IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Презентация на тему «Феодальная раздробленность…»   Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) Слушают учителя, составляют конспект Индивидуальная, фронтальная работа Знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн Познавательные: умеют работать с иллюстративным материалом, использовать современные источники информации. Регулятивные: выбирают способ и результат действий Записи в тетради Беседа по теме «Слабость королевской власти во Франции» Формулирует проблемный вопрос: – Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим положение Франции в этот период (см. Приложение 2). Основной вывод: королевская власть была необходима феодалам для организации обороны от внешних врагов, а также выступала в роли верховного судьи во всевозможных спорах Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение и формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетрадях. Подводят итог Индивидуальная Определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период Познавательные: формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Записи в тетради, устные ответы Работа с учебни- ком (п. 5, с. 38–39) Предлагает прочитать о том, каким образом произошло образование Священной Римской империи, и письменно ответить на вопрос: – Как образовалась Священная Римская империя? (В 962 г. Оттон I был провозглашен императором. Его власть распространялась на Германию и часть Италии. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.) Формулируют ответы, делают записи в тетрадь Фронтальная Знают, как образовалась Священная Римская империя Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии  с поставленной учебной задачей, корректируют свою деятельность Письменный опрос V. Первичное осмысление и закрепление знаний Игра Предлагает задание: – Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ. Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога Составляют диалог, формулируют ответы, приводят примеры Работа в парах Составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала о нарушении вассальной клятвы Личностные: осознают ответственность за общее дело. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные: определяют способы взаимодействия с партнером Игра VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Закончите предложения: • Самым интересным на уроке было… • Мне понравилось… • Сегодня я не понял… • Хотелось бы подробнее узнать о… Учебник, § 4; записи в тетрадях Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание Фронтальная     Индивидуальная Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX–XI вв.

В IX–XI вв. в Западной Европе каждый крупный феод (земельное владение) был как маленькое независимое государство, а феодал для простого населения был не просто землевладельцем, но и государем – сеньором.

В руках феодала находились суд, администрация, военные и политические силы.

Отношения между феодалами строились по принципу строгой иерархии, или проще – лестницы. На вершине феодальной лестницы находился король, он считался главным сеньором всех феодалов. Ниже располагалась титулованная знать (духовная и светская): герцоги и графы, а также архиепископы, епископы. Фактически каждый из них был независим от короля: на своих землях они чеканили свою монету, имели свое войско, вершили суд, объявляли войны. Дальше стояли бароны – они были вассалами герцогов и графов. (Вассал – это феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.) Бароны, в свою очередь, были сеньорами рыцарей, которые не всегда обладали собственными вассалами.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу, они считались простолюдинами, в отличие от феодалов, которые образовывали класс благородных людей.

Благодаря существованию «феодальной лестницы» феодалы были фактически независимы от короля.

Особенностью феодальных отношений был принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал», при котором феодалы, стоящие на низшей ступени, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их собственные сеньоры.

Приложение 2

СЛАБОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В IX–XI вв.

Как мы с вами уже знаем, в период феодальной раздробленности королевская власть постепенно ослабевает. Это наглядно видно по именам французских королей, которым современники давали унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. С конца IX в. династия Каролингов правит лишь номинально, а фактическая власть находится в руках наиболее влиятельных феодалов. С пресечением королевской династии в 987 г. на трон был возведен богатый и влиятельный граф Парижский Гуго Капет (это прозвище он получил из-за любимого им головного убора – капюшона). Он стал основателем новой правящей династии – Капетингов, которая находилась у власти до 1848 г.

Некогда единое государство в этот период было раздроблено на 14 частей, и многие из них значительно превышали королевские владения. Король считался лишь первым среди равных. К тому же смена династии плохо отразилась на авторитете королевской власти, нового правителя признали далеко не все и не сразу, а когда это произошло, то было только формальным. Королевский домен (владение) был сравнительно небольшим – это территория между Парижем и Орлеаном.

Не обладая реальной властью, король не издавал общегосударственных указов, законов, не мог собирать налоги в свою казну. Соответственно, у него не было сильного наемного войска, его армию составляли лишь собственные вассалы, получившие земли в его владениях.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 180.