Презентация на тему «Феодальная раздробленность…»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)
| Слушают учителя, составляют конспект
| Индивидуальная, фронтальная
работа
| Знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн
| Познавательные: умеют работать с иллюстративным материалом, использовать современные источники информации.
Регулятивные: выбирают способ и результат действий
| Записи в тетради
| Беседа по теме «Слабость королевской власти
во Франции»
| Формулирует проблемный вопрос:
– Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим положение Франции в этот период (см. Приложение 2).
Основной вывод: королевская власть была необходима феодалам для организации обороны от внешних врагов, а также выступала в роли верховного судьи во всевозможных спорах
| Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение
и формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетрадях. Подводят итог
| Индивидуальная
| Определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период
| Познавательные: формулируют и обосновывают выводы.
Коммуникативные: владеют диалогической формой
речи, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Записи в тетради, устные ответы
|
Работа
с учебни-
ком (п. 5,
с. 38–39)
| Предлагает прочитать о том, каким образом произошло образование Священной Римской империи, и письменно ответить на вопрос:
– Как образовалась Священная Римская империя? (В 962 г. Оттон I был провозглашен императором. Его власть распространялась на Германию и часть Италии. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.)
| Формулируют ответы, делают записи в тетрадь
| Фронтальная
| Знают, как образовалась Священная Римская империя
| Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, корректируют свою деятельность
| Письменный опрос
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Игра
| Предлагает задание:
– Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ. Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога
| Составляют диалог, формулируют ответы, приводят примеры
| Работа в парах
| Составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала
о нарушении вассальной клятвы
| Личностные: осознают ответственность за общее дело.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль.
Коммуникативные: определяют способы взаимодействия с партнером
| Игра
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Обобщающая беседа
Домашнее задание
| – Закончите предложения:
• Самым интересным на уроке было…
• Мне понравилось…
• Сегодня я не понял…
• Хотелось бы подробнее узнать о…
Учебник, § 4; записи в тетрадях
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
на уроке
Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала.
Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX–XI вв.
В IX–XI вв. в Западной Европе каждый крупный феод (земельное владение) был как маленькое независимое государство, а феодал для простого населения был не просто землевладельцем, но и государем – сеньором.
В руках феодала находились суд, администрация, военные и политические силы.
Отношения между феодалами строились по принципу строгой иерархии, или проще – лестницы. На вершине феодальной лестницы находился король, он считался главным сеньором всех феодалов. Ниже располагалась титулованная знать (духовная и светская): герцоги и графы, а также архиепископы, епископы. Фактически каждый из них был независим от короля: на своих землях они чеканили свою монету, имели свое войско, вершили суд, объявляли войны. Дальше стояли бароны – они были вассалами герцогов и графов. (Вассал – это феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.) Бароны, в свою очередь, были сеньорами рыцарей, которые не всегда обладали собственными вассалами.
Крестьяне не входили в феодальную лестницу, они считались простолюдинами, в отличие от феодалов, которые образовывали класс благородных людей.
Благодаря существованию «феодальной лестницы» феодалы были фактически независимы от короля.
Особенностью феодальных отношений был принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал», при котором феодалы, стоящие на низшей ступени, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их собственные сеньоры.
Приложение 2
СЛАБОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В IX–XI вв.
Как мы с вами уже знаем, в период феодальной раздробленности королевская власть постепенно ослабевает. Это наглядно видно по именам французских королей, которым современники давали унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. С конца IX в. династия Каролингов правит лишь номинально, а фактическая власть находится в руках наиболее влиятельных феодалов. С пресечением королевской династии в 987 г. на трон был возведен богатый и влиятельный граф Парижский Гуго Капет (это прозвище он получил из-за любимого им головного убора – капюшона). Он стал основателем новой правящей династии – Капетингов, которая находилась у власти до 1848 г.
Некогда единое государство в этот период было раздроблено на 14 частей, и многие из них значительно превышали королевские владения. Король считался лишь первым среди равных. К тому же смена династии плохо отразилась на авторитете королевской власти, нового правителя признали далеко не все и не сразу, а когда это произошло, то было только формальным. Королевский домен (владение) был сравнительно небольшим – это территория между Парижем и Орлеаном.
Не обладая реальной властью, король не издавал общегосударственных указов, законов, не мог собирать налоги в свою казну. Соответственно, у него не было сильного наемного войска, его армию составляли лишь собственные вассалы, получившие земли в его владениях.