниках, поэтому организовывались церковные, государственные и частные школы. В школах изучали чтение, письмо, счет, церковное пение, Священное писание. В IX веке в Константинополе была открыта высшая школа, где преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу Слушают рассказ учителя, делают краткие записи в тетради Фронтальная Кратко характеризуют образование в Византии Личностные: проявляют уважение к культуре других народов Записи в тетради Работа с текстом учебника (п. 2, с. 54–55) и составление обобща-ющей таблицы «Научные знания в Византии» – прочитайте текст, заполните таблицу (см. Приложение 1) по следующим аспектам: 1) Какие научные области получили развитие в Византии в этот период? 2) Какие открытия были сделаны? Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания Индивидуальная С опорой на таблицу могут рассказать о развитии научных знаний в Византии Познавательные: развивают аналитические способности, работая с таблицей «Научные знания в Византии»; учатся структурировать знания. Регулятивные: формируют собственный алгоритм решения учебной задачи; прогнозируют ожидаемый результат и сопоставляют его с полученным Таблица Презентация по теме «Искусство Византии» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: • Наибольшее развитие получили архитектура, мозаика и иконопись. • В архитектуре утверждается крестово-купольный храм (ярким примером служит построенный в это время собор Святой Софии в Константинополе). • Мозаика – изображения, выложенные из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. • Позже стали использовать фрески. Фрески писали водяными красками по сырой штукатурке. • Главное достижение византийской культуры данного периода – иконопись (обязательно объяснить учащимся основные отличия иконы от картины, см. Приложение 2) Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях Фронтальная Имеют представления о достижениях византийской культуры в архитектуре, живописи; усваивают основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: понимают культурное многообразие мира Записи в тетради Рассказ учителя Учитель акцентирует внимание на основных вопросах (см. Приложение 3): – Какие страны приняли христианство под влиянием Византии? (Болгария, Сербия и Киевская Русь.) – Каким образом это сказалось на развитии их культуры? (В этих странах начинают строиться храмы и монастыри, растет грамотность, развиваются архитектура, иконопись) Слушают рассказ учителя, дают развернутые ответы на вопросы Фронтальная Рассказывают о культуре Византии Познавательные: выделяют существенную информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Устный опрос V. Первичное осмысление и закрепление знаний Беседа – Почему государство нуждалось в грамотных людях? – Какие научные области получили наибольшее распространение? Почему? Формулируют ответы, приводят примеры Фронтальная Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий Коммуникативные: вступают в речевое общение, активно участвуют в коллективном обсуждении Ответы на вопросы VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Что было самым ценным из услышанного? – Хотел бы ты изменить что-нибудь? Учебник, § 7; записи в тетрадях.  Подготовить презентацию (5–6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.  Творческий проект «Византийская мозаика» (с. 67) Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание Фронтальная     Индивидуальная Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

 

 

Ресурсный материал к уроку

 Приложение 1

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ВИЗАНТИИ

Область знаний Открытия и достижения
Математика Введено буквенное обозначение в алгебре. Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой
Медицина Составлялись учебные пособия. В XI в. в Константинополе создано медицинское училище (первое в Европе)
Химия Был изобретен «греческий огонь» – зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой
География Умели чертить карты и планы городов. Оставлены описания разных стран и народов
История Сочинения Прокопия Кесарийского (VI в.), Льва Диакона (X в.), Дуки (XIV в.)

 Приложение 2*

Икона Картина
Икона – откровение Божие. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона – средство общения с Богом и святыми. Для иконы характерна обратная перспектива Картина – это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения. Картине присуща индивидуальность автора: характерное именно для него цветовое решение, своеобразная живописная манера. Картина эмоциональна, она принадлежит духовному миру художника. Картина – средство общения с автором и его идеями. Картина построена по законам прямой перспективы

Приложение 3

Византия в начале Средневековья обладала богатым культурным наследством, доставшимся ей от Рима. Ее мастеров приглашали ко дворам многих европейских монархов. Именно здесь был центр изучения точных наук, медицины, законодательства, греческого языка, не говоря уже об архитектуре и иконописи.

Византийская культура оказала огромное влияние на развитие многих государств, особенно на славян.

Болгария, Сербия и Киевская Русь принимают христианство по византийскому образцу, первые храмы в этих странах строят византийские мастера. Влияние византийской культуры можно проследить и в культуре Армении и Грузии.

 

 

Урок 9. ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племен
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные:  имеют представление об образовании ранних славянских государств; знают основные понятия и термины: вече, князья, союз племен; работают с исторической картой; самостоятельно извлекают информацию из исторических источников. Метапредметные: Познавательные: умеют отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу, структурируют учебный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах, умеют составлять тезисы на основе учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации, осваивают смысловое чтение, владеют умением составлять развернутый план. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути ее решения, корректируют свою деятельность для достижения необходимого результата, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: строят монологические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют диалогической формой речи, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, получают представления о динамике развития современных форм общественной жизни, формируют картину мира на основе сопричастности истории своей страны общемировому историческому процессу
Образовательные ресурсы Первое Болгарское царство [Электронный ресурс].
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основное содержание, понятия и термины Территория и образ жизни славян. Образование славянских государств. Болгарское государство. Великоморавская держава. Вече, князья, союз племен

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.